Анализ хода реализации исследовательской деятельности "Формирование самооценки младшего школьника в условиях безотметочного обучения"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, это в свою очередь предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству. [1]

Мы проводили исследование  «Формирование самооценки младших школьников в условиях безотметочного обучения». На протяжении 4-х лет учащиеся моего класса обучались без отметок. Сейчас они перешли в старшую школу,  и мы хотим представить некоторые результаты данного исследования. Отметка отменяется, а что же остается? А остается оценка , и не только оценка учителя, но и самооценка учащихся.

Цель исследования: выявить условия, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младших школьников

Мы поставили  следующие задачи: создание научно – методической базы опытно – исследовательской работы; выработка единой оценочной политики школы и семьи; формирование у учащихся умения контролировать свою учебную деятельность; обучение детей алгоритму самооценивания учебной деятельности; создание системы оценивания учебных достижений в условиях безотметочного обучения; создание мониторинга уровня сформированности самооценки, личностного развития обучающихся в условиях безотметочного обучения.

Мы предполагали: положительную динамику уровня физического развития и сохранения здоровья учащихся (пропуски уроков, уровень физического развития, уровень школьной тревожности); усвоение учащимися процедуры самоконтроля и самооценки; положительную динамику уровня сформированности адекватной самооценки; осознанное восприятие отметки (как определенной суммы знаний на данный период) в последующем обучении; сохранение мотивации к обучению.

В своем исследовании мы использовали следующие методы: анализ и синтез теоретических источников и проблем в области оценивания знаний, умений и навыков; социологические методы (анкетирование, тестирование); аналитическая диагностика; изучение педагогической и психологической литературы и документации; обобщение опыта безотметочного обучения и развития самооценивания учащихся.

Этапы исследования:

2004/2005 учебный год – Создание научно-методической базы опытно-исследовательской работы.
2005/2006 учебный год – 1 класс – Выработка единой оценочной политики школы и семьи. Формирование алгоритма самоконтроля и самооценки в учебной деятельности.
2006/2007 учебный год – 2 класс – Создание системы оценивания  учебных достижений в условиях безотметочного обучения.
2007/2008 учебный год – 3 класс – Формирование мониторинга личностного развития обучающихся в условиях безотметочного обучения.
2008/2009 учебный год – 4 класс – Подведение итогов исследовательской деятельности,  анализ результатов.
2009/2010 учебный год – 5 класс – Наблюдение за адаптацией пятиклассников  в условиях введения отметочного обучения.

Был сформирован  мониторинг, включающий следующие методики диагностики: исследование уровня сформированности самооценки по методу Дембо-Рубинштейна; определение уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.); определение уровня школьной тревожности Филипса; уровень самооценки личностных качеств (по Мухиной В.С.); определение самооценки успешности учебной деятельности  (шкала Бруковера); уровень воспитанности обучающихся (по Щурковой Н.Е.); уровень физического развития обучающихся.

Соотнесение достигнутых результатов с планируемыми: наблюдается уменьшение количества пропущенных уроков по болезни, уменьшается количество уроков, пропущенных среднестатистическим учеником за год, наблюдается положительная динамика уровня физического развития, уровня тревожности, уровня усвоения программного материала, уровня развития речевых и коммуникативных умений, уровня воспитанности.
На первое место учащиеся поставили такие факторы:

  • учусь, потому что хочу больше знать;
  • учусь, чтобы потом хорошо работать;
  • учусь, потому что на уроках интересно;
  • учусь, потому что в наше время нельзя быть незнающим.

Это подтверждает сформированность внутренней мотивации учебной деятельности, что является одним из показателей адекватной самооценки учебной деятельности.

Наблюдается увеличение числа детей адекватно оценивающих учебную деятельность. Снизилось количество детей с завышенной и заниженной самооценкой.

В учебной деятельности считают себя очень успешными, успешными и довольно-таки успешными 20 человек (83% уч-ся), что также является важнейшим показателем сформированности самооценки учебной деятельности.

Анализ результатов выявленных в ходе исследования показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам. Следовательно, формирование самооценки  оказывает положительное влияние на личностное развитие учащихся.

Однако у нас возникли следующие проблемы:

  • процедура усвоения алгоритма самооценивания затруднена у учащихся с низким уровнем развития мышления и речи;
  • преемственность со школой II ступени в оценивании учебных достижений учащихся;
  • несмотря на выработанные единые подходы к оцениванию в условиях безотметочного обучения, родители упорно переводят словесное оценивание в привычную балльную отметку;
  • резкое увеличение объема аналитической работы учителя.

Литература:

1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях. М.: Просвещение. 2009.