Урок информатики по теме "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно"

Разделы: Информатика


Раздел программы: “Теоретическая информатика”.

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Тема урока:

“Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно”

Тип урока: изложение нового материала.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • мультимедийный проектор.

Обеспечение:

  • презентация к уроку (файл Презентация.ppt);
  • карточки с заданиями по теме урока (файл Приложение1.doc);
  • электронный учебный модуль “О системах счисления” (файл Приложение 2) ;

Цели урока:

Сформировать умения и навыки перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.

Задачи урока:

Обучающие: познакомить учащихся с понятиями двоичной триады и тетрады; научить переводу чисел по примерам; работать с числами по  алгоритму; научить самостоятельно оценивать результаты решения.

Развивающие: развивать логическое мышление, умения рациональной деятельности; воздействие на психологические процессы: внимания, восприятия, памяти.

Воспитательные: формировать всесторонние интересы; информационную культуру.

Предварительная подготовка учащихся

Проведены занятия по изучению основных понятий: система счисления и их виды, алфавит и основание позиционной системы счисления. Учащиеся получили знания и умения по переводу чисел в позиционных системах счисления.

Методы обучения (формы)

Для достижения цели выбраны сочетание разных методов обучения, основным является объяснительно – иллюстративный, используются элементы проблемного обучения.   Форма урока – комбинированный урок. Формы обучения:   обще – классная, в малых группах и индивидуальная.

Структура урока:

Наименование этапа урока Содержание Время
1. Организационный момент.

Психологический настрой на деятельность

Приветствие. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока. 1-2
2. Повторение сформированных умений и навыков (опорных). Сообщения учащихся о системах счисления (1-2). Фронтальный опрос. 8
3. Объяснение нового материала. Ознакомление с новыми понятиями, показ образца перевода чисел, формирования навыков. Демонстрация преподавателем презентации. Диалог учителя с учащимися. Работа учащихся в парах по карточке. 15
Упражнения на их освоение. Закрепление изученного. Упражнения на их закрепление, на перенос в сходную ситуацию, творческого характера. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции. Самостоятельное выполнение заданий 10
   
4. Задание на дом.   2
5. Итог урока. Объявление результатов урока (что получилось, что еще предстоит выполнить,  оценки) 3
  Время урока   40

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Объявление темы. Разъяснение целей урока. Мотивация учебной деятельности. Cлайд 1-2. (Презентация.ppt).

2. Повторение сформированных знаний и умений.

Сообщение учащихся по теме “Системы счисления”.

Фронтальный опрос по предыдущему материалу. Слайд 3. (Презентация.ppt).

3. Объяснение нового материала.

Демонстрация слайдов 4-9 (Презентация.ppt).

Отвечая на вопрос вы уже дали один правильный алгоритм перевода числа из двоичного в восьмеричное. Но есть более простой и рациональный способ, с которым мы сегодня и познакомимся. Из Таблицы видно, что в двоичной системе запись чисел второй восьмерки (от 8 до 15) отличается от записи первой восьмерки (от 0 до 7) наличием единицы в четвертом (справа) разряде. На этом основан алгоритм перевода двоичных чисел в восьмеричные “по триадам”. Для применения этого алгоритма надо разбить двоичное число на тройки цифр (считая справа) и записать вместо каждой из троек восьмеричную цифру.

У вас на партах приготовлены карточки с заданиями. Работая малыми группами (2 человека) выполните первое задание (Приложение 1). Сравним ваши результаты (если есть ошибки, то разбираем их).

Крайняя левая тройка может быть неполной (как в примере), для получения полных троек можно приписать слева недостающие нули. Выполните второе задание и сравним результаты.

Для перевода чисел из восьмеричной системы в двоичную используется обратный алгоритм: восьмеричные цифры заменяются на тройки двоичных цифр (при необходимости слева дописываются недостающие нули). Выполните третье задание и сравним результаты.

Для перевода чисел из двоичной системы в шестнадцатеричную используется алгоритм “по тетрадам”. Сформулируйте правила перевода двоичных чисел в шестнадцатеричные. Строка двоичных цифр разбивается на четверки и вместо них записываются шестнадцатеричные цифры. Выполните четвертое задание и сравним результаты.

Аналогично работает и обратный алгоритм: вместо шестнадцатеричных цифр подставляются четверки двоичных цифр.

Из восьмеричной системы в шестнадцатеричную и обратно проще переводить числа через двоичную систему.

Самостоятельная работа.

Предлагаю выполнить самостоятельную работу для закрепления полученных знаний. Откройте учебный модуль Рабочий стол/ Системы счисления/О системах счисления (Приложение 2) Страница “Реши”. Там же вы найдёте таблицу “Примеры записи натуральных чисел в четырех системах счисления”, которую можно использовать в работе.

Выполните самопроверку. Слайд 10. (Презентация.ppt).

Для проверки предлагаю устно объяснить алгоритм решения некоторых примеров.

4. Задание на дом.

Выполнить перевод чисел. Слайд 11. (Презентация.ppt).

5. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащихся. Анализ работы учеников.

Не у всех( у всех) все получилось. Мы вернемся к ней на следующий урок. У кого есть вопросы  – жду на индивидуальной консультации.

Если же время еще остается, то – “Давайте вспомним, что нового  узнали сегодня”.

Приложение 2

Презентация