Исследование функции на монотонность. 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели урока:

Образовательные:

  • повторить описание свойств кусочной функции по графику;
  • вывести и усвоить формальные определения возрастания и убывания функции;
  • научить доказывать монотонность функции на области определения.

Воспитательные:

  • воспитание познавательного интереса;
  • воспитание культуры общения;
  • воспитание ответственности за общее дело.

Развивающие:

  • развитие мышления и математической речи через формулировку общих выводов и обобщений.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

"Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять"
Р. Декарт.

_. Домашнее задание к этому уроку: выясните, людям каких профессий по роду своей деятельности приходится читать графики.

Ответы: - кардиолог (кардиограмма)

- экономист (график динамики роста цен, роста стоимости нефти, рост курса $ )

- метеоролог ( график изменения температуры за год)

- сейсмолог ( график колебания активности вулкана, сейсмоактивность данной местности).

Вывод: графики приходится читать людям очень многих профессий, умение читать графики - это одна из составляющих культуры человека, показатель его образованности.

__. Давайте посмотрим, насколько мы владеем этой культурой.

Аукцион "Чтение графика"

Последний ученик, правильно назвавший свойство функции, получает "5"

 

Дополнительный аукцион:

Кусочек графика какой функции изображен на чертеже?

___. Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим только одно свойство функции - монотонность.

Подберите к прилагательному "монотонный" существительное. О чем говорят "монотонный"?

Дождь.

Ритм.

Движение.

Монотонный - значит какой? Одинаковый, повторяющийся.

С каким свойством функции можно связать словосочетание - монотонное движение? Движение куда?

Итак: монотонность - это возрастание и убывание функции.

В тетради: число, тема урока "Исследование функции на монотонность".

Давайте начнем с того, что мы уже знаем - с графика. Начертите в каждом столбике систему координат и изобразите график произвольной функции, обладающей указанным свойством на всей области определения.

В тетради таблица:

  Убывающая Постоянная Возрастающая
график
определение x1< x2 => y1> y2

при увеличении х у уменьшается

чем больше х, тем меньше у

большему значе нию х соответствует меньшее значение у.

   
примеры функций      

Отложим в сторону тетради. Для дальнейшего изучения свойства, давайте еще раз убедимся, что мы все хорошо понимаем о чем идет речь на уроке. Собираем лото.

Инструкция: На каждой парте таблица и набор карточек.

Работаем в парах. Карточек больше, чем необходимо. Будьте внимательны. Лото собирайте на тетрадке, чтобы потом перевернув, мы прочитали закодированную фразу, правильность которой зависит от слаженной работы каждой пары.

  график убывающей функции график постоянной функции график возрастающей функции
график произвольной функции      
график известной функции      
график кусочной функции      

Набор карточек:

 

После того как каждая пара сложит лото и перевернет таблицу, из получившихся слов получается фраза:

"От живого созерцания к абстрактному мышлению, от него к практике - таков путь познания истины" Ф. Энгельс.

На боковой доске:

Нам сегодня предстоит подняться по этой лесенке, чтобы постигнуть лишь малую крупицу истины знаний, которые накопило человечество на своем пути развития.

Как вы думаете, на какой ступеньке мы находимся? Созерцание, т.е. рассматриваем графики. Продолжаем работу в тетради, в первом столбике таблицы.

Зафиксируйте х1, найдите по графику соответствующее у1, зафиксируйте х2 - найдите у2. Сравните х1 и х21< х2). Что происходит со значением х?

Сравните у1 и у21 > у2). Что происходит со значением у?

Вывод: Большему значению х соответствует меньшее значение у. Это и есть определение убывающей функции. Запишите его в таблицу.

Самостоятельная работа.

1 вариант. Проделайте те же операции во втором столбике таблицы.

2 вариант. Заполните третий столбик.

Проверка по доске и в парах обмен результатами.

Итог работы.

Если мы знаем определение, то график для установления вида монотонности нам не нужен. А это значит, что мы поднялись на вторую ступеньку по лестнице познания.

Осталось применить свои знания на практике.

_V. Задачник стр.194, № 4, 5 [2].Один ученик у доски.

Дано: у = 2х - 5

х1< х2

Доказать: у1< у2

Доказательство:

х1< х2 |· 2

1 < 2х2 | + (- 5)

1 - 5 < 2х2 - 5

у1< у2 > функция у = 2х - 5 - возрастающая.

Дано: у = 7 - 13х

х1< х2

Доказать: у1> у2

Доказательство : аналогично

Как называются функции, которые мы исследовали? От чего зависит вид монотонности линейной функции? Запишите вывод в таблицу. Используя этот вывод, выполним устно № 6. [2].

№ 8(а,б) [2]. по вариантам, оформить в тетради по образцу.

Проверка вывода: как называется функция? Какой общей формулой задается функция? От чего зависит вид монотонности? Запишите в таблицу.

Как вы думаете, будет ли меняться вид монотонности, если смещать график вдоль оси Ох или Оу?

№ 8(в,г) [2]устно.

Вспомните графики известных функций. Какая из них одинаково ведет себя на всей области определения? у = . Запишите в таблицу.

V. Наш урок подходит к концу. Закройте тетради. Откройте дневники.

Домашнее задание:

на "3" - выучить определения  10 [1]., 32 № 1,2[2];

на "4" +  32 № 11[2].,

на "5" + задание на карточке.

Построй графики - получишь рисунок. [3].

"собачка"

х = 8, - 19 у - 3;

у = - х - 11, 0 х 8;

х = 0, - 19 у - 11;

у = - х - 19, - 14 х 0;

х = - 14, - 5 у 1;

у = - х -13, - 14 х - 8;

х = - 8, - 11 у - 5;

у = х - 3, - 8 х 0;

у = - 3, 0 х 8;

у = - 0,6х + 1,2, - 2 х 8;

у = 1, 7 х 10;

у = - 4х - 42,8, 8 х 10;

у = , 5 х 8;

у = - 0,4х + 8, 0 х 2;

у = - 4х + 8, 0 х 2.

"парусник"

у = х + 16, 0 х 6;

х = 6, 10 у 22;

у = - х + 16, 6 х 12;

у = 4, 6 х 12;

х = 6, - 2 у 4;

у = - 2, 6 х 11;

у = х - 13, 7 х 11;

у = - 6, - 1 х 7;

у = - х - 7, - 5 х - 1;

у = - 2, - 5 х 0;

х = 0, - 2 у 1;

у = 1, - 11 х 10;

у = х + 12, - 11 х 0;

х = 0, 12 у 16.

V_. Подводим итог урока.

Говорят: у каждого человека своя правда или истина. Я хочу, чтобы вы мысленно вспомнили весь наш урок и сделали вывод: на какую ступеньку вы сегодня сумели подняться.

На листочке: только созерцали - нарисуйте график; абстрактно мыслили - напишите определение; можете применить свои знания - приведите пример функции.

А в зависимости от вашего настроения и состояния души сделайте это для убывающей, постоянной или возрастающей функции.

Выходя из класса, листочки сдайте.

Литература:

  1. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. - 10-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2008. - 224с. : ил.
  2. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина и др.]; под ред.А.Г. Мордковича. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Мнемозина, 2008. - 223 с.: ил.
  3. Математика. 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках / авт.- сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 136с.