Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Что входит в Солнечную систему?"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • сформировать знания о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе;
  • познакомить с учениями древних астрономов о составе Солнечной системы;
  • развивать пространственное воображение, абстрактное мышление, кругозор, память, умение воспринимать информацию и делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к родной планете.

Оборудование: плакат с изображением Солнечной системы, иллюстрации с изображениями планет Солнечной системы: Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера, Сатурна(презентация к планете), Урана, Нептуна и Плутона; портреты Галилео Галилея, Николая Коперника, фотографии астероидов, комет, других небесных тел, модели Солнечной системы, выполненные руками детей.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на выставку своих рисунков по теме: “Картины мироздания”.
Какой в древности представляли люди нашу Землю? (Изображение Земли на 3 китах, на 3 слонах и т.д.)

ІІІ. Повторение изученного материала

Ребус <Рисунок 1>

Ответ: Астрономия.

–А что изучает наука астрономия? (Наука о небесных телах.)
Это слово будет ключевым при решении кроссворда.

Кроссворд <Рисунок 2>

Вопросы к кроссворду:

  1. Ученый-математик, живший 25 веков назад. Утверждал, что Земля имеет форму шара. (Пифагор.)
  2. Ближайшая к Земле звезда. (Солнце.)
  3. Ученый-философ Древней Греции, который утверждал, что Земля-центр мира, а Солнце вращается вокруг нее. (Аристотель.)
  4. Геометрическое тело. (Шар.)
  5. Оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил . (Телескоп.)
  6. Пространство, защищенное от попадания солнечных лучей. (Тень.)
  7. Ученый, изучающий небесные тела. (Астроном.)
  8. Временное затемнение небесного тела. (Затмение.)
  9. Оптическое стекло с выпуклыми или вогнутыми поверхностями. (Линза.)
  10. Планета. (Земля.)

IV. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы узнаем, что называют Солнечной системой, что в нее входит.

V. Изучение нового материала

– Ребята, отгадайте загадку:

Девять братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая ее свет
Хороводы водят. (Планеты и Солнце.)

– Вы уже знаете, что Земля на которой мы живем, – это огромное шарообразное тело диаметром около 12750 км. Солнце также шарообразное тело, только очень горячее, раскаленное.

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Как и другие звезды, это огромное раскаленное космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло. С Земли Солнце кажется небольшим. На самом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зернышко. Ученые-астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. А масса Солнца примерно в 330000 раз больше массы Земли!

Долгое время люди думали, что вокруг Земли движется маленькое Солнце, которое освещает и обогревает только одну Землю. Более 2000 лет назад польский ученый-астроном Николай Коперник (портрет на доске) утверждал, что не Солнце движется вокруг Земли, а Земля и еще 5 планет двигаются вокруг Солнца по круговым орбитам. А итальянский ученый Галилео Галилей (портрет на доске) утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца.

– Сегодня известно, что кроме Земли, вокруг Солнца движутся по своим орбитам еще 8 огромных шарообразных тел. Одни из них больше Земли, другие меньше. Но все они гораздо меньше Солнца и не излучают света.

Эти тела называют планетами. Земля также планета.

Планеты можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем. Планеты светят отраженным солнечным светом.

Планеты движутся на разных расстояниях от Солнца( плакат на доске).Посмотрите по плакату, как называются эти планеты. Каждая из планет, так же как и Земля, вращается вокруг своей оси.

– Чтобы запомнить названия планет, прочитайте стихотворение.

Учитель заранее готовит листы со стихотворением.

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон –
Последней планетой является он.

– Подчеркните названия планет Солнечной системы.
– Давайте поближе познакомимся с другими планетами.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о планетах. Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображениями планет, схему “Сравнительная величина Солнца и планет”.

1-й ученик – рассказ о Меркурии;
2-й ученик – рассказ о Венере;
3-й ученик – рассказ о Марсе;

Учитель: Меркурий, Венера, Земля, Марс – это планеты земной группы, их еще называют каменными. Познакомимся с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми.

4-й ученик – рассказ о Юпитере;
5-й ученик – рассказ об Уране;
6-й ученик – рассказ о Нептуне;
7-й ученик – рассказ о Плутоне (уточнить, что в настоящее время Плутон не является планетой).

Презентация (планета Сатурн). Приложение 1

– Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют форму шара. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)

Физкультминутка

– Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Пусть звезды опять нам назначат свидание,
        (Выполняют ходьбу на месте.)
Мы слышим разряды космических вьюг...
        (Выполняют круговые движения прямыми руками.)
Все ближе и ближе к нам небо бескрайнее,
        (Выполняют круговые движения туловищем.)
И с нами испытанный друг!
        (Выполняют прыжки.)

– Мы немного отдохнули и поэтому можем продолжить работу. Ребята, мы говорили, что Земля-это единственная планета, на которой существует жизнь.

– Как вы думаете, почему на других планетах не живут существа? (Там холодно или жарко, нет кислорода.)

– Кроме 9 огромных планет вокруг Солнца движется огромное множество небесных тел, не излучающих собственного света. Это планеты-крошки.

Иногда в небе появляются кометы. Это небесное тело назвали так потому, что оно имеет длинный красивый хвост. Хвост кометы – это поток газов и пылинок. Обломки комет, астероидов, упавшие на Землю, называют метеоритами.

Искорки, пролетающие по ночному небу яркими стрелками, – это песчинки и камешки величиной с булавочную головку. Они прилетают из космоса с огромной скоростью. От удара и трения о воздух они раскаляются и светят. Астрономы называют это явление метеорами.

Солнце и все небесные тела, обращающиеся вокруг него, – планеты, астероиды, кометы, метеорные тела – образуют Солнечную систему.

– Далекие звезды, которые мы видим на ночном небе, входят в Солнечную систему? (Нет.)

Прослушайте стихотворение. О чем в нем говорится?

А под Луной,
с Луной
И звездной тишиной,
Летит бескрайний
                        шар земной...
Летит Земля
                с восхода до восхода,
Из года в год,
                со скоростью мгновенной-
Великая! –
В ногах у пешехода,
И капельная точка –
Во Вселенной...
                    (И. Исаев)

О каком небесном теле рассказывает стихотворение? (Ответы учащихся.)
– Луна – это естественный спутник Земли. Когда мы смотрим на Луну, нам кажется, что она примерно такой же величины, как Солнце. На самом же деле она во много раз меньше Солнца и приблизительно в 4 раза меньше Земли по диаметру.

Как вы думаете, почему мы не замечаем такой большой разницы в размерах Солнца и Луны.
Вы сможете ответить на этот вопрос, если выполните задание.

Задание. Расстояние от Земли до Солнца –150000000 км, а от Земли до Луны – 384000 км. Высчитайте, во сколько раз Луна ближе к Земле, чем Солнце.

Ответ: в 391 раз Луна ближе, а Солнце дальше. Поэтому Солнце и Луна кажутся нам одинакового размера.

Луна не излучает собственного света и кажется нам светящейся потому, что на нее падают солнечные лучи и отражаются от ее поверхности.

VII. Закрепление полученных знаний

Используя заготовки (вырезанные из бумаги изображения планет, Солнца, спутников, комет, астероидов), смоделируйте на доске Солнечную систему.
Какое место занимает Земля в ряде других планет.
Почему мы видим холодные космические тела-планеты и их спутники?(Планеты светят отраженным светом).
А сейчас мы с вами посмотрим небольшой отрывок фильма ВВС о том, как люди исследовали другие планеты.

VIII. Подведение итогов

– Что входит в Солнечную систему? (Ответы детей.)

Отгадайте загадки.

Загадочна, в белой вуали
Летит она в дальние дали.
И, может быть, даже красива,
Но в дымке едва различима. (Венера.)

Тепла, красива, зелена-
Для многих отчий дом она.
И много миллионов лет
От нас она хранит секрет. (Земля.)

Планета эта горяча,
К Солнцу ближе всех она. (Меркурий.)

Одному, конечно, скучно
Друга срочно вызвать нужно!
И не двух, не трех – за раз,
Тридцать – будет в самый раз!
Пусть кружат, летят вокруг,
Создавая плотный круг. (Сатурн.)

Это крошка меньше всех
И обижена слегка –
По орбите долог путь
И от Солнца далека. (Плутон.)

– Ребята, о каких планетах не было загадок? (Ответы учащихся.)
Вы все молодцы, хорошо поработали!

Оценки за урок.

IX. Домашнее задание

Рабочая тетрадь №1 (задание №35, 36),
учебник, стр. 62-64, придумать рассказ о путешествии на любую планету (по желанию).