Викторина "Что такое осень"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Углубить знания детей об основных приметах и признаках осени;
  • Способствовать развитию навыков выразительного чтения, умения выступать, творческих способностей детей;
  • Поддерживать интерес учащихся к окружающему миру, умение видеть его красоту.

Оформление зала:

  • Выставка "Осень в наших глазах": рисунки, букеты осенних листьев и цветов, поделки из природного материала.
  • Выставка фруктов и овощей "Осень нам подарила"

Оборудование: аудиозапись танцевальных мелодий, песен об осени, яблоки, наборы из бумаги осенних листьев.

Ход праздника

1 ведущий.

Осень..."В такое время мудрая природа
Нам в буднях открывает чудеса..."

- Какие великолепные слова! Искристые, теплые, вдохновенные!

2 ведущий.

Сегодня мы поговорим об осени. Осень имеет свои плюсы и свои и минусы! Например, осенью просыпается вдохновение. Одна такая осень подарила нам удивительный мир пушкинских сказок.

1 ведущий.

Осенью засыпает нормальное лето, а просыпается ненормальное - бабье: и птицы уже улетели и купаться нельзя, и на пляже не поваляешься! Осенью отовсюду возвращаются отдохнувшие учителя, которые так и норовят "порадовать" бедных детей контрольными и самостоятельными! В общем, настроение у меня самое что ни на есть осеннее - пасмурное! А кстати, даже многоуважаемый Александр Сергеевич Пушкин признавался: "Унылая пора..."

2 ведущий. Что ты замолчал, читай дальше, раз начал.

1 ведущий. Унылая пора, прощай, моя краса, завяло всё в природе!

2 ведущий. А ты уверен, что ничего не перепутал?

1 ведущий. Уверен, кажется...

2 ведущий. Тогда скажи, в чём ещё признавался великий русский поэт?

1 ведущий. А дальше: а дальше я забыл!

2 ведущий. Я так и думал. А на самом деле Александр Сергеевич, как и многие другие поэты, признавался в любви к осенней поре.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...

1 ведущий. На этой поэтической ноте разрешите вас поприветствовать. Здравствуйте, уважаемые ребята!

2 ведущий. Добрый день всем участникам интеллектуальной игры, посвященной золотому времени года.

1 ведущий. Сегодня именно осень во всём своём великолепном многообразии будет находиться под нашим пристальным вниманием.

2 ведущий. В результате жюри обязательно определит победителя лучших. А мы с вами будем не только активными болельщиками и помощниками, а также узнаем много нового и интересного об этой удивительной поре. А с чего же мы с вами начнём?

1 ведущий. А начнём с того, что представим публике и друг другу охотников за интеллектуальным урожаем.

2 ведущий. Итак, слово для представления получают.../Представляются 4команды/.

2 ведущий. Браво, ребята, считайте, что вы размялись перед следующим, очень непростым конкурсом, в котором придётся потрудиться. Предки наши относительно лентяев имели очень категоричные мнения, которые выражались в многочисленных пословицах о труде. "Скучен день до вечера, коли делать нечего" - именно так называется наш следующий конкурс.

1 ведущий. Ваша задача - восстановить перепутанные части пословиц.

Пословицы для первой команды.

  • Чтобы рыбку съесть/да горы копает.
  • На одном месте лёжа/ тому бог подаёт.
  • Муравей невелик/ надо в воду лезть.
  • У ленивой пряхи/ и камень мхом обрастёт.
  • Кто рано встаёт/ и для себя нет рубахи.

Пословицы для второй команды.

  • Кончил дело/ не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Лентяй праздник знает/ гуляй смело.
  • Работа с зубами/ а лень портит.
  • Труд человека кормит/да будней не помнит.
  • Без труда/ а лень с языком.

Пословицы для третей команды.

  • Кто пахать не ленится/ когда спишь до обеда.
  • Не спеши языком/ оба подставишь - легче справишься.
  • От трудов праведных/ у того и хлеб родится.
  • Не пеняй на соседа/ торопись делом.
  • В полплеча работа тяжела/ не нажить палат каменных.

Пословицы для четвёртой команды.

  • У ленивого, что на дворе/ чужая ребром торчит.
  • На печи лежать/так и не будет скуки.
  • Понурая коровка/так и хлеба не видать.
  • Трудовая денежка плотно лежит/ то и на столе.
  • Не сиди сложа руки/ много молочка несёт.

"Театр осенних миниатюр "

Используя пантомимические умения, разыграть осенние миниатюры на заданную тему. Игроки посредством жеребьёвки узнают свой сюжет и садятся на место. После чего ведущий объясняет условия проведения конкурса.

Сюжеты:

1.Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку.

2. Прощальный танец журавлей.

3. Хомяк, собирающий запасы на зиму.

4. Ёж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.

По десятибалльной шкале оцениваются находчивость и артистические способности.

2 ведущий.

Таинственно шумит лесная тишина,
Незримо по лесам поёт и бродит осень...
Темнеет день за днём, - и вот опять слышна
Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен.

1 ведущий.

Но в этом зале нет "угрюмых сосен", зато есть весёлые игроки. Даже если солнышко и надумает скрыться за тучку, темнее от этого не станет. Свет идёт от солнечных улыбок наших зрителей.

/Под фонограмму песни А.Укупника: "Осенний лист, постой не падай. Осенний лист, ты так лучист.Еще побудь со мною рядом, не улетай, осенний лист..." девочки исполняют танец с листьями./

1 ведущий.

Издавна земля русская славилась обилием лесов. Красивы деревья в осеннем уборе. Отгадайте, какие деревья можно увидеть в наших лесах. Вывешиваются таблички с названиями деревьев.

Загадки

1. Никто не пугает, а вся дрожит, /осина/

2.

Она весну встречает - серёжки надевает.
Накинута на спинку зелёная косынка,
А платьице - в полоску.
Ты узнаёшь.../берёзку/

3.

Как это скучно - сто лет без движенья.
В воду глядеть на своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная.../ива/

4.

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют /рябина/

2 ведущий.

Следующее задание называется "Нарядить дерево". От команды три человека. Один человек становится осенним деревом. Остальные за 1 минуту должны украсить его осенними листьями.

- Молодцы! Очень замечательные деревья.

Оценивается количество закрепленных листьев.

1 ведущий.

Пришло время капитанам продемонстрировать свои интеллектуальные способности. Кто из них самый вдумчивый и сообразительный покажет следующий конкурс, который называется " Яблочный пирог "

За каждый правильный ответ капитан получает яблоко. Победил тот, у кого оказался самый богатый урожай.

Вопросы для первой команды.

  1. Стеклянный приют для овощей. /банка/
  2. Плоды, сваренные в сиропе. /варенье/
  3. Результат пчелиного труда /мёд, воск/
  4. Какой сезон длится с 14 по 20 сентября? /бабье лето/

Вопросы для второй команды.

  1. Что едят зимой ёж и медведь? /они спят/
  2. Цветочная композиция /букет/
  3. Мальчик - луковица /Чиполлино/
  4. Засушенные плоды /сухофрукты/

Вопросы для третей команды.

  1. У какой птицы снежное имя?/снегирь/
  2. Деревянная "обитель" квашеной капусты /бочка/
  3. Пчелиный дом /улей/
  4. Зимний приют городских ласточек?/Африка/

Вопросы для четвёртой команды.

  1. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? /клёст/
  2. Плоды какого ягодного кустарника бывают чёрными, красными, белыми? /смородина/
  3. Композиция из засушенных растений, /гербарий/
  4. С чего начинается осень? /с буквы "О"/

1 ведущий.  Пока жюри подводит итог, мы можем провести игру с болельщиками каждой команды. Игра называется "Передай яблоко". Вызывается по 6 человек, они передают яблоко, не трогая его руками. Награждение.

1 ведущий. Осень не любить нельзя, просто невозможно. Вспомним, сколько стихов посвящено "Золотой осени". Чтение стихов желающими.

1 ведущий.

Вот и подошла к концу наша замечательная игра...

Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца,
Синяя шумящая свобода,
Ясность неизбежного конца.
А ведь как металось и хлестало!
Шли дожди, трепали их ветра.
Справилась природа и настала
Эта драгоценная пора...

И сейчас настала замечательная пора узнать имя победившей команды.