"Всматривайтесь в малое – и вы увидите большое (хокку)". 7-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


I. Погружение.

1.1. Чтение эпиграфа (на фоне музыки Слайд 1 с изображением пейзажа Японии)
Приложение 1, Приложение 2

Смотрите, упали на землю
Тени листьев
Плетением тёмных узоров.
Сколько пишут деревья коротких стихов!
Люди год за годом
Всё глубже погружаются в чтенье.
И в ответ всё шире
Стихи разрастаются и ветвятся.
Если бы всё собрать,
Книги бы расцветали весною,
Летом золото бы на ветках сверкало.
Сайсей Муро
(“Год за годом”)

1.2. Вступление.

Учитель: Здравствуйте, мои уважаемые ученики, вы любите мечтать? А путешествовать? А фантазировать? Думаю, что это всё сейчас исполнится, потому что мы попробуем войти в мир, сохранивший непередаваемый аромат и потаённую душу Страны восходящего солнца и отразившийся в культуре, поэзии, традициях народа.
– Кто знает, о какой стране идёт речь? (Щелчок – Япония) А кто может показать её на карте?
– Молодцы. Вашим гидом буду я – Галина-сан.
– По взмаху веточки цветущей сакуры – символа Японии – мы попадём в эту необыкновенную страну с очень древней и своеобразной культурой. А вспомнить некоторые культурные традиции нам поможет кроссворд. (Слайд 2).

  1. Жанр, соединивший в единое целое живопись, каллиграфию, поэзию (хайга).
  2. Искусство складывания фигурок из бумаги (оригами).
  3. Пение под записанную музыку (караоке).
  4. Искусство составления букетов в соответствии с сезоном (икебана).
  5. Японская вишня (сакура).

– Прочитайте выделившееся слово (хокку). Именно о хокку – ещё одной национальной традиции и пойдёт речь на уроке.

II. Новая тема.

2.1. Рассказ о хокку.

– Хокку – уникальный жанр поэзии – всего три строчки. И сегодня я ставлю задачу – обучить непосвящённых создавать чудо – хокку. Я утверждаю: это возможно! И сейчас вы с моей помощью постараетесь написать, возможно, первый хокку в своей жизни. Сначала расскажу, что это такое.

Хокку (или еще говорят – “хайку”) – жанр японской поэзии о жизни природы и жизни человека на фоне круговорота времён года. Японские стихи не имеют рифмы и состоят из 3-х строк и 17 слогов (5+7+5). Современному молодому человеку, наверное, по душе такая краткость. Но чтобы понять хокку, надо потрудиться узнать об этом жанре и проникнуться стилем восточного мышления и созерцания. Тогда можно получить огромное удовольствие. Надеюсь, это у вас получится.

2.2. Как создаётся хокку (Слайд 3: каждая информация открывается по щелчку).

Итак, к делу. Искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах, ибо оно отображает одно мгновение. Хокку состоит из факта-картинки и чувств, ею вызываемых. Первая строчка дает факт, информацию, тему, которая тут же рождает в голове читающего картинку. Например, если сказать: “вот выплыла луна”, у каждого тут же возникнет какой-то свой образ луны.

– Какой, например?
– Далее идёт вторая строка, дающая дополнительную “порцию” информации к первой, раскрывает её смысл:
– Какой информацией вы бы дополнили?
– А вот строка поэта “и каждый мелкий кустик” и возникает фраза:

“Вот выплыла луна, и каждый мелкий кустик”

– Теперь уже оторваться от хокку невозможно. Третья строка часто бывает очень неожиданной и привносит особый колорит.
– Какие варианты приходят в голову?

Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашён.(!) –

говорит поэт Исса.

– Какую мысль , по-вашему, он хотел выразить? (В этих словах мы узнаём мечту о равенстве людей.)

Видите, как ёмко вмещается огромный философский смысл в три недлинных строки! А мысль преподносится не впрямую, а как бы обходным путём, чтобы читающий создал картину сам. Поэтому хокку, на мой взгляд, полнее и ярче фотографии или живописной картины.

Главное – понять основной принцип, смысл которого в том, чтобы Необычное увидеть в Обычном, Великое – в Малом, Вечное в Текущем. Для этого надо создавать контрасты: звуковые и зрительные. Самое сложное – увидеть Вечное в Текущем: здесь необходимо устанавливать связь героя (автора) с природой, наблюдать какие-то личные ощущения. Именно наблюдать, потому что это главное условие.

– Попробуем? (Слайд 4).

Память осталась.
Цепь следов ведёт к реке.
Так я ухожу.

– О чём эти строки? Молодцы.

2.3. Пишем сами.

– Как вы думаете, о чём можно писать в хокку? (Японцы любят писать хокку обо всём: о родном крае, о работе, о развлечениях, об искусстве и, конечно же, о природе.)

– А зачем, по-вашему, нужны хокку? (Помогает развить в человеке нестандартное мышление и научить азам поэзии; может использоваться в психотерапии, так как многое можно сказать о человеке по тем произведениям, которые он создаёт; х. несут в себе сильный эмоциональный заряд; х. помогают выйти из своих частных неприятностей и сосредоточиться на окружающем мире.)

– Мы пробуем сейчас составить хокку о символах Японии (Слайд 5):

  • Сакуре (по щелчку – картинка и надпись)
  • Хризантеме (по щелчку – картинка и надпись)
  • Горе Фудзи (по щелчку – картинка и надпись)

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое,
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное,
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

(Работа в группах: слайд с символами и музыка по щелчку.)

2.4. Отчёт группах.

– Сейчас наступает самый важный момент нашего урока: вы прочитаете свои хокку и попытаетесь объяснить его смысл.
– Многие верующие люди для исцеления от болезней, для избавления от бед дают обет от подножия на коленях достичь самой вершины священной горы Фудзи (Фудзияма). Какое хокку у вас получилось? Какой философский смысл этого хокку? (Молодцы. Вам удалось ….)
– Когда зацветает японская вишня с необычайно-красивыми цветами, все от мала до велика собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться красотой цветущих дерев. Считается, что вид цветущего растения оказывает на человека благотворное влияние. Ваше хокку? (Молодцы. …)
– “Если хочешь быть счастлив, выращивай всю жизнь хризантемы”, – гласит восточная мудрость. Этот цветок стал символом Японии. Он изображён на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – “Ордене Хризантемы”. Ваше хокку? (Великолепно…, хорошо потрудились.)

2.5. “Икебана”.

– Ваше чтение пробудило во мне желание составить икебану из традиционных японских предметов. Каких? (Учитель составляет композицию, поясняя свои действия.)
– Вазочка олицетворяет гору Фудзи, жёлтый цветок – хризантему, а розовая веточка – сакуру. Но я бы добавила ещё один предмет, детали которого в ваших руках: листочки с хокку дайте мне, пожалуйста (прикрепить магнитами к доске веером, над ними слова из хокку Исса “Как хорош этот мир! Звенят над лугами цикады, соколы кружат…”). Получился у нас веер – хокку, олицетворяющий Страну восходящего солнца. Теперь композиция закончена.
– Вы все потрудились на славу – и чудо произошло. Прав британский физик Хаим Вейцман: “Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать”.

III. Рефлексия.

3.1. Слово учителя.

– Вам понравилась работать с хокку? Вы продолжите работу дома? Научите других?
– Вот и закончилось наше путешествие. Но точку в разговоре о прекрасном ставить рано. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам… Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о вечном.