Цели:
- Закрепление навыков устного счёта в пределах 10.
- Повторить составление выражений по рисункам, соотношение между целым и его частями.
- Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, выражение, решение, ответ.
- Научить делать краткую запись в виде схем, познакомить с записью решения в тетради.
- Учить составлять задачи по схемам и числовым выражениям.
- Развивать мышление, речь, творческие способности.
Оборудование:
- наглядность к устному счёту: ромашки, поезд, зайчик, Великий Математик;
- иллюстрация к задаче;
- плакаты: условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ;
- схемы к задачам;
- плакат (проверка № 5 с. 45).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
- Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся с вами путешествовать в страну Математики и нас будет сопровождать Великий Математик. Математика – это точная наука, требующая хороших знаний, чёткого выполнения всех арифметических действий.
- Какие действия мы с вами уже знаем? (Сложение и вычитание.)
- Во 2 классе мы познакомимся с умножением и делением.
- Сегодня на уроке мы будем заниматься наблюдениями, открывать математические закономерности, изучать новый материал.
III. Устный счёт.
1) Путешествовать мы с вами отправляемся на поезде, но прежде, чем наш поезд тронется, мы должны получить билеты. Для этого разделимся на команды и поиграем в игру «Кто быстрее?»
(Учащиеся выходят к доске и дописывают нужные числа.)
I ряд – 1 команда.
II ряд – 2 команда.
III ряд – 3 команда.
2) А теперь надо узнать № поезда. Для этого решим цепочку примеров:
Проверка (у каждого учащегося цифры, ответ показывает каждый с места).
(На доске картинка с зайчиком).
- Зайчик тоже хочет отправиться с нами путешествовать, но он не знает номер поезда, ему достался трудный пример. Он записан под цепочкой.
(Учащиеся записывают пример в тетради и решают.)
3 + 4 – 2 + 3 – 4 + 5 = ? |
- Что вы заметили? (В примере выполнены те же действия, что и в цепочке. Значит ответ будет такой же 9.)
Значит Зайка едет в нашем поезде – берём его с собой.
Наш поезд отправился, давайте сосчитаем:
- Сколько пассажиров в каждом вагоне?
9-6 | 3 | 4+5 | 9 | 8-4 | 4 |
3+3 | 6 | 7-5 | 2 | 3+4 | 7 |
(Ответы в тетради.)
- Прочитаем ответы.
3 | 6 | 9 | 2 | 4 | 7 |
- Запишите их в порядке возрастания и вы отгадаете слово.
(На доске все картинки перемешаны, выходит ученик и располагает их в порядке возрастания.)
2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 9 |
З | А | Д | А | Ч | А |
- Какое слово получилось? (Дети отвечают хором.)
IV. Знакомство с новым материалом.
Тема сегодняшнего урока: Задача.
Наш поезд делает I остановку в лесу. Рассмотрите иллюстрацию. Составьте задачу про детей.
«Мальчик и девочка пошли в лес за грибами. Мальчик нашёл 2 гриба, а девочка 4.Сколько всего грибов нашли дети?»
- Правильно. Без чего нет задачи? (Без вопроса.)
- В задаче всегда о чём-то спрашивается, без вопроса нет задачи. Это нужно хорошо понять и запомнить.
- Задачу можно разбить на 2 части:
- Условие – то, что известно.
- Вопрос – то, что неизвестно.
(На доске постепенно открываются плакаты: условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ.)
- Давайте повторим условие нашей задачи, вопрос.
- А теперь запишем в тетради: Задача.
- Ниже запишите выражение: 4 + 2.
- Найдите его значение: 4 + 2 = 6(гр.)
- Полученное равенство называют решением задачи, а значение выражения 6 грибов – ответом задачи.
Ответ: 6 грибов. (На доске записан образец записи.)
- Разобраться в этом помогает рисунок, но если числа большие то делать рисунок неудобно – слишком много предметов надо рисовать. На помощь приходит схема-отрезок, разбитый на части. Разбивая отрезок на части, мы получаем те же самые соотношения между частью и целым, что и при разбиении совокупностей предметов.
(На доске схема.)
- Какой мы делаем вывод? (Наглядно представить содержание задачи можно сопоставив целое всему отрезку, а части – частям отрезка.)
- Что такое целое? (Отрезок.)
- Что обозначает весь отрезок? (Число грибов, собранных детьми.)
- Что такое части? (Части отрезка.)
- Что обозначают части отрезка? (Грибы, собранные мальчиком и девочкой.)
- Что показывает знак вопроса? (Находят целое.)
- Каким действием решаем задачу? (Сложением.)
- Почему? (Находим целое.)
V. Закрепление.
1) Следующая остановка нашего поезда «Поиграй-ка».
- А сейчас мы с вами немного поиграем.
- Великий Математик прислал конверты с задачами.
(Работа в группах).
- Каждой группе нужно определить, что относится к условию, вопросу, найти схему, записать выражение, решение, назвать ответ.
Проверка:
А) Условие. Во дворе играли 6 ребят. Двое ушли домой.
Вопрос. Сколько ребят осталось во дворе?
Схема:
На доске выражение: 6 – 2.
Решение: 6 – 2 = 4(р.)
Ответ: 4 ребят.
Б) Условие. В хоре пело 4 мальчика и 6 девочек.
Вопрос. Сколько детей пело в хоре?
Схема:
Выражение: 6 + 4.
Решение: 6 + 4 = 10(д.)
Ответ: 10 детей.
В) Условие. Из клетки улетело сначала 2 попугая, а потом ещё 3.
Вопрос. Сколько попугаев улетело из клетки?
Схема:
Выражение: 2 + 3.
Решение: 2 + 3 = 5(п.)
Ответ: 5 птиц.
Физкультурная минутка.
2) Наш поезд продолжает путешествие.
- Следующая остановка: «Объясни-ка».
- Откройте учебник с. 44 урок 23 № 2.
- Что нужно сделать? (Соотнести записи в рамках с соответствующими терминами.)
- Выполните самостоятельно.
- Назовите условие, вопрос, выражение, решение.
- Что обозначает весь отрезок? (Число конфет у девочки.)
- Его части? (Число конфет, которые она подарила и число конфет, которые у неё остались.)
- Почему задача решается вычитанием? (Ищем части.)
- Как найти часть? (Из целого вычитаем другую часть.)
3) Перейдём к №3. Составьте задачу по рисунку.
На столе лежали яблоки в 2-х вазах. В 1 вазе – 5 яблок, во 2 – 2 яблока.
- Сколько всего яблок лежало в двух вазах?
- Назовите условие, вопрос, выражение, решение.
- Что обозначает весь отрезок? (Все яблоки, лежащие на 1 и 2 вазе.)
- Его части? (1 ваза с яблоками, 2 – с яблоками.)
- Почему задача решается сложением? (Находим целое.)
4) Путешествие наше продолжается, но нам надо забрать багаж в камере хранения ( №5).
Расшифруем записи – код ячеек.
- Что нужно выполнить? (Составить выражение с заданным числовым значением и дорисовать картинки.) Выполните самостоятельно.
Проверка (плакат на доске).
№ 6
- Наше путешествие подходит к концу.
- И в последнем задании Великий Математик зашифровал слово.
- Если вы правильно выполните действие и сосчитаете, то узнаете слово (умница).
- Великий Математик считает, что вы все умницы, так как хорошо работали на уроке и правильно отвечали на все вопросы, и выполнили все задания.
VI. Итог урока.
- Что нового узнали, чем занимались на уроке?
- Где можно использовать эти знания?