Цель: способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Задачи:
- учить учащихся не использовать готовые шаблоны, а создавать свои элементы, руководствуясь своей фантазией;
- способствовать развитию грамотной речи;
- развивать внимательность, умение видеть в обычных вещах необычное,
- особенное, прекрасное, уметь замечать и удивляться.
- развивать умение работать в группах – слушать и слышать друг друга.
Подготовительная работа:
- На классных часах и клубных часах в ГПД знакомиться с историей Чехии, её культурой, праздниками.
- Слушать чешские рождественские песни.
- Узнать черты отличия и сходства в праздновании Рождества в Чехии и России.
- Формирование групп по предпочтениям.
Оборудование:
- Мультимедийная установка (или компьютер в классе) – показ слайдов под звучание чешских рождественских песен.
- Лотки с мукой, тарелки под тесто для лепки.
- Солёное тесто.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети входят в класс и рассаживаются по группам.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Посмотрите на предметы, которые лежат на ваших столах. Как вы думаете, чему у нас будет посвящён наш урок? Сегодня мы продолжим знакомиться с Чехией, её традициями и праздниками, а также постараемся приготовить из теста рождественское печенье и пирог, придумаем и украсим его своими руками.
2. Индуктор.
В канун Рождества вся Чехия покрывается ковром белого пушистого снега.
Снегом покрываются красные черепичные крыши маленьких домиков, высокие башни старинных замков, пушистые сосны и ели, которыми здесь украшают к рождественским праздникам все площади, гостиницы и магазины. (Звучит музыка и идёт показ слайдов о подготовке Чехии к Рождеству).
- Какой вы увидели Чехию в канун Рождества?
- Что значит Рождество?
- Чьё рождение мы славим?
3. Деконструкция.
- Когда же начинается празднование Рождества в Чехии?
Я знаю, праздника вы ждёте!
На этом празднике найдёте
Смех, игры, сказки, волшебство!
Ведь наступило Рождество!А что такое Рождество?
Конечно, это волшебство!
А слово «рождество» откуда?
То день и час рожденья чуда!Так, чудо некогда свершилось
В старинном граде Вифлиееме.
Но что ж там всё таки случилось?
Родился мальчик, Иисус,Сын Бога и Марии Девы.
Его спасителем назвали,
И он им был на самом деле –
Везде его как чуда ждали!С тех пор приходит каждый год
К нас праздник – ожиданье чуда…
Он и сегодня к нам придёт!
И чудеса, конечно, будут!
4. Разрыв.
Молодцы! И мы тоже ждём чудес в эти праздничные дни!
Существуют несколько символов Рождества. Давайте вспомним их, и посмотрим на слайдах.
1 символ – ёлка.
Улицы Праги украшают ёлочки, растущие почти у каждого дома. Их тоже украшают к празднику.
- Когда же стали украшать ёлки в Чехии? (В 17 веке в дворянских семьях и костёлах, а в 19 веке украшать елочки стали повсеместно).
2 символ – рождественский вертеп.
- Что же такое «вертеп»? Вертеп – это кукольная сценка рождения Христа.
- Из чего же делают фигурки для вифлиемского вертепа? (Фигурки лепят из пластилина и солёного теста, склеивают из соломы, шьют из разноцветных лоскутков, вырезают из дерева или бумаги).
А в городе Карлштейн существует музей вифлиемских вертепов. В этом музее есть вертепы величиной всего в несколько сантиметров, а есть – занимающие целые залы. А зимой при музее работает пекарня, где выпекают пряничные вертепы и звучат чешские колядки.
3 символ – подарки под ёлкой.
4 символ – Санта Клаус, или маленький Ежечек (Иисус), которые разносят подарки в новогоднюю ночь.
5 символ – это праздничный стол.
- Какое главное блюдо должно быть у чехов на столе в Рождество? (запечённый карп). А что ещё должно быть на праздничном столе? Дети очень любят это делать… (Лепить печенье). На столе у чехов всегда много разнообразной выпечки: печенье-цукерки – маленькие круглые печенья, тающие во рту наиболее любимое блюдо у детей. Существует более 20 видов этого лакомства.
5. Реконструкция.
Мы узнали о 5 символах Рождества в Чехии.
Давайте теперь попробуем выступить в роли творцов и слепить рождественское печенье... А лепить мы его будем из солёного теста.
6. Афиширование.
А теперь нам бы очень хотелось послушать каждую группу. Вам надо представить своё печенье и рождественский пирог, рассказать, что вы хотели сказать своей работой.
7. Рефлексивный этап.
Вывод: Рождество – христианский праздник, который каждый воспринимает по-своему, и зависит это от веры, от настроения, от состояния природы. Наша творческая мастерская не заканчивает на этом свою работу, мы продолжим знакомиться с праздниками и обычаями братского славянского народа.
8. Итог.
- Понравилась ли вам такая форма работы?
- Что запомнилось?
-Что понравилось?
На этом наш урок закончен.