Цель – познакомить учащихся со строением органа зрения и раскрыть принцип работы зрительного анализатора.
Задачи:
- Раскрыть значение зрения, позволяющего животным определять положение объекта в пространстве и манипулировать с ним;
- Для человека – трудовая деятельность, письмо, чтение, способность передавать информацию.
- Показать строение глаза и раскрыть связь строения и его функции, обеспечивающие изображение на сетчатке;
- Показать адаптацию зрения к условиям среды;
- Раскрыть работу зрительного анализатора.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Ознакомление с темой урока.
(слайд 1)
1. Пословицы и поговорки про глаза (слайд 2).
– Почему в русском языке так много пословиц и поговорок о глазах?
Найдите ответ в тексте учебника.
Летчик-космонавт Леонов говорил, что в космосе только зрение из всех органов чувств дает информацию, необходимую для работы.
Все записи выполняются в процессе работы в печатном листе учащихся (Приложение 3), что позволяет сберечь время на уроке для выполнения практических работ.
2. Глаза животных (слайд 3 и 4). Зрение позволяет животным определять положение объекта в пространстве и манипулировать с ним: защита, поиск пищи и комфортных условий существования, нападения и т.д. Если же животные обитают в почве, то органы зрения у них нередко редуцируются. Человек же видит только при наличии света.
3. Рассмотрим строение органа зрения человека (слайд 5). Глаз человека по форме напоминает яблоко, потому имеет название – глазное яблоко. Глазное яблоко располагается в глазницах черепа, а подвижность его обеспечивают 6 групп мышц, которые одним концом прикреплены к черепу, а другим к глазному яблоку. Какова роль каждой части внешнего строения глаза. Найдите ответ в тексте учебника.
4. Рассмотрим другие видимые части глаза человека на рисунке и модели глаза (слайд 6). Радужка глаза может быть от светлой голубой, до почти черной. Она определяет цвет глаз человека, она же регулирует поступление света в глаз человека сужая и расширяя зрачок.
5. Другие свойства радужной оболочки (слайд 7). Иридиодиагностика и иридология – выступление учащихся (Приложение 2).
6. Работа хрусталика – аккомодация (слайд 8). Практическая работа. Посмотреть на букву написанную на прозрачной пленке, а затем сфокусировать взгляд на текст на доске. Результаты оформить в таблице.
III. Физминутка – гимнастика для глаз.
- Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
- Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
- Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
- Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
- Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
- Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него – глаза легко "соединятся".
- Частое моргание глазами.
- Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
7. Рецепторы глаза – палочки и колбочки сетчатки глаза и их расположение (слайд 9). Практическая работа. Взять красный карандаш, расположить его перед глазами, а затем медленно передвигать его вправо или влево не поворачивая головы.
8. Принцип работы зрительного анализатора (слайд 10). Рассмотреть расположение зрительного нерва и слепого пятна. Практическая работа. Описание работы в учебнике. Результаты оформить в таблице.
9. Изображение на сетчатке и зрительный образ (слайд 11).
10. В чем сходство человеческого глаза и фотоаппарата. Выступление учащихся. (Приложение 1)
IV. Подведение итогов
(слайды 12-13)
V. Домашнее задание
(слайд 14)