Урок-обобщение "Сундучок бабушки Забавушки"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (590 кБ)


Цели:

  • Формирование выразительного чтения, умения различать разные жанры устного народного творчества, знать для чего они используются.
  • Развитие памяти, речи, воображения.
  • Воспитание интереса к устному народному творчеству, любви к чтению.

Задачи: показать практическое использование малых жанров устного народного творчества для проведения обобщающих уроков и в работе театрального кружка.

Оборудование: Сундучок, фонограмма песни «Коробейники», магнитофон, русские народные костюмы для детей.

Ход мероприятия

(Звучит музыка «Коробейники». Входят в класс скоморохи с сундучком.)

1 скоморох:

Там где радость и потеха
Скоморохи не помеха.
Припасли и мы для всех
Прибаутки, шутки, смех.

А я (учитель) сегодня буду играть роль бабушки, а имя моё Забавушка. Как вы думаете, что означает оно? (Забавляться – развлекаться) Но мы не только будем играть, но и многое повторим. Скоморохи принесли сундучок. Посмотрим, что же в нём? (Скоморох достаёт табличку «скороговорки».)

(Слайд 3)

I. Скороговорка учит чистоте произношения. В ней повторяются трудные звуки.

2 скоморох:

Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки,
За его скороговорки
Я поставил бы пятёрки.

Дети рассказывают скороговорку про Егорку.

  1. Как на горке на пригорке
    Стоят 33 Егорки
    Раз Егорка, два Егорка, три Егорка….

  2. Расскажите про покупки
    Про какие, про покупки?
    Про покупки, про покупки,
    Про покупочки свои.

1 скоморох:

Кто три раза без ошибки
Фразу вслух произнесёт
Тот очко своей команде
Непременно принесёт.

II. А сейчас мы будем соревноваться командами, на скорость произносить скороговорки.

(Разделить на 2 команды)

Учитель засекает время для первой команды. Каждый участник произносит 3 раза скороговорку, потом для 2 команды. Та команда, которая быстрее произнесёт побеждает.

  • От топота копыт пыль по полю летит. 
  • Проворонила ворона воронёнка. 
  • У ёлки иголки колки.

III. А теперь конкурс скороговорщиков «Я победитель!»

Каждый ученик команды по цепочке произносит скороговорки. Они не должны повторяться. Выигрывает тот, кто произнесёт больше скороговорок.

IV. Посмотрим, что ещё в сундучке. Бабушка вынимает табличку со словом потешки.

Потешки – учат ребёнка жестам, навыкам.

 (Слайд 4)

  1. Водичка, водичка
    Умой моё личико
    Чтобы глазки блестели
    Чтобы щёчки краснели
    Чтоб смеялся роток
    Чтоб кусался зубок.

  2. Гуси, гуси
    Га-га-га
    Пить хотите?
    Да, да, да!
    Гуси, гуси! Вот вода
    Га-га-га! Га-га-га!

Группа рассказывает потешку «Ладушки»

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки!
Что ели?
Кашку!
Что пили?
Бражку.
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!

V. Так как я ещё веду театральный кружок «Малышок» детям нравится показывать сценки.

Мы их вам покажем. Вот и следующая табличка. Считалки.

(Слайд 5)

Считалка – помогает весело распределять роли в игре.

Вот мы и посчитаемся. Кто же первый будет показывать свою побасёнку?

Аты-баты
Шли солдаты
Аты-баты
на базар
Аты-баты
Что купили
Аты-баты
Самовар!

Слайд 6

VI. Побасёнка – высмеивает плохие черты характера или показывает остроумие героя.

Федул, что губу надул?
Кафтан прожёг,
Можно зашить!
Да иглы нет.
А велика ли дыра-то?
Один ворот остался.

Братцы, братцы! Я медведя поймал.
Так веди его сюда.
Да он не идёт.
Ну, так сам иди!
Да он держит меня! Ай!

Ты пирог съел?
Нет! Не я!
А вкусный был?
Очень…

Здорово, кума, на рынке была,
никак глуха кума!
Купила курицу и петуха.
Прощай кума!
Пять алтын дала.

VII. Ну а сейчас узнаем ещё об одном жанре устного народного творчества.

Сценка «Небылицы в лицах»

– Здорово, Никодим!
– Здорово, Егор! Откуда идёшь?
– С Кудыкиных гор.
А как у Вас Егор поживают?
На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят
В решете воду носят.
Наши сани едут сами,
А лошади наши с усами,
Бегают в подполье за мышами.
– Да это же кошки.
– Комара тебе в лукошке!
Наши кошки живут в гнезде.
Летают везде.
прилетели во двор,
Завели разговор: «Кра! Кар!»
– Да ведь это же вороны!
– Мухомор тебе варёный!
Наша- то ворона ушаста,
В огороды шастает часто.
Скок да скок через мосток ,
Белым пятнышком хвосток.
– Да ведь это же зайчишка!
– В нос тебе еловая шишка!
Нашего зайца все звери пугаются.
Прошлой зимой в лютый мороз
Серый зайчище барана унёс!
– Да ведь это же волк!
– По лбу тебе щёлк!

Слайд 7

VIII. Команды отгадывают загадки.

Спереди – пятачок
Сзади – крючок
Посередине спинка
На спинке щетинка (свинья)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла
Всех кур пересчитала
И с собою унесла.

Он с хоботом резиновым,
Желудком парусиновым
А загудит его мотор –
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Гладит всё, чего касается
А дотронешься кусается. (Утюг)

Сам деревянный
А голова железная
(молоток)

В брюхе – баня
В носу – решето,
На голове – пупок
Всего одна рука
И та на спине (чайник)

Понравилось в гостях у бабушки Забавушки? Давайте вспомним, какие жанры устного народного творчества мы сумели повторить по этой теме?

Слайд 8

Итог.

IX. Тест по устному народному творчеству.

Определите, к какому жанру относятся строчки.

  1. От топота копыт пыль по полю летит

  2. Конь ретивый долгогривый,
    Скачет полем, скачет нивой
    Кто коня того поймает,
    Снами в салочки играет

  3. Потягушки, потягушки
    Роток – говоронюшка
    Руки – хватунюшки.
    Ноги – ходунюшки.

  4. Маленькая болтунья
    Молоко болтала, болтала.
    Да не выболтала.

  5. Из-за леса из-за гор
    Ехал дедушка Егор
    Он на пегой телеге
    На скрипучей лошади.

  6. Катилось яблоко мимо сада
    Мимо сада, мимо града
    Кто поймает, то и выйдет.

  7. Пять чуланов, одна дверь.

  8. Кончил дело – гуляй смело.