Цели мероприятия:
- активизировать учащихся, побудить к чтению;
- проверить знания;
- развивать речевые способности;
- возродить традицию семейного чтения.
Оформление кабинета:
- выставка рисунков учащихся по прочитанному произведению “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери;
- мультимедийная презентация “Сент-Экзюпери: путь к “Маленькому принцу”.
Расположение команд: команды-семьи (1 родитель и 1 ученик) располагаются за отдельными столами.
Эпиграфы:
Все, чего я достиг в жизни,
стало возможным,
благодаря книге.
Ричард БахКниги говорили мне о том,
как велик и прекрасен человек в
стремлении к лучшему.
М. Горький
Ход мероприятия
Слово учителя:
– Значение книги в жизни человека огромно. Трудно, конечно, в наше время, когда появилась масса соблазнов – телевизор со множеством программ, компьютер – заставить ребенка читать. Но в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условия задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представлении в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Недостаточно читать книги,
их надо читать внимательно:
с той целью, чтобы самое важное
отмечалось и выносилось.
Ян Амос Коменский
Сегодня практически утрачена традиция семейного чтения. 2008–2009 год объявлен годом семьи. В связи с этим в нашей школе мы решили возродить традицию семейного чтения и провести семейную викторину “Читаем вместе” по произведению Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, преследуя, тем самым, несколько задач: активизировать использование книжных фондов школьной библиотеки, привлечь новых читателей – родителей, продолжить сотрудничество с работниками библиотеки.
“Маленький принц” – тема сегодняшней ВИКТОРИНЫ. Вы совсем недавно прочитали это произведение и знаете о нем почти все. Если кто-то и забыл, и в их памяти лишь смутно всплывают имена героев, то пусть вас это не смущает.
– Напоминаю, тема нашей игры “Повесть-сказка “Маленький принц””. Играют три
семьи. Желаем всем удачи!
– Представление жюри (библиотекарь, учителя литературы).
Слово учителя:
– В заключительных строчках сказки “Маленький принц” под нарисованной одинокой звездой над безжалостной пустыней Антуан де Сент-Экзюпери написал: “Всмотритесь внимательней, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой. И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы уж, конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда – очень прошу вас – не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся”.
И, действительно, он к нам вернулся. Но… обо всем по порядку.
Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери таково полное имя писателя.
Слово ученика:
– Краткий очерк жизни и творчества писателя (заранее подготовленный ученик) сопровождает демонстрация презентации “Сент-Экзюпери: путь к “Маленькому принцу”.
– Итак, команды готовы? Мы начинаем!
1-й конкурс. Блиц-опрос. Каждой семье предлагается по пять вопросов, на которые не дается времени на обдумывание. Отвечать нужно сразу.
- О чем задумывается Маленький принц? (О смысле жизни, о месте человека на земле, о следах, которые остаются после смерти, об отношениях друг с другом, о дружбе и любви, о честолюбии и власти и т.д.)
- Какие образы вам кажутся особенно важными для понимания главного смысла? (Роза, Лиса и др.)
- Почему повествователь испугался змейку? (Вдруг она ужалит, змеи ведь злые, ужалить для них удовольствие).
- Какие ужасные зловредные семена есть на планете Маленького принца? (Семена баобабов).
- Зачем автор перемещает Маленького принца с планеты на планету? (Вступает в отношения с разными персонажами, и именно в этих отношениях раскрывается его характер).
- Что предлагает Змейка Маленькому принцу? (Тело – это оболочка, главное – душа; освободиться от земной оболочки).
- Для кого написана эта сказка? (И для детей и для взрослых, чтобы взрослые и дети лучше понимали друг друга).
- Почему Маленький принц явился именно к автору? (Оба явились с неба, взрослый герой так же одинок, а может, потому что сам сохранил детскость, непосредственность).
- Почему турецкому астроному, открывшему астероид В-612, на котором, вероятно, и жил Маленький принц, никто не поверил? (Потому что он был одет по-турецки, был не как все). Это ирония.
- Чему научил Маленький принц героя? (Поддерживать порядок на своей планете, возделывать сад, украшать дом, трудиться каждый день, видеть красоту, учит терпению, душевной зоркости, учит преодолевать грусть, учит любви).
- Есть ли планета, обитатель которой пришелся Маленькому принцу по душе? (Пятая, фонарщик).
- Каким образом Маленький принц оказался на земле? (Посоветовал географ из 6 планеты).
- Чему учится маленький принц у Лиса? (Я в ответе за мою розу. Мы в ответе за тех, кого приручили).
- Кому посвящена повесть-сказка? (Леону Верту, моему другу, когда он был маленьким).
- Что подсчитывал на своей планете деловой человек и зачем? (Звезды, чтобы быть богатым).
2-й конкурс. Мозаика. Сложите мозаику, это высказывание автора, ставшее крылатым выражением, афоризмом, это фразы, выражающие самые главные мысли писателя (выражения разрезаны на отдельные слова).
– Самого главного глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце.
– Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
– Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
– Меня мучает, что в каждом человеке, быть может, убит Моцарт.
– Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь.
– Настоящую дружбу нельзя проповедовать, ей учатся в действии.
– Любовь – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном
направлении.
3-й конкурс. Угадай героя. По иллюстрации отгадайте персонаж.
– Честолюбец
– Фонарщик
– Географ
– Пьяница
– Деловой человек
4-й конкурс. Разнобой. Задайте друг другу вопросы, связанные с внешним обликом героев сказки, их характеров, событий, происшедших с ними. Если не ответят, самим дать ответ, и за это можно получить дополнительные очки.
5-й конкурс. Мы артисты. Чтение по ролям эпизодов из разных глав.
6-й конкурс. Самый внимательный читатель. Расположите героев по порядку так, как их встречал Маленький принц.
Неверный вариант: 1. Лис. 2. Цветок. 3. Пьяница. 4. Старый король 5. Географ 6. Честолюбец. 7. Деловой человек. 8. Фонарщик. |
Ответы: 1. Старый король 2. Честолюбец 3. Пьяница 4. Деловой человек 5. Фонарщик 6. Географ 7. Цветок 8. Лис |
7-й конкурс. Мы писатели. Продолжите историю Маленького принца и сочините продолжение сказки, повествующее о том, что стало с Маленьким принцем после того, как утром в пустыне его нашел Летчик.
Слово учителя:
– Жюри подводит итоги. Теперь можно открыть тайну – оказывается, есть такая книжка, написанная известным венгерским писателем, взявшим себе псевдоним Антуан Сент-Этьен – “Маленький принц возвращается”, где говорится о том, как летчик, став астронавтом, на космическом корабле посещает различные вымышленные планеты и находит Маленького принца. Герой встречается с буро-коричневой женщиной, которая коллекционирует слезы и превращает их в звезды, то оказывается на планете, где растут гигантские подсолнухи, и девчонки-близнецы швыряют в путника гигантскими семечками. В другом месте огромный лимонно-желтый червь точит свою планету, то зловредные драконы обижают Летчика, а потом катаются на его корабле. В конце концов, он находит Маленькому принцу на Земле пару – девочку Луалу – и опять отправляет их на планету Маленького принца. Но это уже другая история… И тема другой литературной викторины.