Логопедическая ритмика

Разделы: Логопедия


“Логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией” Г.А.Волкова.

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций на основе сочетания слова, музыки и движения.

Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.

Опираясь на работы физиологов о взаимозависимости общей и речевой моторики, о связи двигательных и речевых анализаторов (А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, Е.М.Мастюкова, М.М.Кольцова) развиваю речь детей путём совершенствования общей моторики.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения. Речь с движением развивает артикуляционную моторику, моторику мышц лица, мелкую моторику.

Стихотворный текст является ритмической основой для выполнения движений, а двигательный компонент помогает лучше запомнить текст самого стихотворения. Ритм стихотворной строки согласовывается с движениями рук, ног, туловища, с помощью чего нормализуется темп и ритм речи, развивается словарь.

Музыка, сопровождающая упражнения, влияет также на качество исполнения, улучшает пластичность движений, придаёт им мягкость и выразительность, развивается слуховое восприятие.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи – развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию движений, развитию психических процессов.

Для более успешного проведения занятий необходимо выполнять следующие условия:

  • наиболее благоприятным является взаимодействие на занятии трёх специалистов (логопеда, музыкального руководителя, воспитателя), причём первое занятие может проводить логопед, второе занятие проводит воспитатель.
  • занятие проводится с опорой на лексические темы, темы по развитию звукопроизношения;
  • все упражнения выполняются по подражанию;
  • игровая форма проведения занятий;
  • содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
  • упражнения направлены на согласование речи с движением;
  • занятия проводятся не реже двух раз в неделю;
  • продолжительность занятия 20-30 минут для детей 4-5 лет и до 40 минут для детей 6-7 лет
  • светлое, просторное помещение; дети занимаются в мягкой обуви и свободной одежде, не стесняющей движения;
  • нагрузку в течение занятия необходимо распределять равномерно и учитывать возможности каждого ребёнка;

Примерная структура построения логоритмического занятия

Вводная часть.

Упражнения на различные виды ходьбы, бега.

Дыхательные упражнения.

Основная часть.

Развитие общей моторики – координация речи с движением.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Мимические, артикуляционные упражнения.

Упражнения с предметами и речевым сопровождением – развитие грамматической, лексической, фонетической, звукопроизносительной стороны речи.

Фоноритмика, голосовые упражнения.

Упражнения на развитие чувства темпа и ритма.

Музыкальные игры.

Заключительная часть.

Упражненияна расслабление мышечного тонуса – релаксация.

Логоритмическое занятие

Тема занятия: Домашние животные. Совершенствование темпо-ритмической организации движений.

Цель занятия: Совершенствовать темпо-ритмическую организацию движений на материале лексической темы “Домашние животные”.

Задачи:

обучающие: совершенствовать умение двигаться в соответствии с ритмично исполняемой музыкой. Активизировать глагольный словарь по теме “Домашние животные”.

развивающие: развивать динамическую координацию движений, ориентацию в пространстве, чувство темпа, ритма, мелкую, артикуляционную, мимическую моторику, регулировать мышечный тонус.

коррекционные: формировать длительный плавный выдох, силу голоса, слуховое внимание.

воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, культуру коммуникации, умение работать в коллективе.

Речевой материал: глагольный словарь: роет, ржёт, лакает, скачет и т.д., чистоговорки, звукоподражания.

Оборудование: бубен, предметные картинки, изображающие домашних животных, мяч, схемы, барабаны, коврики, мягкие игрушки.

Ход занятия

Вводная часть

1. Упражнение на различные виды ходьбы и развитие произвольного внимания.

Дети идут по кругу в соответствии с речевым сигналом логопеда:

“лошадки” - ходьба, высоко поднимая ноги,

“козы” - ходьба на пятках,

“кошки” - ходьба на носках,

“собаки” - бег.

2. Упражнение на развитие дыхания.

Дети идут по кругу под спокойную музыку, по сигналу (удар в бубен) останавливаются, выполняют вдох носом – на выдохе произносят ффф (2-3 раза).

Основная часть

3. Упражнение на координацию речи с движением “Мы купили кошке” с музыкальным сопровождением.

Мы купили кошке
(руки вперёд ладонями вверх)
К празднику сапожки
(поставить ногу на пятку и повертеть носочком)
Причесали её усы,
(от щёк развести руки в стороны)
Сшили новые трусы.
(имитация шитья иголкой)
Только как их надевать?
(пожать плечами, руки в стороны)
Хвостик некуда девать!
(показать рукой хвостик за спиной)

4. Упражнение на развитие мелкой моторики “Котёнок-шалун”.

Котёнок мамочку зовёт: мяу-мяу, мяу-мяу.
(соединяются пальцы одноимённых рук).
Он не напился молока: мало-мало, мало-мало.
(скрещивают пальцы рук, ритмично поднимают и опускают пальцы)
Покормит мама молочком: мур-мур-мур, мур-мур-мур
(ритмично поглаживать ладонью одной руки по другой).
Свернётся маленьким клубком: ур-ур-ур, ур-ур-ур.
(потирать кулачок о кулачок).
Потом с клубочком поиграет: цап-цап-цап, цап-цап-цап.
(сжимать и разжимать пальцы).
И нитку быстро размотает: ап-ап-ап, ап-ап-ап.
(указательные пальцы движутся вокруг друг друга).

5. Массаж биологически активных зон “Кисонька”.

Дети выполняют под спокойную музыку.

СА-са-са – кисонька краса
(поглаживания ладонями шеи)
Сы-сы-сы – есть у кисоньки усы,
(растирание кулачками крыльев носа).
Исы-исы-исы – молоко для кисы
(поглаживающие движения пальцами по лбу от середины к вискам)
Иса-иса-иса – бантиком играет киса
(растирание ладонями ушей).

6. Упражнения на развитие артикуляционной, мимической моторики.

Дети выполняют артикуляционные упражнения под медленную музыку в медленном темпе, под быструю – в быстром.

  • “Кошечка лакает молоко”.
  • “Облизывается”.
  • “Коза жуёт траву”.
  • “Лошадки”.

Мимическое упражнение “Угостим кошечку”.

Дети передают мимикой, как кошечка реагирует на угощение молоком, колбаской, лимоном, рыбкой, перцем. Показывают, как она сначала принюхивается.

7. Гимнастика для глаз “Кошка-собака”.

Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У воспитателя в руках картинка с изображением кошки, у второго педагога с изображением собаки. По сигналу “кошка” - дети смотрят на кошку. На сигнал “собака” - смотрят на собаку. Двигаются только глаза. Местоположение картинок меняется.

8. Упражнение с предметом и речевым сопровождением “Что делают?”

Дети передают друг другу мяч, называя, действия животных (жуют, роют, охраняют, мяукают и т.д.).

9. Упражнение на развитие силы голоса “Эхо”.

Дети делятся на две команды и повторяют за логопедом чистоговорки. Если команде показан большой круг – произносят громко, маленький – как эхо тихо.

Ха-ха-ха, да хи-хи-хи в поле пели петухи.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко не ходите далеко.
Му-му-му, му-му-му молока кому.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу гуси на лугу.

10. Упражнения на развитие чувства темпа.

А) Без речевого сопровождения – подвижная игра “Лошадь и кучер”.

Дети, держась за руки идут по кругу парами под медленный темп, со сменой темпа – бегут.

Б) С речевым сопровождением “Медленно-быстро”

Детям показывается схема ------------- (быстро), - - - - - - (медленно) и картинка с изображением домашнего животного, дети произносят, как голос подаёт данное животное в разном темпе.

11. Упражнение на развитие чувства ритма.

Детям предлагается повторить ритмический рисунок с соблюдением количества элементов и пауз.

  • Прохлопать – протопать (повторить за логопедом).
  • Сколько услышишь аккордов проиграет музыкальный руководитель, столько раз прыгнешь, либо хлопками повторить.
  • Логопед отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане.
  • Прохлопать по схеме со слогом “та” (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ).

12. Музыкальная игра “Кошка – мышка”.

Из детей выбирается “кошка”, которой завязывают глаза и “мышка” с колокольчиком. “Мышка” убегает от “кошки”, звеня в колокольчик, “кошка” должна догнать “мышку”, ориентируясь на звук колокольчика.

13. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

Релаксация.

Звучит спокойная музыка, дети берут коврики.

Наши ножки устали (дети садятся на коврики, поглаживают ножки)
Они прыгали, скакали.
Наши ручки устали (поглаживают ручки)
Они хлопали, играли.
Глазки засыпают, дети отдыхают.
Дети на спину легли
И как кошечки видят сны.
Мы отдыхаем, слушаем тихую, спокойную музыку.
Нам удобно лежать и слушать музыку…
(музыка звучит бодрее)
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать.
Подняли руки вверх. Сели.
Повернулись влево-вправо.

Что увидели? (игрушки). Кого обозначают эти игрушки? (Домашних животных).

Итог. Оценка деятельности детей.

- Домашние животные рады вас видеть, и хотят с вами поиграть, а вы хотите? Возьмите их и поиграйте в группе.