Приемы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира при изложении знаний учителем

Разделы: Начальная школа


"Задача учителя не просто
изложить предмет, а пробудить
умеренные способности детей,
привлечь их активное внимание".
(К.Д. Ушинский)

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, - воспитывать любовь к родине, а значит и бережное отношение к родной природе.

Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахами цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. И если взрослый приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полётом ласточки, у ребёнка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Окружающий мир - интегрированный курс, по содержанию он тесно связан с дисциплинами естественно-математического цикла, что обеспечивает усвоение доступных для понимания младшими школьниками знаний об окружающей среде. Появление интереса к изучению природы связано у детей данного возраста не только с эмоциональной привлекательностью, но и с познавательными мотивами. Учитывая эту особенность учащихся, необходимо для поддержания интереса наполнять познавательные потребности новым содержанием. Это позволит раскрыть учащимся взаимосвязи, существующие в природе, а также понять, природное многообразие - условие, без которого невозможно существование человека.

Сама по себе активность на уроке возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды.

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшими предпосылками которой являются интерес и внимание.

В современном мире учителю работать и труднее, и легче. Изобилие источников информации с одной стороны, даёт возможность работать с разнообразным материалом - это Интернет, электронная связь, радио- и телепередачи, но, с другой стороны, ничто не может заменить яркое, эмоциональное, живое слово учителя.

Прежде всего, не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит много стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся. К ним относятся новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся представлений, глубокое проникновение в сущность явлений и т. д. Учитывая это, учителю следует постоянно заботиться о том, чтобы не сводить своё изложение к простому пересказу учебника, а делать его глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.

Один из методов устного изложения знаний - рассказ. Однако в чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т. е. сочетается с объяснением излагаемого материала.

Здесь мне очень помогает приём новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. Например, при объяснении материала по теме "Птицы леса" учитель рассказывает о том, какие птицы живут в лесу, чем они питаются, как зимуют. Мы слушаем запись птичьих голосов, стараемся отгадать, что это за птицы. Смотрим слайды, на которых показано, как птицы ухаживают за своим потомством. И вдруг: "Ку-ку! Ку-ку!".

Учитель. Ребята, а это что за птица?

Дети. Кукушка!

Учитель. Как это я забыла про кукушку? Что же делать? Ведь я почти ничего не помню про эту птицу. Помогите мне, пожалуйста! Может быть, вы что-нибудь знаете про кукушку?

Дети. Кукушка в лесу живёт.

Дети. Мы были в лесу, и мама спрашивала у кукушки, когда мы дом достроим.

Дети. Да, так можно гадать. Кукушка кукует, а ты считаешь.

Дети. Кукушка детей своих бросает.

Дети. Не детей, а яйца подбрасывает в чужие гнёзда.

Дети. Кукушка не хочет трудиться для своих детей.

Дети. Она очень ленивая птица.

Дети. А я читала, что она не может детей прокормить. Ей это трудно. А почему, я не знаю.

Учитель. Правильно, ребята. Кукушка не виновата в том, что подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда. Просто кукушка не может высиживать свои яйца сама, так как они появляются с большим промежутком времени: первый её птенец уже вывелся бы, а последнее яйцо ещё было бы свежим. А это значит, что всё потомство неизбежно было бы обречено на гибель: первого уже нужно кормить, а последнего ещё высиживать: Кроме этого, один кукушонок настолько прожорлив, что выкормить всё потомство кукушке просто не по силам. Вот и был найден выход - воспользоваться помощью других птиц.

Учителю необходимо помнить, что объяснить, значит не только ответить на вопрос "Что это такое?", но и разъяснить "Почему?", "Как?", "Зачем?".

В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет умение учителя придать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным.

Например, при изучении темы "Полезные ископаемые", учащимся был предложен следующий рассказ: " В VII веке на Византию напали арабы. Завоевав несколько областей Византии, арабы решили взять её столицу - Константинополь. Положение византийцев казалось безнадёжным. Однажды, когда ветер дул со стороны города, византийцы выкатили на берег большие посудины и начали выливать из них в воду какую-то тёмную жидкость. Арабы не обратили на это никакого внимания, а жидкость тем временем быстро распространялась по воде, ветер гнал её прямо на арабские корабли. Когда жидкость окружила корабли, византийцы с берега подожгли её. Произошло чудо - море загорелось. Пламя с треском быстро распространилось по воде. Перепуганные насмерть арабы не успели опомниться, как огонь охватил их корабли. Так был уничтожен весь арабский флот".

После рассказа целесообразно задать вопросы:

- Что это была за жидкость?

- Почему вы так решили? Докажите.

Приведённый рассказ возбуждал у учащихся непроизвольное внимание и повышенный интерес к теме. В то же время он давал учителю возможность подчеркнуть ряд важных положений в новом материале, в частности, - это основные свойства нефти.

Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы - побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждению и умозаключениям, к самостоятельному "открытию" новых выводов, идей, законов и других теоретических обобщений. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развёрнутых рассуждений, определённых доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки изучаемых предметов и явлений и таким путём приобретают новые знания.

Не менее важно и то, чтобы вопросы имели чёткую логическую направленность, позволяющую учащимся глубоко осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний.

Необходимо так строить объяснение на уроке, чтобы вопросы "сами" приходили детям в голову. На непонятное ребёнка надо натолкнуть. Он должен удивляться. Если удивление школьников будет целенаправленно организовано, оно "запустит" вопрос, с которого начнётся диалог.

Например, при изучении темы "Вода" объяснение можно начать со слов Антуана Сент-Экзюпери: " У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете:".

- О чём идёт речь в этом отрывке?

- Что помогло вам догадаться?

- Какие свойства воды я назвала?

- Подумайте, какие ещё свойства есть у воды?

- Какими из названных свойств мы пользуемся каждый день?

Опора на жизненный опыт обязательно "подключит эмоции": удивление, радость, восторг, сомнение. А это ещё один из приёмов устного изложения материала.

Восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром ещё К. Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне "присутствовать на занятиях", а внутренне могут думать о своём или же совсем остаться "без мысли в голове".

Об этом же писал известный педагог С. Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в "педагогический сон", т. е. сохранять лишь видимость внимательности, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала.

Поэтому хорошо, когда при устном изложении знаний учитель создаёт проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решать в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала.

Так, объяснение по теме "Природные зоны России" можно начать с того, что учащимся предлагается прослушать отрывок из романа О. Гончара "Таврия". Вот как писатель описывает чёрную бурю:

"Жгло травы, заносило родники, с корнем вырывало из-под ног людей посевы. Рыдали звёзды в полях, в отчаянии метались люди среди чёрной метелицы. А рядом с теми, кто становился на колени, вмиг наметало сугробы - пыльные барханы. Тяжело было двигаться: Секло, точно градом, сбивало с ног, беспросветной сухой теменью бушевало вокруг - от земли до неба. Вверху, за сплошными тучами сорванных, поднятых, летящих грунтов стояло солнце среди неба, маленькое, хмурое, как при затмении. От неестественных дневных сумерек делалось жутко всему живому. Тревожно ревел по сёлам скот, выли собаки".

- Подумайте, в какой природной зоне подобное могло произойти?

Подобный подход к изложению придаёт учебной работе проблемный характер, возбуждает у учащихся противоречие между знанием и незнанием и вызывает у них потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала.

Региональный подход к преподаванию окружающего мира способствует сближению программного материала с краеведческим.

Разве не интересно узнать, что "Лукоморье - старинное название Таганрогского залива. Береговая северная часть его действительно своими очертаниями напоминает изогнутый лук". Но как горят глаза у детей, когда они узнают историю открытия "солнечного камня" - угля:

"Стояла холодная весна 1696 года. Недалеко от города Черкасска (теперь станица Старочеркасская) расположились русские войска, готовясь к штурму Азова. Каждую ночь жарко пылали тысячи костров. Камыш, валежник - всё шло в огонь. У одного из костров возвышалась фигура Петра I. Подошедшие казаки принесли кусочки чёрного камня и бросили в огонь, отчего через некоторое время он запылал ещё жарче. Увидев это, Пётр I сказал: "Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет:".

В 1721 году для исследования Верхнего и Среднего Дона был послан крепостной рудознатец Г. Г. Капустин. Он обнаружил много месторождений каменного угля. Это и положило начало работам по разведке угля на территории Донецкого кряжа".

Новые знания о своём крае помогают школьникам формировать представления о целостности мира природы, общества и места человека в них.

Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности при устном изложении знаний даёт приём, связанный с побуждением учащихся делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее.

Приём сравнения требует от учащихся умения осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление.

Например, формирование у учащихся приёма сравнения и выделения существенных признаков по теме "Рельеф России" проходило следующим образом. Учащимся было предложено рассмотреть изображение холма и горы и сравнить их: что между ними общего и чем они отличаются? Что нового вы узнали о холме и горе при их сравнении?

Чтобы сравнить предметы необходимо:

1. Рассмотреть предметы, подумать, какие признаки они имеют.

Например, какие признаки горы и холма могут назвать дети: разные вершины (закруглённая - острая); разные склоны (крутые - пологие); на склонах растут (не растут) леса; на вершинах бывает (не бывает) снег; холм - низкий, гора - высокая и т. д.

2. Определить среди них общие признаки, а потом различные.

Общие признаки: и холм, и гора имеют одни и те же составные части (подошва, склон, вершина).

Отличительные признаки: составные части различны.

3. Определить среди них главные. Учитель говорит, что главные признаки предмета - это те, без которых он не будет данным предметом.

Например, гора высокая. Без этого признака она не будет горой.

4. Выясняется то новое, о чём узнали дети, когда сравнивали холм и гору.

Большой эффект в обучении даёт реализация принципа наглядности. Демонстрируя картины, схемы, рисунки, чертежи, приборы, а, также проделывая опыты, учитель мобилизует внимание учащихся и привлекает к восприятию изучаемого материала не только слух, но и зрение, а в некоторых случаях обоняние и осязание. Включение большого числа органов чувств в восприятие знаний и способствует активизации познавательной деятельности школьников.

Компьютерное оснащение школ позволяет учителю в своей работе использовать достижения информационно-коммуникационных технологий. Именно благодаря мультимедийным средствам обучения учителю предоставляется прекрасная возможность активизации познавательной деятельности учащихся. Такая визуализация учебного процесса позволяет проводить уроки в активной диалоговой форме. Мультимедийные пособия являются эффективным дополнительным средством, позволяющим обеспечить более качественное обучение в сочетании с учебниками и рабочими тетрадями. Эпизодическое использование большого экрана, разнообразная учебная деятельность обеспечивает здоровьесберегающий эффект обучения, существенно влияет на эмоциональный фон урока, помогает оптимизировать учебную нагрузку.

Перед тем, как приступить к изучению какой-либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

Литература.

  1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль, 2003
  2. Кириллова Г. Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. - Л., 1976
  3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972
  4. Педагогический поиск. / Сост. И. Н. Баженова. - М., 1987
  5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М. - Л., 1950
  6. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. - Минск, 1975