Цель: дать ученикам элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.
Задачи:
- Дать учащимся первоначальное представление о природе в целом, о живой и неживой природе; определить связи между живой и неживой природой.
- Развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрации предметов, созданных трудом человека (зонт, мяч, книга); карточки с картинками живой природы (дерево, медведь, бабочка, дети, цветок) и неживой природы (камни, звезды, вода, солнце, сосульки), карточки-тесты, схема «Признаки живой природы»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!
II. Повторение изученного материала
– На прошлом уроке мы говорили о нашем отношении к окружающему миру. Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе и к тому, что они делают. На задание дается 3 минуты.
Игра «Поиграем в отношение»
За это время первый ряд подберет слова, выражающее отношение человека к себе, второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе. Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим. Выигрывает команда, подобравшая наибольшее количество слов. (Например, 1-й ряд – уважительное, доброе и т.д, 2-й ряд – заботливое, пренебрежительное и т.д., 3-й ряд – жестокое, бережное и т.д. )
– Ребята, как вы думаете, какое отношение мы
должны воспитывать в себе к окружающему? (Доброжелательное,
бережное)
– Как нужно относиться к природе? (Охранять,
беречь, не загрязнять.)
III. Сообщение темы урока
– Ребята, мы часто с вами произносим такую
фразу: «Какая природа, какая красота» или
«Я был на природе».
– А что такое природа? Вот сегодня на уроке мы и
будем искать ответ на этот вопрос. А так же
узнаем, что относится к живой и неживой природе.
IV. Работа по теме урока
– Посмотрите на доску. Что вы там видите? (Различные
картинки).
– На какие две группы можно разделить все
предметы? (Первая группа – то, что создано
руками человека, вторая группа – то, что создано
природой)
– На доске мы получаем:
1 группа – зонт, мяч, книга. Эти все предметы
созданы руками человека.
2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни,
вода, бабочка, сосулька, дети, дерево.
Все это создано природой. Убираем картинки, на
которых изображены предметы, созданные
человеком.
Делаем вывод 1: все то, что не создано
руками человека и мы сами, называется природой.
– Ребята, на какие еще две группы можно разделить все оставшиеся картинки? (На живое и неживое)
На доске мы получаем:
Живая природа: Неживая природа:
дерево камни
медведь звезды
бабочка вода
дети солнце
цветок сосулька
V. Физкультминутка
Добрый лес, старый лес. (Широко разводим руки
в стороны)
Полон сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с
вытянутыми руками)
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас! (Ходьба)
Ждут нас на лесной опушке птички, бабочки,
зверюшки! (Присесть. Медленно поднимаемся,
повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт. (Мягкий
пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд,
«лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь, да как начал он реветь:
«У-у! У-у! Я вразвалочку иду!». (Руки полусогнуты
в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на
ширине плеч. Переступание с ноги на ногу.
Раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А весёлые зайчата – длинноухие ребята – прыг да
скок, прыг да скок, через поле за лесок! (Прыжки,
ладошки прижать к голове, изображая «ушки на
макушке»)
Вот лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки. (Прыжки
на месте)
Птички в гнёздышках проснулись, улыбнулись,
встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем
выше всех! (Лёгкий бег на месте: птички чистят
крылышки, машут хвостиком – руки сзади)
До свидания, старый лес. Полон сказочных чудес! (Помахивание
рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Ходьба)
Подружились мы с тобой, нам теперь пора домой!
VI. Работа по учебнику
– Между живой и неживой природой есть тесная
взаимосвязь. Для чего нужны солнце, воздух и вода?
(Ведется работа по с.15)
– Что мы видим на схеме слева? Какая это природа? (Неживая)
– А что видим справа? Какая это природа? (Живая)
– Как вы думаете, что обозначают стрелки на
схеме? (Связь между живой и неживой природой.)
– В чем состоит эта связь?
– Делаем вывод 2: неживая природа
необходима для жизни живых существ.
VII. Беседа по теме урока
– Ребята, а чем отличается живая природа от
неживой? (Живое может двигаться)
– Правильно, все живое двигается. Даже растения.
Они способны поворачиваться по направлению к
свету, сворачивать и разворачивать свои листья
или цветы.
На доске появляется первый признак жизни – движение.
– Что еще отличает живое от неживого? (Живое
растет)
– Я с вами согласна. Любой живой организм
способен к росту и развитию. Из отростка
вырастает дерево, из семечки – растение, из
ребенка – взрослый человек.
На доске появляется второй признак жизни – рост.
– А что нужно обязательно живому организму
для роста и развития? (Питание)
– Питаются и растения, и животные, и человек.
Третий признак жизни – питание.
– А что будет, если лишить все живое питания? (Оно
погибнет)
– Некоторые растения погибают при наступлении
зимы. Со временем умирают не только растения, но и
животные, и люди растут, взрослеют, старятся и
умирают. Следующий признак жизни – смерть.
– Ребята, а почему, если живые организмы
погибают, до сих пор существует жизнь на Земле?
(Растения, животные и люди рождаются вновь)
– На Земле постоянно появляются и рождаются
новые живые существа.
– Поэтому пятый признак жизни – размножение.
– Ребята, посмотрите на доску. Какие самые
главные признаки необходимые для жизни мы с вами
выделили? (Движение, рост, питание, смерть,
размножение).
– Давайте проверим, обладают ли всеми этими
признаками предметы нашей живой природы:
дерево, медведь, бабочка, дети, цветок.
(Учащиеся проверяют. Например: дерево – растет,
питается, обладает движением (листочки
сворачиваются, распускаются), размножается,
умирает. Следовательно, оно относится к живой
природе и т.д.)
VIII. Закрепление изученного.
Учащиеся выполняют карточки-тесты.
Тест
1. Какое выражение правильно? Природой называют все то,
А) что окружает человека;
Б) что сделано руками человека;
В) что окружает человека и не сделано его руками.
2. К живой природе относится:
А) солнце;
Б) лягушка;
В) камни.
3. К неживой природе относится:
А) звезды;
Б) грибы;
В) растения.
4. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): растения, грибы, животные, вода, человек – это живая природа.
5. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): солнце, растения, звезды, вода, камни – это неживая природа.
IX. Подведение итогов урока
– Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня
на уроке?
– О чём сможете рассказать дома родителям?
– Назовите, что относится к живой природе.
– Назовите, что относится к неживой природе.
X. Домашнее задание
– В рабочих тетрадях на с. 8 дома вы сможете выполнить интересное творческое задание. Каждый из вас может побыть исследователем и ответить на вопросы:
- Что называется природой?
- Какая связь между живой и неживой природой?
– Спасибо всем за работу! Урок окончен.