Развитие творческих способностей младших школьников как педагогическая проблема

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается “проблемой века”. Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать “теорию творчества”.

По сути дела, творчество – это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Генрих Степанович Батищев православный мыслитель, философ).

На наш взгляд, творчество – несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. Пётр Ильич Чайковский писал о своем творческом состоянии: “...в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль. Откуда это является – непроницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление”. По словам Илья Ефимович Репина, вдохновение – это награда за каторжный труд.

Потенциальные возможности человеческого мозга – область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор большинство людей используют свой мозг варварски, с низким коэффициентом полезного действия. И перед наукой встает проблема: каковы должны быть условия внешней среды, чтобы каждый мог развить свои творческие (способности) задатки и превратить их в творческие достижения? Быть может, так называемые великие творцы – попросту люди, которые нормально используют резервы своего мозга.

Работы психологов в последние годы достаточно определенно выделяют два типа одаренные людей. Вот мнение по этому поводу советского врача-психиатра В. Леви: “можно выделить два полюса гениальности, между которыми лежит гамма постепенного перехода. Представителей одного полюса можно было бы назвать, по традиции, гениями “от бога”, представителей другого – гениями “от себя”.

Гении “от бога”– Моцарты, Рафаэли, Пушкины– творят так, как поют птицы,– страстно, самозабвенно и в то же время естественно, непринужденно, играючи. Они, как правило, выделяются своими способностями с детских лет; судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути, и их обязательное трудолюбие сливается воедино со стихийным, непроизвольным творческим импульсом, составляющим самую основу их психической жизни. Огромная избыточность “специальных” способностей проявляется у них подчас на фоне сравнительно скромных волевых качеств.

У гениев “от себя” развитие медленное, иногда запоздалое, судьба обращается с ними довольно жестоко, порой, даже зверски жестоко. Здесь фантастическое преодоление судьбы и преодоление самого себя. В исторической веренице выдающихся людей этого типа мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Греции. В этом ряду, возможно, и наш гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность; здесь и Джек Лондон, с его обостренным до болезненности чувством собственного достоинства и настоящим культом самообладания и самоопределения; здесь и Ван-Гог, и яростный Вагнер, овладевший нотным письмом лишь в двадцать лет.

Многие из этих людей в детстве и юности производили впечатление малоспособных и даже тупых. Джемс Уатт (изобретатель паровых машин), Джонатан Свифт (английский писатель, политический деятель), Карл Гаусс (математик, физик) были “пасынками школы”, считались бездарными. Ньютону не давалась школьная физика и математика. Карлу Линнею прочили карьеру сапожника.

Гельмгольца (немецкий врач, изобретатель глазного зеркала) учителя признавали, чуть ли не слабоумным. Про Вальтера Скотта профессор университета сказал: “Он глуп и останется глупым”.

У гениев “от себя” над всем преобладает несокрушимая воля, неуемное стремление к самоутверждению. У них колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность. Работая, они достигают вершин напряжения. Они преодолевают свои недуги, свои физические и психические недостатки, в буквальном смысле творят самих себя, и на самом творчестве их, как правило, лежит отпечаток яростного усилия.

Гениям “от себя” порой не хватает той очаровательной непринужденности, той великолепной небрежности, что свойственна гениям “от бога”, но гигантская внутренняя сила и страсть, соединенные с неукоснительной требовательностью к себе, возводят их произведения в ранг гениальности.

Современная наука утверждает – потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в добывании неизвестной ранее информации. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.

Каковы же признаки творческой личности, которые еще в школе (а то и в детском саду) помогают определить одаренность того или иного ребенка, с тем, что бы составить для него индивидуальный график занятий, порекомендовать ему поступить в специальную школу и так далее?

Многочисленные психологические исследования позволяют назвать целый ряд способностей, которые характеризуют творческую личность.

Главная особенность творческой личности – это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью.

Творческие люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т. д.

Творческим людям присущи следующие личностные черты:

  1. независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
  2. открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
  3. высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуация конструктивная активность в этих ситуациях;
  4. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Часто в этом ряду упоминают особенности “Я” – концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера.

Мы считаем, что любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления.

Действительно, творческая личность в основе своей чужда конформизму. Именно независимость суждений позволяет ей исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными не осмеливаются вступить остальные люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма неоднозначными.

Нестандартность подхода к решению проблемы, необычайность, “дикость” суждения как раз отличает творческую личность.

Именно стремление находить нестабильные, нетривиальные решения, стремление самостоятельно, без посторонней помощи достигнуть результата, который до того не был известен – это очень важная способность, связанная со всей структурой личности.

Но только за счет одного этого качества нельзя стать творческой личностью. Оно должно сочетаться с целым рядом других важных качеств. Среди них особо выделяются, находчивость, самокритичность и критичность, гибкость мышления, независимость мнений, смелость и мужество, энергичность. Упорство, настойчивость в доведении дела до конца, целенаправленность – без этого не мыслимы творческие достижения.

Творчеству, несомненно, способствует также и чувство юмора, остроумие, способность порождать или переживать комическое. Склонность к игре – еще одна особенность одаренного человека. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных идей. Они предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется.

Творчески мыслящий человек не довольствуется приблизительными сведениями, а стремится уточнить, добраться до первоисточников, выяснить мнение специалистов.

Другие важные качества творческой личности – это глубокая любовь к делу, подвижность ума, способность синтезировать и анализировать идеи, смелость и независимость суждений, умение сомневаться и сравнивать.

Конечно, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве. Но, мы считаем, что нужны еще знания, умения и мастерство.

Как показали наши исследования, родителями проблема развития креативных способностей не выделяется как самостоятельная. 88% проходивших тестирование родителей считают, что творческие способности должны развиваться в учреждениях дополнительного образования; 91% не имеют представления, каким образом они могли бы развивать творческое мышление и творческое воображение своих детей.

По-нашему мнению, творческое применение знаний, когда деятельность учащихся, предполагает внесение им собственной мысли при применении знаний на практике, возможно только в атмосфере творчества, а она создается путем:

  • Выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я).
  • Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию (я Я).
  • Создание ситуации успеха. 

Эффективность развития творческих способностей у школьников, во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание, например: “Уроки творчества”, “Мир фантазии” и др. Именно на таких занятиях мы руководствуемся принципом, в основу которого положена фраза Дж. Родари “если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать”. Вот примеры заданий, которые дети с удовольствием прорабатывают: “Шиворот навыворот, задом – наперед”, “Придумать сказку о зеркале, воздухе,….” , “Каким будет завтра”, “Придумать новый велосипед, птицу, животное…” и т.п.

Для оценивания таких показателей, как творческое мышление и творческое воображение нами учитываются результаты психологического диагностирования, проведенного, например, с помощью методик Светланы Ивановны Гин (“Мир загадок”), Э.П.Торренса, Елены Евгеньевны Туник, Генриха Сауловича Альтшуллера (Альтова) (шкала “фантазия”). Но существующие психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления достаточно трудоёмкие, хотя все они позволяют оценить:

  • вербальную креативность;
  • образную креативность;
  • отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Существующий экспресс-метод по Джонсону, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. Опросник креативности – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Для оценки креативности мы наблюдаем за социальными взаимодействиями интересующего нас ребёнка в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).

“В наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа”. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать "возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов". А для этого нужно “верить в талант и творческие силы каждого воспитанника”, как сказал Василий Александрович Сухомлинский.

Библиографический список.

  1. Альтов Г.С. …И тут появился изобретатель. – М.: Дет. лит., 1984. – 126 с.
  2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. – 2-е изд., доп. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991. – 225 с.
  3. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. – Фрунзе, 1990. – С. 2–18.
  4. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 127 с.
  5. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности: Метод. руководство. – СПб.: ГП "ИМАТОН", 1998. – 172 с.
  6. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Изд-во "Совершенство", 1998. – 432 с.