Урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.

Место урока в учебной программе: урок проводится в разделе «Обыкновенные дроби».

Аудитория: учащиеся 5 класса.

Материалы к уроку: экран, проектор, компьютерная презентация в Microsoft Power point.

Цели урока:

  • Обучающие (дидактические):
    • актуализировать понятия дробь, правильная и неправильная дроби, сравнение дробей.
    • совершенствовать умения складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
    • формировать умения и навыки  применять полученные знания при решении задач на дроби.
  • Развивающие:
    • совершенствовать интеллектуальные способности и развивать логическое мышление, речь, память учащихся.
  • Воспитательные:
    • развитие познавательного интереса.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщение темы урока.

II. Устный счет

(Слайды 2-7) Учащиеся отвечают на вопросы учителя, поправляют или дополняют ответы одноклассников, наблюдают за появляющимися на экране изображениями, еще раз осмысливая и закрепляя изученные понятия и правила.

1) Дать определение правильной и неправильной дроби.  Из  указанных дробей выбрать правильные и неправильные дроби.

2) Может ли дробь, удовлетворяющая неравенству 1< x < , быть правильной?

3) Может ли неправильная дробь удовлетворять неравенству  < х < ?

4) Рассказать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

5) Выполнить действия (устно):

        

6) Полученные дроби записать в порядке возрастания (письменно с последующей проверкой).

III. Совершенствование навыков сложения и вычитания дробей

Выполнение №1067 (б,в). Задание выполняется письменно.

IV. Повторение

Этап подготовки учащихся к сознательному и активному усвоению нового материала. Идет повторение 3 видов задач на дроби с привлечением схематических рисунков (слайды 8-10) В задаче № 3 разбирается  и второй способ решения, где вся величина принимается за 1 и применятся вычитание дробей (слайд 11).

Задача №1

В книге 160 страниц. Маша прочитала  этой книги. Сколько страниц прочитала Маша?

 

160 : 8 · 5 = 100 (стр.)

Задача №2.

Коля прочитал  всей книги. Сколько страниц всего в книги, если Коля прочитал 120 страниц?

120 : 3 · 4 = 160 (стр.)

Задача №3.

 В книге  50  страниц. Оля прочитала 35 страниц этой книги. Какую часть книги прочитала Оля? Какую часть ещё осталось прочитать?

1 =  –  составляет вся книга

1)  книги составляет одна страница;
2)  – такую часть книги прочитала Оля;
3)   – такую часть книги осталось прочитать.

V. Решение задачи №1014

Для посадки леса выделили участок площадью 300га. Ель высадили на участка, а сосну – на  участка. Сколько гектаров занято елью и сосной вместе?

1)  участка леса высадили ель и сосну;

2) 300 : 10 * 7 = 210 (га) занято елью и сосной.

Ответ: 210 га

Разобрать 2-й способ решения задачи.

Доп. вопрос: Сколько в 1 га квадратных метров?

VI. Подведение итога урока

Запись домашнего задания: №1012(в), № 1043.