Башкирский народный костюм. Роспись фартучков башкирским орнаментом

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели и задачи урока

  • познакомить учащихся с орнаментами башкирского костюма
  • показать связь художественной деятельности с реальной жизнью, с природными аналогами
  • повышать уровень вербально-моторной памяти (по словесной инструкции)
  • познакомить со свойствами фломастера, с искусством изготовления одежды; наглядно-действенного мышления (работа по наглядному образцу).
  • развивать наблюдательность, любознательность.
  • укреплять любовь к красоте родного края, интерес к искусству, к изучаемой теме.

Оборудование урока:

  • компьютер, мультимедийная презентация;

Для учащихся:

  • карточки с заданиями
  • заготовки бумажных фартуков
  • буклеты "Помощник"
  • фломастеры

План урока

1. Организационный момент (направлен на эмоциональный настрой учащихся)

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Проверка рабочих мест.

- Отгадывание загадок.

4. Вводная беседа о фломастерах.

а) Упражнение для кисти рук.

б) Показ узора с названием каждого.

5. Физминутка

6. Объяснение учебного материала.

Беседа о башкирском костюме.

Показ одежды башкир.

"Найди ошибки художника".

7. Физминутка

8. Показ узоров на фартучках.

9. Самостоятельная работа учеников

10. Подведение итогов. Анализ детских работ. Выставка детских работ. Самооценка.

11. Домашнее задание.

- Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент, постановка задач.

Приветствие, психологическая подготовка учащихся к уроку. Слайд 2.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".

2. Сообщение темы и целей урока.

У. - Сегодня мы продолжим работу по главе "Композиция в декоративных работах".

У. - Что мы уже научились делать на прошлом уроке?

Д. - Мы научились раскрашивать пластилиновые игрушки, барышень, дымковской росписью.

У. - А сегодня мы будем говорить о башкирском национальном костюме. Наша задача познакомиться с элементами башкирского орнамента и научиться расписывать фартучки, тем самым увидеть связь художественной деятельности, с реальной жизнью. Для этого нам на уроке будут нужны помощники. Кто же они?

3. Проверка рабочих мест.

- Отгадывание загадок. Пословица "Знаешь говори - не знаешь слушай". Слайд 3.

1.

Я друзья, приятель ваш простой проворный . . . . .
В альбомах галочек ряды - мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее, тем палочки ровнее.

Д. - карандаш

2.

Чумазенькая спинка,
И совесть у меня чиста -
Помарку стерла я с листа.

Д. - ластик

3.

Почему из-под нее
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет -
Вот она его и точит.

Д. - точилка

Слайд 4.

4.

У тебя своя кроватка,
Где ты выспался в тиши.
А в пенале дремлют сладко
Ручки и карандаши
Наработаются слишком,
Залезают спать под крышку.

Д. - пенал

4. Вводная беседа о фломастерах.

У. - А еще нам на уроке понадобится вот что.

- Рядом с нами приземлился космический корабль. Слайд 5.

Вы забыли! Это портфель! Сегодня из космического корабля появятся заморские гости в прозрачных автомашинах. Смотрите какой автомобиль у наших гостей. Он по парте не хочет ездить, он летает. А вот я вижу: гости летят на свои посадочные полосы. Не забыли, где на прошлом уроке припарковался пенал-автомобиль?

Д. - Нет. На верхней части парты.

У. - Правильно, а середина оставлена для альбома. Вот заморские гости уже приземлились. Давайте рассмотрим их через прозрачные стены. Да! Они одеты намного ярче братьев карандашиков. да и в шапочках! Им наверно. холодно! Как вы думаете для чего эти шапочки?

Д. - Для того чтобы они не высохли.

У. - А как их зовут?

Д. - Фломастеры

(Голос фломастера)

- Правильно, мы - фломастеры. Здравствуйте! Мы гости издалека. Нас придумали много веков назад в одной из стран Африки. На другом материке, за морями, за горами, ну прямо как в сказке.

А пишем мы не грифелем, как карандаши, а специальной краской, которая очень плохо смывается с рук, и стереть нас почти невозможно. В докторах мы не нуждаемся, только боимся воздуха- высыхаем! Мы тоже художники и рисуем по бумаге ну очень ярко. Попробуйте нас в работе.

У. - Погоди, Фломастер, надо еще решить, что мы сегодня будем рисовать. стирать тебя нельзя, значит, надо очень хорошо подумать, чтобы не ошибиться. Для разминки мы сделаем необычную зарядку для рук.

а) Упражнение для кисти рук.

У. - У вас на партах лежат карточки с узором. Каждый узор нарисован в клеточках. Постарайтесь нарисовать, продолжить этот узор. Каждый из этих узоров имеют названия.

б) Показ узора с названием каждого. Слайд 6-7.

Птичьи головки. Солярный знак. Цветок. Рак. Рога барана. Крестообразный. Пояс из треугольников. Ёлочка. Гусиные лапки. Гребенка.

(дети продолжают рисовать в карточках.)

У. - Что же за орнамент мы учились с вами рисовать?

Д. - башкирские орнаменты

Правильно это элементы башкирского орнамента. И сегодня мы будем расписывать фартучки башкирским орнаментом.

5. Физкультминутка.

Для кистей рук. Слайд 8.

(руки на локти, кулачки сжаты)
Наши нежные цветочки
Распускают лепесточки
(раскрыть пальчики)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(шевелить пальчиками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(пальцы сжать в кулачки)
Головой качают
(вращение кистями рук)
Тихо засыпают.

6. Объяснение учебного материала.

Беседа о башкирском костюме. Слайд 9.

У. - Ребята, еще на первом уроке мы говорили, что все придуманное и созданное человеком называется культурой. Жилье, одежда, посуда и многое другое были созданы благодаря фантазии и труду человека. Но это не все. В любые времена человек стремился к красоте. Строя себе жилье, человек старался сделать его красивым и снаружи и внутри. Создавая одежду, человек заботился о том, чтобы она была не только удобной, но и красивой, нарядной. Люди стали носить одежду еще в глубокой древности. В течении многих лет одежда постоянно менялась. И это не удивительно, ведь вместе со временем менялись условия жизни, представления людей о красоте. Но во все времена у любого народа была своя национальная одежда.

Башкирский национальный костюм - это настоящее произведение искусства. В давние времена каждая башкирская женщина была мастерицей в изготовлении одежды. Свое искусство она передавала дочерям, и так - из поколения в поколение. Материалы для одежды тоже изготовляли сами:

выделывали сукно, кожу, мех. Из волокон крапивы и конопли ткали материю.

- Вспомните в какой сказке девочка по имени Элиза из волокон крапивы, должна была плести рубашки для 12 братьев.

Д. - Элиза плела рубашки для братьев из волокон крапивы, в сказке Г.Х.Андерсена "Дикие лебеди"

У. - Правильно в сказке "Дикие лебеди" Г Х. Андерсена.

- Также для изготовления одежды использовали шелк и бархат. Украшали одежду вышивкой, аппликацией, монетами и металлическими подвесками, цветными камнями и бисером. Женщина должна быть красивой в любой обстановке. Поэтому не только праздничная, но и повседневная одежда выглядела очень нарядной.

Показ одежды башкир. Слайд 10.

У. - Давайте рассмотрим башкирский женский костюм. Он состоит из длинного (до щиколотки) платья с закрытым воротничком и длинным рукавом. Платье украшали атласными лентами, узорной аппликацией, вышивкой.

На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. Поверх платья носили кафтан, который называли ЕЛЯН или приталенную безрукавку - КАМЗУЛ.

На ноги в любое время года надевали одну и туже обувь - кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами, которые называются САРЫК. Посмотрите, как они украшены. Вокруг задника нашивали разноцветное сукно на черном, желтом или зеленом фоне.

Наряд дополнял головной убор. Башкирские женщины носили платок - светлый, красный или в мелкий цветочек. Очень красиво выглядела облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке. Она называется КАШМАУ.

По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте.

Позаботились и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины - в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.

Рассмотрим мужской башкирский костюм. Слайд 11.

- он состоит из рубахи и штанов. Поверх рубахи надевалась короткая безрукавка, называется КАМЗУЛ или кафтан - КАЗАКЕЙ или ЕЛЯН. Пожилые мужчины носили широкие и длинные синие, зелёные и красные халаты - БЕШМЕТЫ. На голове носили тюбетейки и круглые меховые шапки - БУРЕК. Их шили на бараньем меху и обшивали мехом бобра или лисицы. Мужчинам запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду.

На ноги, как и женщины надевали кожаные башмаки или сапоги. Высокие сапоги называют ИЧИГИ. А сапоги САРЫК вам уже знакомы. Верхней одеждой служил ЧЕКМЕНЬ. Он обязательно подпоясывался.

- Ребята, вам понравились эти костюмы?

Д. - Да, костюмы и женский и мужской очень красивые.

"Найди ошибки художника". Слайд 12.

У. - Вы внимательно рассмотрели башкирский женский и мужской костюм. Теперь посмотрите на слайд, все ли правильно нарисовал художник?

Д. - Платок завязывался не так и он был больше; вместо бус нужно нарисовать нагрудную повязку. Кафтан или елян к низу был шире; волосы должны быть заплетены в косу с длинным шнуром, на конце которого монетки. И вместо туфель кожаные башмаки или сапожки (сарык).

7. Физминутка. Слайд 13.

Все старались, рисовали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.
(поднимают руки потягиваются)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас детей!
(дети машут руками: прогоняют тучку)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло.
(дети поворачивают голову влево, вправо, вниз, вверх).

Дети выполняют физминутку.

8. Показ узоров на фартучках. Слайд 14.

У. - Каждая деталь башкирского национального костюма напоминает о красоте родного края. Костюм был отражением всей природы всего мира.

У. - Сегодня мы с вами будем расписывать фартуки.

А сначала рассмотрим элементы башкирского орнамента еще раз. Основные цвета - красный, желтый, синий, зеленый.

а) зарисовка пояса из треугольников. (красный цвет)

б) гусиные лапки по низу фартука. (зеленый)

в) в центре птичью головку, по краям цветочки. (синий) внутри закрасить желтым.

9. Самостоятельная работа учеников

У. - У вас на парте лежат бумажные фартучки разной формы. Вы должны проявить фантазию, все свое творчество, применяя башкирский орнамент. расписывать эти фартучки.

(Под башкирскую мелодию ученики раскрашивают фартучки)

Подведение итогов. Анализ детских работ. Выставка детских работ. Самооценка.

У. -Что нового узнали? Что понравилось?

Д. - Мы познакомились с орнаментами башкирского национального костюма, с историей изготовления одежды, красиво раскрасили фартучки. Отгадывали загадки. Понравилась башкирская мелодия.

У. - В заключении давайте отгадаем загадки об одежде. Слайд 15.

1.

Два конца па плече полощутся,
два других по земле волочатся.

Д. - Это платок.

2. На спине узор, на ноги скор.

Д. - Сарык.

3. Похож на змею, обнимает талию твою.

Д. - Пояс, ремень

Домашнее задание. Слайд 16.

Раскрасить костюмы танцоров по заготовкам.

Детям раздаются буклеты "Памятка-помощник". Приложение 1.

Дети берут их для раскрашивания.

Слайд 17.

Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что знания вам так пригодились.