Цель: подготовить детей для проведения мини-исследований и работы со схемой.
Планируемые результаты:
- учащиеся смогут назвать основной круг вопросов при проведении исследования;
- описать и сравнить основные методы исследования;
- проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения;
- подготовиться к точной передаче особенностей заданного объекта.
Оборудование:
- Карточки с условными знаками “Методы исследования”.
- Демонстрационная схема детского метро.
- Раздаточный материал – схема детского метро.
- Предметы для исследования: наперсток, устройство для изготовления фрикаделек, разделитель для яиц.
- Предмет для обсуждения возможных вопросов по его мини-исследованию (подставка для колец в виде лебедя).
- Листы для записи вопросов и ответов во время исследования.
- Беджики для детей с названиями ролей: секретарь, хранитель t, командир, эксперт (для каждой группы свой цвет).
- Песочные часы на 5 и 3 минуты.
- Тетради с конспектами предыдущих занятий у детей.
- Карточки с вопросами для игры “Угадай вопрос!”
- У приглашенных учителей беджики “Независимый эксперт” (3 шт.).
- Инструкция для выполнения домашнего задания (в файлах для каждого ученика.)
Ход урока
1. Организационный момент. (Дети сидят по 4 человека за общими столами, составляя 3 группы.) Приветствие.
– Уважаемые коллеги! Сейчас Вы увидите необычный урок. Ученики нашего класса учатся быть исследователями. Постепенно из “почемучек”, которые поступили к нам учиться в 1-м класс в прошлом году, дети становятся “потомучками”. Чтобы этот процесс шел успешно, очень важно научиться работать с информацией. Надеюсь, нам удастся это показать, а Вам – увидеть.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
– Что такое исследование? (Поиск истины, познание неизвестного.)
– Кто такие исследователи? (Те, кто проводят исследования.)
– Можете ли вы сейчас назвать себя исследователями? Почему?
– Что нужно сделать, прежде чем начать исследование? (Выбрать объект
исследования.)
– Что такое методы исследования? (То, каким образом мы будем добывать
информацию об объекте исследования.)
– Определить по условным знакам, о каком методе исследования идет речь.
(Учитель показывает карточки, прикрепляя их к доске под заголовком “Методы
исследования”. Для учащихся это прежде всего – источники получения информации об
исследуемом объекте.)
– Для того чтобы успешно вести исследование, важно уметь правильно ставить перед
собой вопросы об исследуемом объекте. Какие слова мы обычно используем, задавая
вопросы? (Как? Где? Почему? Когда? И т.п.)
3. Проверка домашнего задания.
– Что вы готовили к этому занятию? Что было задано?
(Перевоплотиться в объект, пожить его интересами и задать от его имени вопросы: девочкам – от имени обруча; мальчикам – от имени футбольного мяча.)
Задаем вопросы и оцениваем их качество:
– Чьи вопросы вам показались наиболее удачными?
– Почему так важно уметь правильно задавать вопросы?
4. Практическая работа.
Задание № 1. Тренировка в задавании вопросов.
– Какие вопросы помогут получить как можно более полную информацию об этом объекте?
(Учитель держит в руках подставку для колец в виде лебедя. Дети задают вопросы. См. фото Приложения 1.)
А) Если вы захотели изготовить похожий объект своими руками, какие из прозвучавших вопросов будут приоритетными, т.е. самыми важными для вас? (Из чего сделано и как?)
Б) Если вы хотите приобрести готовое изделие для себя или в подарок, то в этом случае какие вопросы будут для вас приоритетными? (Где купить и сколько стоит?)
В) Попробуйте каждый для себя мысленно дать ответ на все прозвучавшие вопросы и дать характеристику (полную информацию) этому объекту: “Я считаю, что это…” Кто хотел бы ответить?
– Почему так важно учиться правильно задавать вопросы? (Чтобы получить полную информацию об объекте.) Сейчас мы в этом убедимся еще раз.
Задание № 2. Угадайте, о чем спросили.
Учитель вызывает представителя от каждой группы, дает ему карточку с вопросом. Не произнося вслух вопроса, ученик должен дать полный ответ. Остальные дети должны догадаться, каков был вопрос. (См. Приложение 2.)
– Что помогло вам отгадать вопрос? Если ответ был настолько хорош, значит,
насколько хорошо был составлен вопрос?
– А теперь у вас есть возможность реализовать свои умения в групповой работе.
Задание № 3. Мини-исследование. Групповая работа.
Каждая группа получает предмет для исследования и лист, на котором будут записываться вопросы, которые понадобится задать, чтобы исследовать предмет, и ответы на них. (Наперсток, разделитель для яиц, устройство для изготовления фрикаделек. См. фото объектов и таблицу для сбора информации в Приложении 2.)
Внутри группы дети должны распределить обязанности:
– секретарь записывает вопросы и ответы;
– хранитель времени следит за временем (по песочным часам);
– командир отвечает за работу всей группы, выступая с сообщением об итогах
исследования;
– эксперт оценивает работу других групп.
На выполнение задания дается 5 минут.
Отчеты групп о работе.
Командир каждой группы сообщает об итогах исследования, эксперты двух других выносят свое мнение, удалось ли исследование.
– Какими методами вы пользовались, проводя свое исследование? (Учитель
обращает внимание детей на информацию на доске – условные знаки.)
– Какие методы вам еще могли бы помочь выполнить это исследование?
– Что скажут независимые эксперты о проведенных на их глазах исследованиях?
(Слово учителям.)
5. Сообщение новых сведений.
– Сегодня вы познакомитесь еще с одним важным умением, без которого настоящему исследователю не обойтись.
Но для начала такая ситуация:
Вы потерялись в метро. Представили? Кругом толпа незнакомых людей, которые спешат по своим делам… Мобильный телефон не работает. Конечно, могут случиться и слезы, и паника, милиция и родители в расстроенных чувствах…
Но всего этого можно избежать, если научиться разбираться в схемах. Это умение просто жизненно необходимо настоящему исследователю!
Вот перед вами схема детского метро. (На доске помещается демонстрационный образец, у каждой группы на столе свой.)
– Какую максимально полную информацию из этой схемы вы сможете получить,
изучив ее? Даю время 3 минуты (переворачиваю песочные часы). (Ответы детей.)
– Что осталось для вас непонятным в этой схеме и какие вопросы вы хотите
задать независимым экспертам?
(Возможные вопросы детей:
– Что означают эти кружочки?
– Что означают эти стрелочки?
– Как можно назвать эту линию? (Линии кольцевая и радиальные).)
Задание:
- Попробуйте добраться по этой схеме от станции Зеленая до станции Светлая.
- От станции Укропная до станции Рыжая.
- От станции Звонкая до станции Яблочная.
Группе дается некоторое время для определения маршрута, затем один человек из группы показывает на демонстрационной схеме свой маршрут, а другие группы следят за маршрутом, оценивают, предлагают свои варианты.
– Молодцы! Значит, если вы окажетесь в настоящем метро, вы уже сможете разобраться в его схеме.
6. Итог:
– С чем вы сейчас учились работать?
– Что же именно вы учились определять, пользуясь этой схемой? (Возможные
маршруты движения.)
– Сформулируйте вывод, для чего может исследователю понадобиться схема?
– Можем ли мы теперь добавить работу со схемой как способ получения информации о
некотором объекте исследования? Почему? (Она помогает нам получить
информацию.)
(Учитель добавляет на доску к перечню методов исследования карточку со словом “Схема”.)
7. Рефлексия.
– Ребята, почувствовали ли вы себя к концу нашего занятия исследователями?
– Почему вы сделали такой вывод?
(Учитель благодарит детей за работу.)
8. Домашнее задание.
На следующем занятии вы будете составлять план-схему зоопарка.
Для выполнения этого задания потребуется, чтобы каждый из вас заранее выбрал одно животное, которое он хотел бы поместить в нашем зоопарке. На вот таких заготовках вы нарисуете свое животное и клетку, которая подойдет для содержания именно этого животного. Это может быть вольер, аквариум, бассейн и т.д. Кроме этого вы должны будете собрать некоторые сведения о выбранном животном, чтобы после составления плана-схемы зоопарка мы смогли провести экскурсию по нему. Если у нас все получится хорошо, то мы пригласим на экскурсию в наш зоопарк наших друзей из других классов.