Рождение метафоры. 5-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Метафора не украшение, не побрякушка - она мощнейшее средство, позволяющее поэту  выразить свою жизненную философию.
Е.Эткинд

Цели урока:

  • активизировать имеющиеся у учащихся знания о средствах выразительности речи;
  • организовать деятельность учащихся по узнаванию метафор в поэтическом тексте;
  • показать красоту и выразительные возможности этого тропа;
  • организовать творческую деятельность по созданию учениками метафоры.

Перед уроком раздаём буклеты (Приложение 2), в которых ребята будут вести записи.

Ребята, вы любите праздники? А день рождения это праздник? Давайте мы с вами тоже устроим праздник. А называться он будет "Рождение метафоры". Для начала давайте украсим наш класс. (Выпускаются шары, которые дети заберут по окончании урока).

Ребята, кто умеет пользоваться Интернетом? Найди, пожалуйста, загадки про ромашку. Ну а мы с вами займёмся не менее интересным делом. Любите отгадывать загадки?

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
(Подсолнечник)

Среди двора стоит копна,
спереди вилы, сзади метла
(Корова)

В уголке живёт,
Пряжу прядёт,
Тоньше его пряжи -
Не найдёшь в продаже.
(Паук и паутина)

Маленький шарик
Под лавкой шарит.
(Мышь)

Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёзы)

Стоит лепёшка
На одной ножке,
Кто мимо не пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.
(Гриб)

Ребята, а как создаются загадки?

Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и замечает сходство между ними. На основе этого сходства строится сравнение. А что такое сравнение?

Запись в тетради

Сравнение - сопоставление двух предметов на основе общего признака.

Ребята, а с чем можно сравнить ромашку? (солнышко, яйцо, колесо:)

Вы помните загадки про ромашку? Давайте посмотрим, что у нас есть в Интернете.

(Чтение загадок)

Скажите, а в какой-нибудь загадке сказано, что ромашка похожа на солнышко или колесо? Но здесь ведь явно есть сравнение, но оно скрытое. Скрытое сравнение в литературоведении называется метафорой.

В результате сравнения рождается метафора.

Запись в тетради

Метафора - перенос признаков, свойств одного предмета на другой по принципу сходства (скрытое сравнение).

И в сравнении и в метафоре - сходство.

Чем же отличается метафора от сравнения?

Самое простое отличие продемонстрировано на этом примере:

Лес точно терем расписной.

Лес - терем расписной.

Но чаще всего метафора рождается так:

  1. Метафора - скрытое сравнение. Значит, совмещаем и скрываем основание. Получается метафора - костёр рябины. (В саду горит костёр рябины красной. Есенин). (Далее работа в парах)
  2. Зелёная листва, как огонь, на деревьях шевелится. - Зелёный огонь шевелится на деревьях. (Люблю, когда на деревах/ Огонь зелёный шевелится. Есенин)
  3. За окном слышался звук дождя, как будто тихая мелодия. - Слышалась мелодия дождя. (И дождь забарабанил невпопад/ по клавишам, и вся клавиатура/ пойдёт плясать под музыку дождя: Ю.Левитанский)
  4. Осень роняет жёлтые, как золото, листья. - Осень роняет золото листьев.
  5. Золотые листья, как слёзы, падают на землю. - Листья золотыми слезами падают на землю. (И золотеющая осень/ Листвою плачет на песок. Есенин)
  6. Ручей своим движением напоминает бегущего человека. - Ручей весело бежит.
  7. Сильный ветер издаёт звук, похожий на стон. - Ветер стонет. (Стонет ветер,/ Протяжен и глух: Есенин)
  8. Дождь своим движением напоминает пляшущего человека. - Дождь проплясал. (Проплясал, проплакал дождь весенний: Есенин).

В последних примерах мы сравнивали с человеком. Этот приём - разновидность метафоры, и называется он олицетворением.

Запись в тетрадь:

Олицетворение - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Метафоры, сравнения, олицетворения - тропы. Троп - употребление слова или выражения в переносном значении.

В основе метафоры лежит сравнение. Значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то.

Что значит сравнить?

Часто поэты используют для создания образа явления природы. Мы все помним первый дождь, который вызывает у нас массу чувств. Давайте попробуем свои силы в создании образов, используя это явление.

Природное явление дождь. С чем его можно сравнить, на что он похож?

Например, дождь у меня ассоциируется с нитями. А у вас? (Горошины, слёзы, ходули, мокрая грива, дробь:)

:дождь, точно горошины,:

:дождь, как будто нити,:

:дождь, что ходули,:

:дождь, как слёзы,:

:дождь, как барабанная дробь,:

Теперь попробуйте составить метафору или загадку, используя ассоциации.

Самостоятельная работа под звук дождя.

Зачитать. Лучшие записать.

Кто закончит раньше, выполняет тест на ноутбуке (или слабый ученик). (Смотри Презентацию 2)

Трудно? Но интересно. Создать хорошую метафору очень трудно, еще Аристотель говорил, что метафора - это отличительный признак гения. Значит, сегодня мы прикоснулись с вами к гениальному.

А сейчас послушайте, каким увидели дождь художники слова.

1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)

2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив. (В. Луговской)

3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)

4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)

Вопрос

Ребята, а где живёт метафора? Где мы её можем встретить?

В художественной речи. И даже в обычной, повседневной речи: идёт дождь, ножка стола.

Д/З: используя метафору, придумать загадку про дождь.

Гимнастика для глаз.

Лото. (Приложение 1)

На парты каждому ученику раздаются карточки (Смотри Приложение 1), а учитель достаёт из мешочка бочонки с номерами.

  1. Первый снег опушил у деревьев ресницы.
  2. Как дерево роняет тихо листья,/ Так я роняю грустные слова.
  3. Серебряные солнышки пуговиц.
  4. Объясните созданный автором образ: "Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек"
  5. О красном вечере задумалась дорога.
  6. Сравнение
  7. Продолжите сравнение. "Сильный порыв ветра - и шалаш разлетелся, как :"
  8. Утром ветерок поднялся к облакам и осторожно сдул последние огоньки мигающих звёзд.
  9. Скоро осень проснётся и заплачет спросонья.
  10. Метафора
  11. Объясните созданный автором образ: "Пляшет ветер по равнинам,/ Рыжий ласковый ослёнок"
  12. На небе задумчиво замерли серые облака.
  13. Олицетворение
  14. Над морем одна за другой вспыхивали звёздочки, словно золотые украшения южного неба.
  15. С неба неустанно сыпались капельки дождя и стучали по листве, что напоминало: (печальную песню).
  16. В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть.
  17. Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.
  18. Горит восток зарёю новой.
  19. Продолжите сравнение: "Вода от лунного света поблёскивала, словно:"
  20. Камыши, склонясь, шепталися.
  21. Объясните созданный автором образ: "Плюйся, ветер, охапками листьев".
  22. Объясните созданный автором образ: "На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра"
  23. Продолжите сравнение: "И росинки серебристые, словно:, осыпалися"
  24. "Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи"
  25. Музыка дождя.
  26. Тихие дожди листвы шуршат под холодным солнцем.
  27. Зелёный шёлк травы.
  28. А месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озёрам:

Записать наиболее понравившуюся метафору.

Надеюсь, вы теперь безошибочно будете находить метафоры, использовать их в своей речи.

Вот и подошёл наш урок к концу. Получился праздник? Но какой же праздник без угощения?! (Раздать конфеты)