Уроки истории математики как одна из форм использования исторического материала в процессе обучения

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


В рамках проекта "Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения", реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию, была подготовлена Примерная программа основного общего образования по математике.

В содержание основного общего образования включен дополнительный методологический раздел "Математика в историческом развитии", что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание этого раздела разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения, и способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Раздел "Математика в историческом развитии" предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения . Предполагается, что на данный раздел не выделяется специальных уроков, его содержание вводится по мере изучения других вопросов школьного курса математики и усвоение его не контролируется.

Вопрос об использовании исторического материала в процессе обучения математике не новый. Бесспорен тот факт, что каждый учитель в своей практике не раз использовал сведения из истории математики на уроках или внеклассных занятиях. Но если раньше учитель сам определял содержание вводимого исторического материала, то в новой Примерной программе основного общего образования по математике это содержание чётко прописано. Как и раньше за педагогом остается право выбирать методы, способы и приёмы использования исторических сведений на уроках математики.

В своей педагогической практике я использую различные формы подачи исторического материала на уроках: сообщение учителя или ученика, беседа, чтение статьи в учебнике (,), решение исторических задач на уроке или дома, оформление стенда в кабинете "Из истории математики".

Кроме того, за время работы в школе у меня сложилась своя система проведения "Уроков истории математики", когда знакомству с историческим материалом посвящается 1 - 2 урока. Такие уроки проводятся два раза в год в 5-9 классах, их содержание неразрывно связано с изучаемыми темами школьного курса математики, они прививают интерес к предмету, способствуют закреплению и более глубокому пониманию изученного материала, расширяют кругозор учащихся.

Система проведения "Уроков истории математики" в 5-9 классах

Урок № 1 "Как люди научились считать"

Класс - 5

Тип урока: урок-игра

Место в поурочном планировании: первый урок математики в учебном году.

Краткое описание урока: учащиеся в игровой форме знакомятся с различными способами счета предметов, первыми записями чисел. Рисуют рисунки на тему: "Как люди считали в древности".

Урок № 2 "Старинные русские меры"

Класс - 5

Тип урока: урок-ярмарка

Место в поурочном планировании: после изучения темы "Сложение и вычитание натуральных чисел".

Краткое описание урока: учащиеся знакомятся со старинными мерами веса и длины, денежными единицами, решают несложные арифметические задачи с этими мерами, участвуя в мини-сценках .

Урок № 3 "Удивительный мир чисел"

Класс - 6

Тип урока: урок-конференция

Место в поурочном планировании: после изучения темы "Простые и составные числа".

Краткое описание урока: учащиеся готовят сообщения о "решете Эратосфена", дружественных и совершенных числах, о проблеме Гольдбаха, об исследованиях Чебышева П.Л. .

Урок № 4 "Маленькие истории дробей"

Класс - 6

Тип урока: урок - устный журнал

Место в поурочном планировании: после изучения раздела "Обыкновенные дроби".

Краткое описание урока: страницы устного журнала посвящены истории обыкновенных и десятичных дробей, записи и названиям дробей в разных странах, старинным задачам с дробями.

Урок № 5 "Преданья старины далёкой" (Решение старинных задач с помощью уравнений)

Класс - 7

Тип урока: урок-путешествие.

Место в поурочном планировании: после изучения темы "Решение задач с помощью уравнений".

Краткое описание урока: учащимся предлагается совершить виртуальное путешествие по разным странам, узнать, как развивалась математика в этих странах и решить старинные задачи этих стран с помощью уравнений (Презентация 1).

Урок № 6 "Возникновение и развитие геометрии"

Класс - 7

Тип урока: урок-лекция

Место в поурочном планировании: первый урок геометрии.

Краткое описание урока: урок введения в новый предмет; основные вопросы: где и почему зародилась геометрия, что изучает геометрия, кто из математиков стоял у истоков зарождения науки, происхождение некоторых геометрических терминов, зачем нужна геометрия.

Урок № 7 "История теоремы Пифагора"

Класс - 8

Тип урока: урок-конференция

Место в поурочном планировании: после изучения темы "Теорема Пифагора".

Краткое описание урока: учащиеся готовят сообщения о жизни Пифагора, его математических трудах; обсуждают различные доказательства теоремы Пифагора, рассматривают решение старинных задач с применением теоремы Пифагора.

Урок № 8 "История квадратных уравнений"

Класс - 8

Тип урока: урок-спектакль

Место в поурочном планировании: после изучения темы "Квадратные уравнения".

Краткое описание урока: группа учащихся готовит мини-спектакль, во время которого учащиеся знакомятся с историей квадратных уравнений и старинными задачами, решаемыми с помощью квадратных уравнений.

Урок № 9 "Экскурсия в Музей прогрессий"

Класс - 9

Тип урока: урок-экскурсия

Место в поурочном планировании: в конце изучения раздела "Прогрессии".

Краткое описание урока: учащимся предлагается совершить экскурсию в виртуальный "Музей прогрессий", узнать историю прогрессий, решить исторические задачи по данной теме (Презентация 2).

Урок № 10 "Совет Мудрецов"

Класс - 9

Тип урока: урок - деловая игра

Место в поурочном планировании: после изучения курса планиметрии.

Краткое описание урока: знакомство с Фалесом, Героном, Декартом, их вкладом в развитие геометрии, решение старинных задач по геометрии.

Литература

  1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике.- Саратов: "Лицей", 2002.
  2. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1994.
  3. Глейзер Г. И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.
  4. Глейзер Г. И. История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. Не совсем обычные и совсем необычные уроки: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб.заведений, слушателей ИПК.- Ростов-н/Д: Изд-во "Учитель", 2005.
  6. Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы/ Авт.-сост. О.В. Бощенко.- Волгоград: Учитель, 2005.
  7. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин и др.- М.: Мнемозина, 2008.
  8. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин и др.- М.: Мнемозина, 2009.
  9. Примерные программы основного общего образования. Математика.- М.: Просвещение, 2009 (серия "Стандарты второго поколения").
  10. Пудова А. Урок-ярмарка "Старинные русские меры"// газета "Математика" № 4, 1997.