Слайд 2
Цель урока: понять, какие стороны жизни отражала русская песня
Задачи урока:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- воспитание культуры мышления и речи обучающихся;
- формирование вокально-хоровых умений обучающихся.
Предметные компетенции:
- иметь представление об особенностях жанра "песня" (народная песня, авторская песня)
- развивать умение слушать вокальную музыку (сольное пение, хоровое пение)
- понимать смежные виды искусства (музыка, литература, живопись)
- познакомиться с пейзажами русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)
- определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия - характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента - колокольные звоны)
- иметь представление о песенной культуре русского народа
- развивать вокально-хоровые умения
Информационная компетенция
- уметь находить главные идеи в текстовом материале учебника "Музыка"
- уметь соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами
- изображать музыкальный образ посредством создания музыкального рисунка
Социальная компетенция
- учиться слушать и слышать мнение других людей (выполнение домашнего задания - интервью)
- развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке
Коммуникативная компетенция
- учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи
Личностная компетенция
- осваивать способы художественно-практической деятельности в направлении духовного саморазвития
- определить самостоятельный маршрут общения с искусством
Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
ИКТ: Презентация к уроку музыки по теме "Мир русской песни"
1. Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения русской народной культуры
Слайд 3
Учитель: Исполнение песни В. Баснера "С чего начинается Родина?" настроит нас на изучение темы "Мир русской песни".
(Учебник "Музыка", С. 56)
Учитель: Хорошая песня - это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах.
Учитель: Что всегда отражала русская народная песня? (Ответить на вопрос поможет учебник "Музыка", С. 58)
Ученик: Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.
Учитель: Что вбирает в себя выражение: "Мир русской песни"?
Ученик: Мир русской песни - это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.
Учитель: Какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков.
(Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения стихотворения).
Учитель: Составьте рассказ по иллюстрации (страница 58 учебника "Музыка").
Из вашего рассуждения мы должны узнать: "Как называется живописный сюжет и кто его автор", "Что изобразил художник", "Если бы вы были композитором, какую мелодию бы сочинили"
Ученики представляют свои литературные опыты.
Слайд 4
Слайд 5
Учитель: Живёт и русская народная песня "Среди долины ровныя". (Учитель исполняет два куплета песни)
Запись в тетради: РНП "Среди долины ровныя"
Учитель: Какие стороны жизни отражала народная песня? (В построении развёрнутого ответа вам поможет наш учебник "Музыка")
Ученик: Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.
Запись в тетради по музыке: РНП "Ах, ты, степь широкая:"
Учитель: Познакомимся с нотной записью народной песни "Ах, ты, степь широкая:". Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги "-ро", "-доль", "-на", "-ма", "-тушь", "-воль"), на легато, слитное исполнение нескольких нот).
(Учитель исполняет песню.)
Слайд 6
Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней "Ах, ты, степь широкая:" и живописным сюжетом В.Д. Поленова "Монастырь над рекой". (В вашем ответе - "помощь учебника" и ваши наблюдения)
Слайд 7
Ученик: Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.
Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.
Ученик: Вдалеке - бескрайние широкие просторы.
Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой - матушкой.
Слушание: РНП "Ах, ты, степь широкая:",
CD № 1, фрагмент № 10
"Музыкальное" рисование в тетради по музыке.
Учитель: Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений - "Вечерний звон" - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов. [4, 60]
(Чтение стихотворения всем классом)
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.
Слайд 8
Запись в тетради по музыке: "Вечерний звон". Стихи И. Козлова
Учитель: Познакомимся с нотной записью № 12, Песня "Вечерний звон".
(Учитель исполняет аккомпанемент).
Что изображает аккомпанемент песни?
Ученик: колокольные звоны
Учитель: Какие образы, звучащие в музыке "Вечернего звона", близки русской душе?
В вашем ответе вам будут помощниками текст учебника "Музыка" и иллюстрация И.Левитана "Вечерний звон". [4, 61]
Слайд 9
Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.
Слушание: Песня "Вечерний звон", стихи И. Козлова
CD № 1, фрагмент № 11
"Музыкальное" рисование в тетради по музыке.
Учитель: Есть ли общее в песнях "Ах, ты, степь широкая:" и "Вечерний звон"? В чём оно проявляется? (Читаем вопрос № 2 в учебнике "Музыка", с.61) Наш учебник поможет в нахождении нескольких вариантов ответа.
Ученик: Песни - весь просторный русский пейзаж.
Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.
Ученик: Мелодии песен неторопливы как бескрайняя широкая степь.
Ученик: Мелодии песен величавы.
Ученик: В песнях звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.
Ученик: Песни рассказывают о жизни народа, пейзажах России.
2. Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня?
Слайд 10
Запись в тетради по музыке:
Вывод:
Русская народная песня отражала:
- природу России, её пейзажи
- быт, чувства и переживания людей
- будни и праздники народа
Домашнее задание:
(Дневник музыкальных наблюдений, С.8)
Учитель: К выполнению данного задания (ответы на вопросы: "Какие песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?") обращались во время изучения темы "Песня - верный спутник человека".
Слайд 11
Расширим вопрос: Какие народные песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?
(Записать свои размышления, наблюдения, взять интервью в своей семье)
Слайд 12
3. Вокально-хоровая деятельность на уроке
С. 38 "Уж ты зимушка - зима" - разучивание
С. 34 "Если другом стала песня"
Слайд 13
Источники.
1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.- С. 53
2. В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.- С.71
3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.- М.: Чистые пруды, 2007,-С.8.- (Библиотечка "Первого сентября", серия "Воспитание. Образование. Педагогика". Вып.6 (12)).
4. Науменко Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 7 - е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006.- 190
5. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия.-М.: Дрофа, 2009, 2CD
6. Науменко Т.И., Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2010
7. Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.- М.: Дрофа, 2001
8. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно - методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом "Первое Сентября".- М. 2010.- С.4
9. С.Л. Островская Как сделать презентацию к уроку? Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".- М. Издательский дом "Первое сентября": 2010
10. Русские народные песни. Мелодии и тексты: М: Издательство "Музыка": 1987.- С. 25
11. Русские художники: Энциклопедический словарь.- СПб.: Азбука, 1998.- С.348; С. 480; С.702
12. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.- М.: Издательство "Первое сентября", 2000.- С.365
13.Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ.-7-е изд.-М. Музыка, 1979.- С. 27
14. С. Старобинский Урок музыки с книгой в руках // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 13 (составитель О.А. Апраксина) Издательство "Музыка".- М.: 1978,-С. 96
15. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ "РИАЦ".-2009.-С. 4; 5; 6; 12; 26