Скорость. Время. Расстояние

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: сформировать представление о новой величине “скорость” и единицах её измерения.

Задачи:

  1. Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, временем и расстоянием.
  2. Познакомить детей с понятием скорости и единицами её измерения.
  3. Отрабатывать вычислительные навыки, обучать детей работе с графическими моделями.
  4. Развивать познавательную активность детей, способности к самооценке и самоконтролю, формировать коммуникативные умения.

Оборудование урока:

  1. Мультимедийный проектор и экран;
  2. Листы с равенствами для коллективного обсуждения (второй этап урока);
  3. Карточки с задачами для работы в группах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Проверьте свою готовность к уроку.

II. Актуализация знаний.

- Впишите наименования величин так, чтобы равенства оказались верными.

Работа в “четвёрках”: дети получают листки с заданиями, выполняют эти задания, совещаясь в группах, затем листок вывешивается на доску для коллективного обсуждения.

1…=60…
1…=24…
1…=12…
1…=10…
1…=100…
1…=1000…

После коллективного обсуждения приходим к выводу: на одном листке мы записывали единицы измерения длины, а на другом - единицы измерения времени.

- Кто из вас знает, а какая величина связана с измерением времени и длины одновременно?

III. Постановка проблемы и открытие детьми нового знания происходят в процессе просмотра презентации.

1 слайд знакомит детей с темой урока: “Скорость. Время. Расстояние”.

- Кто из вас может объяснить, что такое скорость? Может ли скорость быть больше или меньше? Можно ли скорость назвать величиной? Можно ли измерить?

Рассматривая последующие слайды, дети каждый раз пытаются определить, какая машина движется быстрее.

2 слайд: машины одновременно начинают движение, но в конечную точку приходят в разное время. Ответ очевиден.

3 слайд: время начала движения различно, поэтому сравнить скорости машин “на глаз” не удаётся. Учитель или кто-то из учеников предлагает измерить время движения (для этого с помощью управляющей кнопки можно вернуться на титульный лист, а затем, кликнув на слове “ВРЕМЯ”, перейти на 4 слайд презентации).

4 слайд: машины двигаются так же, как и на предыдущем слайде, но теперь указывается время движения каждой машины. Дети делают вывод: раз времени на преодоление расстояния потребовалось больше, значит скорость движения машины меньше.

5 слайд: по-прежнему указывается время движения машин, но теперь вторая машина проезжает меньшее расстояние. Сравнить скорости невозможно. Учитель напоминает детям о связи скорости, времени и расстояния (для этого снова переходим на титульный лист презентации с помощью управляющей кнопки).

- Как вы думаете, измерение расстояния поможет нам решить проблему? (Кликнув на слове “РАССТОЯНИЕ”, переходим к 6 слайду)

6 слайд копирует предыдущий, но появляется запись, обозначающая длину дистанции, которую проезжает каждая машина. Если никто из детей не может предложить решения проблемы, учитель задаёт вопрос:

- А можем ли мы узнать, какой путь проделала каждая машина за 1 секунду?

7 слайд: дети предлагают способы вычисления скорости, а на экране появляются записи этих вычислений. Учитель обращает внимание на наименование величины в скобках и подводит детей к выводу определения понятия “скорость”:

- Что мы сейчас вычислили? Знаем ли мы, какая машина движется с большей скоростью? Можно ли сказать, что мы измерили скорость? Что же такое скорость?

После выслушивания предположений детей открывается 8 слайд, на котором дано определение скорости. Учитель предлагает детям сравнить эту формулировку с записью в учебнике.

- Верно ли мы решили проблему?

IV. Первичное закрепление

Решаются задачи из учебника (с опорой на схему, если возникает такая необходимость). При этом дети сначала совещаются в группах или парах, а затем решение выносится на доску и сравнивается с записями в учебнике.

V. Самостоятельная работа с проверкой в классе

Ученики, выполнившие эту работу раньше других, записывают решение на доске для коллективной проверки.

VI. Обобщение изученного материала проходит через составление задач в “четвёрках”.

Каждая группа получает конверт, в котором находятся карточки-задачи с недостающими данными (эти данные записаны на отдельных полосках – в таблице они выделены цветом). Дети должны “собрать” задачу.

1. Длина садовой дорожки 120 м.

Черепаха проползла этот путь за 40 минут.

Сколько метров проползала черепаха за одну минуту?

2. Длина садовой дорожки 120 м.

Собака пробежала этот путь за 40 секунд.

Сколько метров пробегала собака за одну секунду?

3. Длина садовой дорожки 120 м.

А её ширина в 40 раз меньше.

Какова ширина дорожки?

4. Длина садовой дорожки 120 м.

А длина моста 40 м.

Во сколько раз дорожка длиннее моста?

Сконструированные задачи прочитываются вслух, высказываются возражения по составлению, после чего учитель задаёт вопрос:

- Есть ли среди данных задач такие, в которых требуется найти скорость? Почему вы так решили?

После высказываний учащихся предлагается следующее задание:

- Маша, Катя, Толя и Вася решали эти задачи и получили следующие результаты.

(На доске открывается запись: 3 м/мин, 3 м/сек, 3 м, 3 раза.)

- Можно ли определить, кто какую задачу решал?

VII. Подведение итогов урока можно провести, снова обратившись к презентации, её первому и последнему кадрам.

- О какой величине мы сегодня говорили?

- С какими другими величинами она связана?

- Что такое скорость?

- Как её найти, зная время и расстояние?

VIII. Домашнее задание предлагается творческого характера: составить задачу на нахождение скорости.

IX. Организационный момент.

- Спасибо за работу. Урок окончен.