Формирование и развитие межкультурной коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


В настоящее время смешение народов, языков и культур достигло невиданного размаха. Это сделало межкультурное взаимодействие неотъемлемым фактом повседневного общения и поставило владение иностранным языком на новый приоритетный уровень.

Данные факторы изменили современные требования к уроку и уровню владения учащимися иностранным языком.

Конечной целью обучения определяется формирование и развитие межкультурной коммуникативной компетенции учащихся, что включает в себя знание моделей общения, культурных стереотипов, ценностных ориентиров, образов и символов культуры. Это подразумевает такой уровень владения иностранным языком, который бы обеспечивал учащимся свободное общение с представителями иноязычной культуры.

В рамках данной теории одной из основных задач учителя представляется развитие культурной образованности учащихся и их межкультурной восприимчивости.

Таким образом современный урок английского языка должен быть ориентирован на формирование и развитие межкультурной коммуникативной компетенции учащихся в следующих её составляющих.

Прежде всего, должное внимание должно уделяться развитию речевой компетенции учащихся, а именно тренировке умений учащихся осуществлять межкультурное общение в четырёх видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании и письменной речи) в рамках изучаемой темы.

Развитие языковой компетенции на уроке осуществляется через способность учащихся применять имеющиеся лексико-грамматические знания по теме в предложенных ситуациях общения.

Использование на уроке культурно-страноведческой информации о странах изучаемого языка, сопоставляемой с культурой родной страны способствует развитию социокультурной компетенции, позволяющей строить межкультурное общение с представителями иноязычной культуры.

Использование различных методов, приёмов и способов овладения языком, развивают учебно-познавательную компетенцию школьников.

Вашему вниманию представляется урок повторения изученного по теме “Хобби. Досуг” в 5 классе с углубленным изучением английского языка.

Целями данного урока являются.

- повторение изученного лексико-грамматического материала по теме “Досуг. Хобби”;

- тренировка умений в аудировании, чтении с поиском необходимой информации;

- развитие умений в устной и письменной речи;

- формирование интересов учащихся и представлений о правильном образе жизни на основ примеров из жизни известных людей России и англо-говорящих стран;

- расширение кругозора учащихся.

В начале урока перед детьми ставятся основные задачи и проблема, решение которой ученикам необходимо сформулировать в конце урока. Это безусловно стимулирует интерес к восприятию изучаемого материала и имеет развивающее значение.

Весь урок проводится на английском языке, что способствует созданию модели языковой среды приближенной к реальности и активизации мышления учащихся.

Устный материал на уроке отрабатывался в коммуникативной форме. Некоторые языковые трудности снимаются при помощи дополнительного объяснения.

При обучении чтению с поиском необходимой информации используются зрительно изображённая наглядность и языковые опоры в презентации к уроку, способствующие лучшему аудированию текста, который читается другими учениками. Подготовительным этапом к чтению явилась постановка целевого задания на нахождение необходимой информации о роде занятий и хобби известных людей.

Обучение чтению способствует также обучению письменной речи, а также может быть использовано как форма контроля при отсутствии проверочных ответов в презентации к уроку.

При обучении говорению используются языковые опоры, способствующие развитию умения выразить и обосновать своё мнение, что является необходимым условием межкультурной коммуникации.

На уроке используются фронтальная, парная и индивидуальная виды работ, выбор которых представлялся методически целесообразным.

На заключительном этапе подведятся итоги, нахождение ответов на проблемный вопрос, заданный в начале урока и развёрнутая оценка работы учащихся.

При подготовке учебного материала и презентации к уроку мною учитывались возрастные интересы школьников, что способствовало повышению мотивации детей к изучению иностранного языка и стимулирования их познавательной активности.

Ход урока

I. Орг.момент. Сообщение задач урока.

Good morning children. I’m glad to see you. Today we’re going to revise the information on our topic “Free Time”. We’ll speak about typical hobbies of different people, about things you like doing during your free time. We’ll also read the information about famous people and their hobbies. At the end of the lesson you should answer the question if people need a hobby and why.

II. Беседа.

What is a hobby? (Hobby – is an activity a person like to do during the free time).

Hobbies can be different. Let’s discuss them.

How do you think what hobbies are popular with the young people? (playing musical instruments, reading, singing, going in for sports, collecting badges, postcards, watching TV, playing computers, dancing, listening to music, meet friends).

How do you think what hobbies are popular with the old people? ( gardening, travelling, reading, doing crosswords, going to the cinema, theaters, museums, keeping pets).

What hobbies are typical for women? (shopping, cooking, knitting, gardening).

What hobbies are typical for men? (watching TV, reading newspapers, fishing, building, taking pictures).

What are your hobbies? What are the hobbies of your family?

III. Активизация лексики.

Приложение 1.

IV. Работа в парах.

Now we’ll work in pairs and make nice flowers. Take the papers with one of the hobbies written on them. For example: collecting. It will be the middle of your flower. On the petals of your flower you should write what you can collect. (collecting, reading, listening, watching, writing, going).

Present the results of your work.

V. Reading.

We’ve spoken about your hobbies. But how do you think if famous people have hobbies too?

We are going to read the texts about famous people and your task is to feel in the gaps in the table (the occupation, the hobby he/she has).

1. Daniel Radcliffe is a famous actor. He was born in 1989 in London. His favourite subjects at school were English and Literature. He also liked performing on the stage and writing poems. He dreamt of becoming a writer.In the year 2000 he played the role of Harry Porter and became famous. In his free time he loves listening to music. Daniel prefers listening to punk-rock.

2. Mark Twain was a famous and popular American writer. His real name was Samuel Clemens. He was born in Florida, state Missouri, the USA. His family moved to different towns, so he didn’t finished secondary school. He worked in a small newspaper. His book “The Adventures of Tom Sawyer” was a great success. During his life he collected a lot of things that nobody had.

3. Queen Elizabeth II is the Queen of Great Britain and Northern Ireland. Her full name is Elizabeth Alexandra Mary Windsor. She was born in 1926 in London.

She became the Queen of Great Britain and Northern Ireland in 1952. Queen Elizabeth II has four children. She likes dogs very much and has nine of them. She is fond of going for a walk

4. Yuri Gagarin is well-known all over the world as the first men who flew into space. He was born in 1934 in Russian village near Smolensk. He finished school in 1949. His favourite subjects were Physics and Mathematics. He liked learning and was fond of reading books. He became a pilot in 1955. And in 1961 he spent 108 minutes in space.

5. Andrey Arshavin is the captain of Russian Football team. He was born in 1981 in Leningrad, Russia. In his childhood was fond of two things playing football and draughts. One of his favourite activities has become his occupation and the second is his hobby now.

6. Dmitry Medvedev was born in 1965 in Leningrad, Russia. He graduated from the Leningrad State University. After that he worked as a teacher there and a lawyer. He became the president of the Russian Federation in 2008. Dmitry Medvedev is fond of taking pictures.

Name Occupation Hobby
Daniel Radcliffe an actor listening to music/writing poems
Mark Twain a writer collecting
Elizabeth II the Queen of Great Britain and Northern Ireland keeping pets
Yuri Gagarin a cosmonaut reading books
Andrey Arshavin a sportsman playing draughts
Dmitry Medvedev the president of Russia taking pictures

VII. Results.

What topic have we discussed?

What hobbies have we spoken about?

Why it is good to have a hobby? Begin your answer with the phrases I think, I suppose, I’m sure, I believe etc.

(learn much new information, have rest, relax, have good mood, have nice time meet interesting people)