Решение задач по математике и физике на языке программирования "Паскаль"

Разделы: Математика, Физика


Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

образовательные: закрепить умение решать задачи по физике и математике в среде "Паскаль";

развивающие: научить наблюдать, выводить закономерности, проводить рассуждения по аналогии;

воспитательные: воспитать интерес к информатике, к математике, и физике.

Вид урока: урок-практикум.

Оборудование:

  • IBM/PC;
  • среда языка программирования Паскаль;
  • мультимедиа проектор;

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  3. Физкультминутка.
  4. Решение задач по математике и физике.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Домашняя работа.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте учащиеся! Сегодня мы с вами рассмотрим задачи по математике и физике, но прежде всего проведём небольшую разминку. Обратите внимание на экран. Презентация

2. Актуализация.

Учитель: Разгадаем следующий кроссворд и ключевое слово.

Учитель: Вы видите портрет знаменитого учёного.

(19 июня 1623 - 19 августа 1662)

Историческая справка.

Язык Паскаль, названный в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623—1662), был создан как учебный язык программирования в 1968—1971 годах Никлаусом Виртом в Высшей технической школе (ЕТН) в Цюрихе.

3. Решение задач

Учитель: Рассмотрим задачи по математике и физике на ЯП Паскаль.

Учитель: Математическая задача.

Задача № 1

Вычислить площадь прямоугольника, длина которого равна 6 см, а ширина – 5 см.

Программа на языке программирования Паскаль:

Program pr; uses crt;

Var a,b,s:integer;

Begin clrscr;

a:=6;

b:=5 ;

s:=a*b;

Writeln (‘Площадь прямоугольника S= ’,s,’см.кв’);

Readln;

end.

Ответ: площадь прямоугольника S= 30 кв.см

Учитель: Задача по физике.

Задача № 2

Мраморная плита имеет объём 4 м3, а её масса равна 2400 кг. Определите плотность мрамора.

Программа на языке программирования Паскаль:

Program pr; uses crt;

Var m,v:integer; p:real;

Begin clrscr;

v:=4;

m:=2400 ;

p:=m/v;

Writeln (‘Плотность мрамора p = ’, p:2:1);

Readln;

end.

Ответ: плотность мрамора Р= 600.0

4. Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли,
Сели, встали, сели, встали,
Вот мы так усталость сняли.

Учитель: Теперь продолжим разминку в форме эстафеты. Разделим класс на 2 команды. Вам необходимо восстановить программу. Каждый ученик имеет право вставить только одну команду. Эстафета выполняется поочереди. Команда выполнившая задание верно выигрывает.

Задание: Найти площадь круга, радиус которого 5 см.

Begin clrscr;

R:=5;

Pi:=3.14 ;

Var R:integer; S,Pi:real;

uses crt;

Program pr;

S:=Pi*R*R;

end.

Writeln (‘Площадь круга S = ’, S:2:0,’кв.см’);

Readln;

Задание: Найти площадь круга, радиус которого 5 см.

Program pr;

uses crt;

Var R:integer; S,Pi:real;

Begin clrscr;

R:=5;

Pi:=3.14 ;

S:=Pi*R*R;

Writeln (‘Площадь круга S = ’, S:2:0,’кв.см’);

Readln;

end.

Учитель: А теперь скажите мне какой результат получите после выполнения этой программы.

Ответ: площадь круга S = 78.5 кв.см

Учитель: Далее самостоятельно будем решать задачи за компьютерами.

5. Cамостоятельная работа.

Задание: составить программу и проверить результат.

I вариант

II вариант

1. Вычислить площадь квадрата, сторона которого равна 6 см. 1. Вычислить периметр треугольника, стороны которого равны 4, 5 и 7 см.
2. Вычислить давление воды в баке, высота которого 2 м. Плотность воды 1000 кг/м3 2. Вычислить массу льда, объём которого равен 2м3 и плотность 900 кг/м?

Ответы:

I вариант

II вариант

1. Program pr;

uses crt;

Var а,S:integer;

Begin clrscr;

а: = 6; S:=а * а;

Writeln (‘Площадь квадрата S= ’,s);

Readln;

end.

1. Program pr;

uses crt;

Var a,b,c,p:integer;

Begin clrscr;

a:=4;b:=5; с:=7; р:=а+b+с;

Writeln (‘Периметр тр-ка p = ’, p);

Readln;

end.

2. Program pr;

uses crt;

Var g,p,h,p:integer;

Begin clrscr;

g:=10; r :=1000; h:=2; p:=g*p*h;

Writeln (‘Масса льда P = ’, p);

Readln;

end.

2. Program pr;

uses crt;

Var m,v,p:integer;

Begin clrscr;

v:=2;p:=900 ; m:=p*v;

Writeln (‘Масса льда m = ’, m);

Readln;

end.

6. Дополнительное задание.

Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

Program pr;

uses crt;

Var R,U:integer; I:real;

Begin clrscr;

U:=220; R:=50; I:=U/R;

Writeln (‘Сила тока I = ’, I);

Readln;

end.

7. Домашняя работа

1. Найдите длину окружности, если известен радиус R = 7 см.

2. Длина медного провода, использованного в осветительной сети, 100 м, площадь поперечного сечения его 2 мм3. Чему равно сопротивление такого провода?

Задания (приложение)