Творческий диктант на вставку слов по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Обучающая - научить учащихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний: помочь овладеть навыками описания изображённого на картине.
  • Воспитывающая - восиптывать самостоятельность, творческую активность.
  • Развивающая - развивать внимание, сознательное употребление языковых средств.

Оборудование: репродукция к картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень".: альбом "Времена года"; выставка иллюстраций и рисунков детей; выставка книг (стихи, пословицы, поговорки), музыка "Времена года" П.И.Чайковского.

Ход урока

Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

- Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа- по картине.

Вопросы классу:

  1. Как строится описание?
  2. Каковы задачи художественного описания?
  3. Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка.
  4. Чтобы было красочным ваше описание выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (сравнения, метафоры слова в переносном значении)
  5. А какие части речи помогают вам точно и ярко описать признаки предметов? (имена прилагательные).

Рассказ о художнике.

Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного художника (русского), создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Фёдоровича Юона, с его картиной "Конец зимы. Полдень".

Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся возможно полнее и точнее рассказать о ней, а затем вы напишите творческий диктант по этой картине.

К.Ф.Юон (1875-1958) родился в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил среднерусскую природу и изображал конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна.

Нежное голубое небо, голубовато розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно- волшебное убранство зимнего леса- всё это представляет на полотнах К.Ф.Юона. Его картины "Русская зима", "Зимнее солнце", "Конец зимы. Полдень." создают праздничное настроение.

Беседа по картинке.

  1. Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
  2. Каков по-вашему замысел художника? О чём эта картина? Почему она названа "Конец зимы:?

Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: всё истомилось и ждёт тепла и света, но всё же жаль уходящей зимы с её красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется "Конец зимы. Полдень".

Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане? На что решился живописец, чтобы снег оказался хорошо освещённым? Какую позицию по отношению к солнцу он занял? Каким кажутся при этом предметы (все, кроме снега)?

Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий
На леса, поля и чащи,
Разве он, как мёртвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов,
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий.

А как выглядит снег на переднем плане картины Юона? Каким изобразил художник небо?

Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Какие краски преобладают на заднем плане? Почему автор дал задний план в тёмных, холодных тонах?

Вывод, обобщение о замысле художника делает сам учитель.

Прослушивание музыкальной пьесы.

- Богатством красок и звуков весна привлекла и замечательного художника К.Ф.Юона, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г написал "Времена года"- альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы услышите. Это "Март. Песня жаворонка".

После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:

  1. Что представляете вы, когда слышите эту музыку?
  2. Как звучит мелодия в музыке П.Чайковского?
  3. Понравилась ли вам эта музыка и чем?
  4. Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой Чайковского?

Работа со стихотворениями, пословицами и поговорками.

- Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихи о весне вы знаете?

Учитель обращает внимание детей на эпиграф урока

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(А.С.Пушкин)

- Почему А.С.Пушкин называет весну "утром года"? Как природа встречает весну?

Речевая подготовка.

- Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неопределённых повторов слов.

Задание 1. Подобрать синонимы к словам

Художник-живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина-полотно, репродукция.

(Картина) чудесная-замечательная, прекрасная.

Создаёт-пишет.

Блестит-искрится, сияет, сверкает.

(Небо) голубое-лазоревое, светло-синее.

(Берёзки) стройные-статные.

Задание 2. Можно ли при описании картины воспользоваться следующим образом? Объясните, почему нельзя?

Задание 3. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение?

Чтение текста диктанта.

(Жур. "Русс.яз. в школе" №2, 1996г. Стр. 20-21.)