Практические рекомендации по повышению уровня вовлеченности сотрудников в инновационный процесс

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной 04 февраля 2010 года Президентом РФ Д.А. Медведевым, определены основные направления развития системы образования РФ.

В последние 20 лет выявилась тенденция, в соответствие с которой работодатели желают видеть уже не просто удовлетворенных своей работой сотрудников, но глубоко вовлеченный персонал, воспринимающий успех организации, как личный. В ходе исследований была установлена прямая связь между вовлеченностью персонала и достижением таких показателей, как прибыль, уровень лояльности клиентов, объем предоставляемых услуг и производительность сотрудников. Вовлеченность – это отношение сотрудника к организации, ее руководству, обязанностям и условиям труда, при котором сотрудник проявляет неподдельный интерес к успехам организации и стремится выполнять свои обязанности, превосходя установленные компанией стандарты.

Для повышения степени вовлеченности персонала в инновационный процесс необходимо выполнение следующего:

1. Проведение первоначальной оценки идей по параметрам, предложенным в таблице № 1 и поддержание сотрудников, высказавших новые предложения и идеи по изменениям в образовательном учреждении.

Таблица № 1

Параметры оценивания идей [1]

Параметры

Характеристика параметров

Критерий оценки

Кто и когда проводит измерения

Актуальность оцениваемого нововведения Она определяется по степени соответствия нововведения потребностям школы, возможностям устранения каких-то существенных недостатков в работе, по мере решения проблем, выявленных в результате анализа работы школы, соответствие региональной и местной политике в развитии образования, по степени значимости той проблемы, на решение которой направлена инновация. Актуальность оценивается от 0 до 5 баллов, где 0 – самая не актуальная, 5 – самая актуальная Администрация, председатели методического объединения.
1 раз в месяц
Соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития школы. Осознаём что не всякая новая идея, технология, разработка может оказаться средством развития той или иной школы. При оценке инновации по этому основанию следует посмотреть насколько предлагаемое новшество, если можно так выразиться, встраивается в концепцию развития школы. Эта концепция является важной составной частью программы развития общеобразовательного учреждения. Соответствие частной идеи общей идее развития образовательного учреждения оценивается от 0 до 5 баллов, где 0 – полное не соответствие частного общему, 5 – полное соответствие Администрация, председатели методического объединения.
1 раз в месяц
Результативность нововведения. Оценивается либо по аналогии освоения этой идеи в другом месте, либо экспертным путём (на основе интуиции, изучения потенциала идеи и т.п.). Результативность оценивается от 0 до 5 баллов, где 0 – самая не результативная, 5 – самая результативная. Администрация, председатели методического объединения.
1 раз в месяц
Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи. Конечно, вовсе не обязательно решать актуальные проблемы школы только с помощью радикальных инноваций (высшая степень творческой новизны), не имеющих ни аналогов, ни прототипов. Если существует, хотя и не новая, но эффективная технология или программа, то не следует их отвергать только потому, что они не новы. Надо всегда помнить – прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено – давно или только что. Инновационный потенциал оценивается от 0 до 5 баллов, где 0 – давно известная и мало эффективная идея, 5 – абсолютно новая идея Администрация, председатели методического объединения.
1 раз в месяц
Методическая разработанность идеи. Предполагает наличие конкретных описаний содержания идеи, структуры, а также этапов, технологии её освоения. При отсутствии описанных разработок, методик, технологий идея всё же может быть принята к освоению в форме эксперимента, в ходе которого все эти технологии разрабатываются: сначала в виде гипотезы, исследовательского проекта и т.д., а затем уже в виде проверенной, обоснованной практики. Методическая разработанность оценивается от 0 до 5 баллов, где 0 абсолютно не разработанная идея, 5 – идея разработанная, имеющая описанные методики и технологии. Администрация, председатели методического объединения.
1 раз в месяц
Возможности потенциальных участников освоения новшества Они определяются сложностью и доступностью технологии, характером и силой мотивации участников, степенью заинтересованности учителей и руководителей во введении новшества, мерой необходимости в дополнительной подготовке и переподготовке членов педагогического коллектива и т.д. Возможности потенциальных участников оценивается от 0 до 5 баллов, где 0 – персонал не заинтересован, а также требует подготовки 5 – коллектив готов и заинтересован Администрация, председатели методического объединения.
1 раз в месяц
Баланс интересов учителей. Баланс интересов разных групп учителей по отношению к тому или иному нововведению. Баланс интересов учителей оценивается от 0 до 5 баллов, где 0 – заинтересована только одна группа учителей, например младшей возрастной группы, 5 – участие принимаю все группы учителей. Администрация, председатели методического объединения.
1 раз в месяц
Возможное сопротивление нововведению. Оно может возникать со стороны тех педагогов, предложения которых не прошли; недавних носителей передового опыта; тех учителей, кому нововведение не по силам; тех, для кого инновации оборачиваются беспокойством и исчезновением условий тихого, безмятежного, ленивого существования; тех, кого освоение инновации обрекает на уход из школы или нежелательное для них изменение должности и т.п. Возможное сопротивление нововведению оценивается от 0 до 5 баллов, где 0 – максимальное сопротивление персонала, 5 – сопротивление минимально или сведено к нулю. Администрация, председатели методического объединения.
1 раз в месяц
Время, необходимое для освоения. Гимназическое образование, к примеру, можно дать ребёнку в течение одиннадцати лет, а ситуация такова, что школа в силу объективных условий через несколько лет должна быть перепрофилирована или реформирована, в ней должен начаться капитальный ремонт и учащиеся будут разделены на несколько школ. Этот пример показывает, что, планируя нововведения, педагоги должны учитывать тот факт, что как время необходимое для освоения новшества, так и число этапов в его освоении зависят от условий работы школы. Кроме того, каждое новшество требует для своего освоения разного времени. Для одной школы может быть важнее получение не очень объёмного, но быстрого результата, для другой – как раз наоборот – нужен полный результат, а затраченное время большой роли не играет. Время, необходимое для освоения оценивается от 0 до 5 баллов, где 0 – нововведение требует большой затраты времени, 5 – нововведение можно осуществить за короткий промежуток времени. Администрация, председатели методического объединения.
1 раз в месяц
Финансовые затраты на освоение новой идеи и его материальнотехническое обеспечение. Деньги нужны не только на приобретение оборудования, необходимого для подготовки и организации нововведения. Они могут понадобиться и на зарплату учителям (например, если новшество предполагает уменьшение наполняемости классов в интересах лучшей дифференциации и индивидуальности обучения). Они могут быть нужны и для оплаты научных консультаций, экспертизы разработок, программ развития школы, для приглашения специалистов с целью оказания методической помощи учителям при освоении новых идей. Финансовые затраты на нововведение оценивается от 0 до 5 баллов, где 0 – большие затраты, 5  – затраты минимальны. Администрация, председатели методического объединения, бухгалтерия
1 раз в месяц
Организационные условия. В школе может не быть структурных подразделений или должностей, необходимых для претворения инноваций в жизнь, необходимо их создать. Организационные условия оценивается от 0 до 5 баллов, где 0 – необходимых структурных подразделений нет, 5  – необходимые организационные структуры уже существуют. Администрация, председатели методического объединения.
1 раз в месяц
Нормативноправовая обеспеченность. Целый ряд инноваций, особенно если они предполагают эксперимент, требует разрешение соответствующего органа образования, согласование с другими учебными заведениями, заключение хозяйственных договоров, трудовых соглашений, медицинской или иной экспертизы и т.п. Нормативно-правовая обеспеченность оценивается от 0 до 5 баллов, где 0 – нет нормативно-правового обеспечения, 5 – есть все необходимые нормативно-правовые документы. Администрация, председатели методического объединения.
1 раз в месяц
Привлекательность идеи. Соответствие инновации личным интересам и вкусам тех педагогов, которые будут её осваивать. Привлекательность идеи оценивается  от 0 до 5 баллов, где 0 – абсолютно не соответствуют интересам и вкусам педагогов, осваивающим инновации, 5 – инновации соответствуют интересам и вкусам педагогам. Администрация, председатели методического объединения.
1 раз в месяц
Новизна идеи. Соответствие уровню последних достижений педагогической науки. Новизна идеи оценивается от 0 до 5 баллов, где 0 – не соответствует последним достижениям науки, 5 – соответствует уровню последних достижений педагогической науки Администрация, председатели методического объединения.
1 раз в месяц
Максимальная сумма баллов – 70 баллов

2. Создание системы оценки трудового вклада и поощрения сотрудников.

2.1. Определение перечня показателей, по которым будет осуществляться оценка трудового вклада. Для оценки трудового вклада можно определить следующие показатели (таблица № 2)

Таблица 2.

Перечень показателей,  по которым будет осуществляться оценка трудового вклада

Наименование показателя

Критериальное значение

Способ измерения

Кто проводит данное измерение

уровень статус значение
Kn
Участие в конкурсах, разного уровня (школьный, районный, городской, всероссийский)
n = 1)
участия не было 1 = 1) 0 Наличие подтверждающего документа: сертификат, диплом, грамота Председатель методического объединения и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
школьный
2 = 1)
участник 0,5
призер 1,0
победитель 1,5
районный
3 = 1)
участник 0,6
призер 1,2
победитель 1,8
городской
4 = 1)
участник 0,7
призер 1,4
победитель 2,1
всероссийский
5 = 1)
участник 0,9
призер 1,8
победитель 2,7
Открытые уроки
n = 1)
участия не было 1 = 1) 0 Отзывы присутствующих на уроке, план и анализ урока Председатель методического объединения и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
школьный
2 = 1)
  0,5
районный
3 = 1)
  1,0
городской
4 = 1)
  1,4
Семинары и конференции
n = 1)
участия не было 1 = 1) 0 Наличие подтверждающего документа: сертификат, диплом, грамота, фотографии с семинара или конференции. Председатель методического объединения и заместитель директора по учебно-воспитательной работе
школьный
2 = 1)
участник 0,5
содокладчик 1,0
докладчик 1,5
районный
3 = 1)
участник 0,6
содокладчик 1,2
докладчик 1,8
региональный
4 = 1)
участник 0,8
содокладчик 1,6
докладчик 2,4
всероссийский
5 = 1)
участник 0,9
содокладчик 1,8
докладчик 2,7
Публикации
(Dn = 1)
публикаций не было (D1 = 1) 0    
На сайте ОУ
(D2 = 1)
  0,7 Наличие подтверждающего документа: сертификат, удостоверяющий факт публикации, скриншот, выходные данные периодического издания, опубликовавшего материал Председатель методического объединения и заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Электронные издания
(D3 = 1)
  1,4
Периодические издания (газеты, журналы)
(D4 = 1)
  2,1
Курсы повышения квалификации
(Еn=1)
публикаций не было 1 = 1) 0 Наличие подтверждающего документа: сертификат, диплом, удостоверения Председатель методического объединения и заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Краткосрочные (менее 72 часов)
2 = 1)
НМЦ 0,2
АППО 0,4
Другие учебные заведения 0,8
Долгосрочные (72 часа и более)
3 = 1)
НМЦ 0,5
АППО 1,1
Другие учебные заведения 1,5

2.2. Проведение интегральной оценки по форме.

 , где An, Bn, Cn, Dn, En – оцениваемые показатели, Kn – соответствующее критериальное значение

2.3. Составление рейтинга сотрудников

2.4. Признание руководством достижений сотрудников и их поощрение. Одна из возможных система поощрений по итогам рейтингования приведена в таблице № 3.

Таблица 3.

Система поощрений

Рейтинг

Вид поощрения

Место с 1 по 10 (10 баллов и более) Надбавка, доплата к зарплате, премирование
Место с 10 по 25 (9,99 – 7 баллов) Грамота, диплом, благодарность
Место с 25 по 40 (6,99 – 4 балла) Направление на курсы повышения квалификации
Место с 40 по 50 (менее 4 баллов) Нет поощрения.

3. Следует определить периодичность мероприятий, например, рейтингование будет проводиться 1 раз в полгода по итогам полугодия.

Реализация предложенных мероприятий позволит повысить уровень вовлеченности сотрудников в инновационный проект, а также сделать управление инновационными процессами в образовательном учреждении более успешным.

Список литературы:

1. Новиков А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А. М. Новиков// Дополнительное образование. – 2002. – № 6. – с. 55.
2. Вересов Н. "Психологические компоненты управленческой деятельности"// Журнал «Кадры», 2008, № 3
3. Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения: опыт описания инновационных проектов школ для участия в /Приоритетном Национальном проекте «Образование» – М.: изд-во «5 за знания», 2008 г. – 368 с.