Цель: обобщение знаний правил о правописании корня.
Задачи:
- Обучающие:
– формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова;
– совершенствовать умения выполнять алгоритмы действий по решению орфографических задач (правописания слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне); - Развивающие:
– развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление учащихся;
– развивать связную речь учащихся;
– развивать орфографическую зоркость учащихся; - Воспитывающие:
– воспитывать интерес к родному языку;
– воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе.
Оборудование: мультимедийная презентация, книга Э.Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”, кассета “32 урока с интермедиями и песнями. Радионяня. Весёлая грамматика”, сигнальные карточки с гласными буквами, “Тесты для проверки знаний правил написания корня слов”, карточки с дифференцированными домашними заданиями, карточки с текстами, три волшебных сундучка, сладкие призы – шоколадные монетки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Русский язык очень богат,
Многому научит непосед-ребят.
Будем на уроке серьёзно изучать
Свой родной язык, конечно же, на “5”!
II. “Арабское письмо”.
– А начнём наш урок с арабского письма. Вы должны записать предложение, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд.
.атябер еынжурд тувиж онишавкотсорП В (Слайд 2).
– Прочитайте, что у вас получилось.
(В Простоквашино живут дружные ребята.)
III. Введение в тему урока.
– В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Мальчик, пёс и кот –
Ясно, полосатый.
Хоть и ссорятся порой –
Знаем мы из книжки,
Но надёжнее друзей
Нету у мальчишки.
– О каких героях идёт речь? (Дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин.)
– Подскажите поскорей:
“Кто придумал этих друзей?”
Выдумщик он дерзкий … (Эдуард Успенский!)
– А кто знает, как называется произведение Эдуарда Николаевича Успенского об
этих друзьях? (“Дядя Фёдор, пёс и кот”.)
– Эдуард Николаевич Успенский – не простой юморист, а детский. Поэтому среди его
героев много детей, которые часто попадают в различные забавные ситуации. Он
пишет сказки и сказочные повести, фантастические, детективные, приключенческие
произведения, а также комиксы, стихи, пьесы, сценарии, делает переводы и
составляет сборники детского и городского фольклора. (Слайд 3).
– А сегодня на уроке мы отправимся вместе с героями Простоквашино искать клад.
Каждый из героев должен преодолеть препятствия на своём пути. А мы будем
помогать. А создавать эти препятствия будет ещё один герой этого произведения.
Угадайте его.
Кто ворчит и почту носит?
Иногда приходит в гости
С целым ворохом газет.
Догадались или нет?
(Это Печкин, почтальон.
Кто из вас с ним не знаком?) (Слайд 4).
IV. Работа по теме урока.
1) Закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова.
– Печкин предлагает вспомнить Матроскину одну из тем русского языка.
(Слайд 5).
– Прочитайте слова:
ВОРОБЕЙ, ЗЕМЛЯНИКА, КРЕСТЬЯНЕ, СОВА, ПОМИДОР, РЕБЯТА, ДОРОГА, БЕРЁЗА.
– Какое слово здесь “лишнее”? (Сова.)
– Почему?
– Можем ли мы слово СОВА написать без раздумий?
– Почему? (Слышится без ударения а, а надо писать о.
Проверочное слово – совы.)
– Итак, сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Матроскину Печкин?
(“Правописание безударной гласной в корне слова”.)
– Но для начала вспомним, что мы называем корнем слова? (Общую часть
родственных слов.)
– Как мы называем слова с одинаковым корнем? (Родственными или
однокоренными.)
– Как мы пишем корень в родственных словах? (Одинаково.)
– “Хорошо живётся ударной гласной корня, – пишет в своей замечательной книге для
детей Бурмако – все её отчётливо слышат, видят и правильно пишут. А как быть
безударной бедняжке? Помоги ей, поставь её под ударение, она в благодарность так
отчётливо зазвучит, что правильно написать её не составит труда!”
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. (Слайд 6).
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо:
1) выяснить смысл слова;
2) узнать, есть ли в слове безударный гласный;
3) узнать, в какой части слова этот безударный звук находится;
4) подобрать проверочное слово:
– изменить форму слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным
ИЛИ
– подобрать однокоренное слово с ударной гласной в корне;
5) сравнить проверяемое и проверочное слово.
– Почтальон Печкин предлагает “эстафету – соревнование” между рядами. Выигрывает ряд, который быстрее других и без ошибок выполнит задание. Каждый ряд записывает в тетрадях только гласные. (Слайд 7).
– В каком столбике написание гласных в словах можно проверить путём изменения
формы слова?
– В каком – только подбором однокоренных слов?
– Проверим вашу работу с помощью сигнальных карточек. Почтальон Печкин даёт
ответы.
– Помогите Матроскину, сделайте вывод о правописании безударной гласной в корне
слова:
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение. (Слайд 8).
2) Закрепление знаний о правописании парной согласной в корне слова.
– А для Шарика Печкин подобрал задания на знание другого правила. (Слайд 9).
В нашем русском языке
“Ходят парами” БЭ-ПЭ,
ВЭ и ЭФ, ГЭ-КА, ДЭ и ТЭ, ЖЕ-ША, ЗЭ-ЭС.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто “хитрые подружки”
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать, писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят.
Но у нас не детский сад!
Мы решим проблему эту!
И расскажем всему свету.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам. (Стихотворение читает наизусть заранее подготовленный ученик.)
– Вот какую проблему нам предстоит решить. Даны буквы, но некоторые из них пропущены. Вам нужно вставить пропущенную букву, которая должна стоять вместо знака вопроса.
Б/П, Д/Т, Ж/?, ?/З, Г/К, ?/Ф.
– Чем похожи все эти буквы? (Согласные.)
– На какие группы можно их разбить? (Один – звонкий, другой – глухой.)
– Чем они различаются между собой? (Звонкие произносятся с голосом и шумом,
глухие – только с шумом.)
– Сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Шарику Печкин.
(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.)
– Вспомним алгоритм проверки парной согласной в корне слова. (Слайд 10).
Чтобы проверить парную согласную в корне слова надо:
1) выяснить смысл слова;
2) найти парную согласную в слабой позиции;
3) подобрать проверочное слово:
– изменить форму слова так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная
ИЛИ
– подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной была
гласная или сонорная;
4) сравнить проверяемое и проверочное слово.
– Печкин предлагает отгадать Шарику загадки и записать отгадки вместе с
проверочными словами в тетрадь, выделить корень слова, подчеркнуть согласную в
слабой позиции.
– Прежде, чем вы начнёте записывать слова, послушайте совет:
Смотреть в тетрадь соседа,
Считаю, смысла нет.
Ведь нет у вас уверенности,
Знает ли сосед.Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной – … (Медведь.) (Слайд 11.)Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его … (Арбуз.) (Слайд 12.)Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж.) (Слайд 13.)Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб.) (Слайд 14).То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявишь море! (Утюг.) (Слайд 15).Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз.) (Слайд 16).
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы вместе с Печкиным – работа в
парах. (Слайд 17).
– Работа в парах продолжается. Печкин предлагает вам прочитать текст и
вставить в слова пропущенные буквы. Вы должны доказать друг другу правильность
вставленной буквы. (Слайд 18).
Солнечная пого.ка. Мы плывём на ло.ке к зелёному остро.ку. Под берё.ками и ду.ками прячутся гри.ки. Сла.кие яго.ки манят нас. Скорее на бере.!
– А проверят ваши работы родители.
– Помогите Шарику, сделайте вывод о правописании слов с глухими и звонкими
согласными в корне:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты. (Слайд 19).
Физкультминутка (Учащиеся выполняют движения под слова песни “Глухие согласные” из уроков “Радионяня. Весёлая грамматика”:
На дворе стоит мороз,
Низкая температура.
Стынет лоб и мёрзнет нос,
Снег валит и небо хмуро.
Покрывает землю лёд
И в машине стынет смазка.
А в берлоге молодой медведь ревёт,
Что нельзя ему кататься на салазках.Чтобы знать, как тут быть,
Надо слово изменить,
Чтоб за звуком непонятным
Гласная стояла.
Сделай так поскорей –
Сразу станет веселей
И послушай нашу песенку сначала.На дворе стоит мороз –
Нам морозы надоели.
Стынет лоб и мёрзнет нос –
Лбы от стужи покраснели.
Покрывает землю лёд
И по льду скользит прохожий.
А в берлоге молодой медведь ревёт,
Что к медведям в гости он пойти не может.)
4) Закрепление знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.
– А дяде Фёдору Печкин предлагает вспомнить ещё одно “золотое” правило русской орфографии, позволяющее грамотно писать корень слова. (Слайд 20).
– Составьте из данных слов предложение:
Приносит, тот, другим, кто, счастлив, счастье.
(Счастлив тот, кто приносит счастье другим.)
– К какому жанру устного народного творчества относится это предложение?
(Пословица.)
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим.)
– Назовите в этой пословице однокоренные слова.
– Произнесите слово СЧАСТЛИВ ещё раз.
– Что происходит с согласным? (Он выпадает, не произносится.)
– Когда согласный не произносится? (Когда рядом несколько согласных. Звук [т]
выпадает, так как трудно сразу произнести три согласных звука [стл].)
– Как мы называем согласный, который не произносится в слове?
(Непроизносимый.)
– Какое же правило русской орфографии предлагает вспомнить Печкин дяде Фёдору?
(Слова с непроизносимыми согласными в корне.)
– Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (Счастье.)
– Какие ещё “хитрые” сочетания вы знаете? (Слайд 21).
– Вспомним алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
(Слайд 22).
Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне надо:
1) произнести слово;
2) проверить, есть ли в слове “хитрые” сочетания ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТН;
3) подобрать однокоренное слово, в котором звуки [в], [д], [л], [т] произносятся отчётливо:
4) сравнить проверяемое и проверочное слово.
– Печкин предлагает вспомнить, что мы называем синонимами? (Синонимы –
слова одной и той же части речи, по-разному называющие одно и то же явление или
близкие, сходные явления.)
– Замените слово, называющее предмет, словом-синонимом. Запишите слова-синонимы
в столбик в тетрадь, выделите корень, подчеркните “хитрые” сочетания согласных.
здешний житель – местный
пасмурный день – ненастный
печальная картина – грустная
знаменитый артист – известный
весёлый мальчик – радостный
страшный ветер – ужасный (Слайд 23).
– Проверим с Печкиным вашу работу.
– Помогите дяде Фёдору сделать вывод о написании непроизносимых согласных
в корне слова:
Иногда согласные
Играют с нами в прятки:
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово
Должны так подобрать,
Чтоб Л и Т, и Д, и В
В них верно написать.
НО:
вкусный, гласный, интересный,
безопасный и небесный,
и чудесный, и прекрасный,
и ужасный, и напрасный.
Этих слов не забывайте,
букву Т в них не вставляйте! (Слайд 24).
– Молодцы! И в заключение Печкин предлагает вам ответить на вопросы теста.
Тест для проверки знаний правил написания корня слов.
- Родственными словами являются:
а) роль, ролевой, король;
б) вода, подводный, водить, водяной;
в) ледник, лёд, ледяной, заледенеть;
г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).
- Проверочными словами к слову г.ра являются:
а) гарь;
б) горький;
в) горка;
г) загар.
- Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах:
а) мороз;
б) зима;
в) холод;
г) пальто.
- К данным словам из первого столбика подбери по смыслу слова из
второго столбика. Соедини их стрелками. Вставь пропущенные буквы.
- Образуй от существительных прилагательные:
радость – __________
ненастье – __________
счастье – ____________
(Критерии оценивания теста:
нет ошибок – “5”
1 ошибка – “4”
2 ошибки –“3”
3 и более ошибок – “2”.)
V. Итог урока.
– Итак, какие “золотые” правила русской орфографии, позволяющие грамотно
писать корень слова, вы сегодня вспомнили?
– Наши герои, благодаря вашей помощи, отлично справились со всеми заданиями и,
конечно же, нашли свой клад. А для чего мечтали найти клад Матроскин, дядя Фёдор
и Шарик? (Слайд 25).
– А знаете ли вы, что героям Простоквашино поставлен памятник? (Рассказ
ученика.)
Герою легендарного советского мультфильма “Простоквашино” почтальону Печкину открыт памятник в подмосковных Луковицах. Монумент самому знаменитому работнику почты отлили из бронзы высотой почти в два метра. А установили его, что, конечно, очень символично, напротив здания местного почтампа. Почтальон Печкин изображён на велосипеде, а рядом с ним расположились не менее примечательные герои мультфильма Матроскин и Шарик. (Слайд 26).
– Сегодня нам с вами тоже повезло. Вы преодолели пока небольшой, но трудный
путь и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте его на
каждом уроке. И помните: знания – это самое ценное богатство. Повторив правила
написания корня, мы тоже заработали свой приз. (Слайд 27). Он находится в
трёх волшебных сундучках. (У учителя три сундучка, в которых лежат сладкие
призы – шоколадные монетки и дифференцированные домашние задания по трём
уровням.)
– В первом сундучке задания для тех, кто умеет грамотно писать корень слова
и не боится трудностей, может другим объяснить правила написания корня.
(– Исправьте ошибки в словах и напишите текст правильно. Подчеркните буквы, в
которых были допущены ошибки.
На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На
высокий дуп сел ястреп. В лису раздался криг птицы.
– Вставьте пропущенные слова с парными согласными и подчеркните орфограммы
во вставленных словах.
Ученик сделал в диктанте три ____________.
В аквариуме живут золотые ____________.
К лесу вела узкая ____________.
Сторож живёт в ______________.
У берега реки стояла ветхая ____________.
В берлогу зале_ бурый __________.)
– Во втором сундучке задания для тех, кто тему понял, но объяснить другому не может.
(– Вставьте безударные гласные и подчеркните их.
Л.сные цв.точки, п.св.тлело в л.су, з.л.тая ос.нь, курлыч.т жур.вли,
в.рсистый к.вёр, кр.чат гр.чи, в.сенние л.сточки, .сенняя кр.сота, с.дит с.ва,
т.скает ч.рв.ков.
– Запиши проверочные слова, вставь и подчеркни пропущенные буквы, выдели
корень.
_______ – дв.ры ________ – р.ды
_______ – гр.бок ________ – ш.ги
_______ – ч.сы ________ – гр.за
_______ – л.нейка ________ – к.за
_______ – ст.лбы ________ – д.жди)
– В третьем сундучке задания для тех, кто тему не понял.
(– Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их, выделите корень.
Ст.лы, м.сты, сл.ды, с.сновый, п.тёрка, с.нева, р.чушка, л.пили, г.ра, н.га,
ч.сы, с.довник, т.нул, д.ска, к.вёр, кр.ты, тр.вяной, р.са, п.ясок.
– Запишите слова и подчеркните “хитрые” сочетания.
трость – трос.ник
честь – чес.ный
весть – извес.ный
звезда – звёз.ный
опасен – опас.ный
ужасен – ужас.ный)
– Молодцы! Спасибо за работу на уроке! (Слайд 28).
Используемая литература:
- Липская С. Безударные гласные в корне. Методическая газета для учителей начальной школы “Начальная школа”, № 1, 2007 г.
- Зайцева И. Безударные гласные в корне. Методическая газета для учителей начальной школы “Начальная школа”, № 17, 2008 г.
- Косолапова Т. По страницам произведений Эдуарда Успенского. Методическая газета для учителей начальной школы “Начальная школа”, № 10, 2008 г.
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 2: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000 г.
- Я иду на урок в начальную школу: Тесты по русскому языку: Сборник. – М.: Издательство “Олимп”; Издательство “Первое сентября”, 1999 г.
- Петрова Н. Карточки. Русский язык. Методическая газета для учителей начальной школы “Начальная школа”, № 13, 2009 г.
- Рождественская С.В. Урок русского языка в 3-м классе по теме: “Непроизносимые согласные в корне слова”. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”.
- Борисова Л.И. Урок-путешествие по русскому языку по теме: “Правописание парных согласных на конце слова”. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”.
- Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.: Питер, 2009 г.