Урок музыки в 5-м классе "Песни народов мира"

Разделы: Музыка


Цель урока: понять, что объединяет песни разных народов

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры читателя, слушателя, собеседника, зрителя;
  3. формирование вокально-хоровых умений.

Предметные компетенции:

  • дать представление о жанрах в музыке (песня, песня без слов);
  • знакомство с творчеством зарубежных композиторов (Густав Малер, Феликс Мендельсон – Бартольди);
  • определение роли средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа;
  • дать представление о музыкальной культуре разных народов;
  • способствовать совершенствованию вокально-хоровой грамотности.

Информационная компетенция:

  • находить главные идеи в текстовом материале;
  • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами;
  • создавать условия для краткой записи материала.

Социальная компетенция:

  • воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью);
  • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.

Коммуникативная компетенция:

  • развивать диалогическую и монологическую речь.

Личностная компетенция:

  • создание условий для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время;
  • направить на построение самостоятельного маршрута общения с искусством.

УМК: «Музыка. 5 класс»: Программа В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

ИКТ: «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»: композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры, стили музыки, экскурсии, анимации, хронология, словарь терминов, викторины)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний

Учитель: Свои песни есть у каждого народа.

ИКТ: «Энциклопедия классической музыки» Раздел «словарь»: «Песня»

Песня отличается простым строением, небольшой протяжённостью. Отличают народную песню и авторскую (профессиональную).

Учитель: Почему надо учиться уважительно относиться к народной музыке?

(Найдите развёрнутые ответы на странице 62 нашего помощника – учебника «Музыка»)

Ученик: Родная песня выражает характер и обычаи народа.

Ученик: Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.

Учитель: Познакомимся с нотным примером № 13, С. 62 учебника.

Изучение нотно-графической записи песни «Висла»

Учитель исполняет песню, обучающиеся дирижируют («легато»: мягкое поглаживание, «переливы воды»).

Иллюстративный материал, С. 63

Учитель: Река спокойно несёт свои воды. Свет и тень на воде как переливы волн, её интонации.

 

Слушание: польская народная песня «Висла»: CD

Учитель.: Что вы представляете, слушая польскую народную песню «Висла»? (Ответ подскажет учебник «Музыка» на С.62)

Ученик: Мелодия течет плавно, неторопливо, как воды задумчивой Вислы. На её зелёных берегах пасутся стада, и пейзаж окружён бескрайними лесами.

Ученик: В песне слышится нечто большее, чем просто описание природы. Музыка песни согрета любовью неведомого нам пастушка, бродящего со свирелью по прибрежным лугам.

Вокальное исполнение польской народной песни «Висла» (учебник «Музыка», С 62)

Запись в тетради по музыке: В песне пастушка – любовь к своей родине.

Учитель: Народные песни всегда привлекали композиторов разных стран. В творчестве каких композиторов народная песня «находит» свою вторую жизнь? (Ответ – на страницах учебника)

Ученик: Как у русских композиторов Глинки, Мусоргского, Чайковского мы находим раздолье и очарование родного края, обычаи и характеры людей, так же находим мы всё это в музыке Шуберта, Малера, Грига.

Учитель: Как композиторы собирали народные песни?

Ученик: Композиторы и поэты разных стран нередко ездили по деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни, народную поэзию.

Ученик: Записанные им песни затем аранжировались, из них составлялись сборники.

ИКТ: «Энциклопедия классической музыки» Раздел: «поиск: Аранжировка»

Переложение, аранжировка (от фр. «обрабатывать) – переработка музыкального произведения, написанного для определённых голосов или инструментов, с целью приспособить его к исполнению другими средствами, например переложение симфонии для исполнения на фортепиано, хоровое переложение одноголосной песни или облегчённая обработка музыкального произведения для исполнения на том же инструменте.

Учитель: Один из наиболее известных сборников – «Волшебный рог мальчика» был создан в начале XIX века. Что написал немецкий поэт Генрих Гейне об этом сборнике?

(На С. 63 учебник «Музыка» подскажет ответ)

Ученик: Эта книга содержит прелестнейшие цветы немецкой души, и тот, кто хочет познакомиться с немецким народом с лучшей его стороны, пусть прочтёт эти народные песни».

Учитель: Среди замечательных мастеров немецкой музыки, которого вдохновил сборник немецкой поэзии был Густав Малер.

Запись в тетради:

Густав Малер

Цикл песен «Волшебный рог мальчика»

«Похвала знатока»

ИКТ: «Энциклопедия классической музыки»

Раздел: «поиск: Малер Густав»

  • портрет
  • биография: Малер Густав (1860-1911) родился в Калиште (Чехия) в семье мелкого торговца. Рано проявилось музыкальное дарование Малера, в 10 лет он уже дал первый публичный концерт как пианист. В 15 лет поступил в Венскую консерваторию. Работал дирижёром в театрах Праги, Лейпцига, Будапешта, Гамбурга. В творчестве Малера главное – симфонии и песенные циклы.

Чтение текста песни «Похвала знатока» по ролям: автор, соловей, кукушка, осёл

Текст: С. 64: учебник «Музыка»

В лесу кукушка с соловьём
Ясным весенним днём
Спорили меж собою:
Чей голос лучше и нежней,
Для слуха голос чей милей
Весеннею порою?

Кукушка молвит:
«Пусть сейчас кто-то рассудит нас», –
Осла предлагает судьёю.
«Его ушам ведь равных нет,
Он, значит, может дать совет,
Рассудит нас с тобою?»

Летят они к ослу вдвоём,
Рассказывают обо всём,
Он спеть им предлагает.
Спел дивно соловей ему!
Осёл ворчит: «Я что-то песню не пойму?
Иа! Иа! Твой голос раздражает!»

Кукушка песнь свою бубнит,
И в песне столь кварт и квинт…
Осёл доволен страшно:
«Стой! Стой! Стой!»
И приговор выносит преважно:

«Прилично соловей звучал…
Но кукушка пропела так свой хорал!
Так ритм держала строго!
Могу уверенно сказать,
Такой певицы не сыскать,
Не может быть тут мнения иного!»

Учитель: Что положено в основу песни?

(Помощь на С.65 учебника «Музыка»)

Ученик: В основу песни положено шуточное стихотворение столь поучительное, что по характеру напоминает басню.

Учитель: О чём говорится в содержании песни?

Ученик: В ней говорится о состязании двух лесных певцов: соловья и кукушки. Их спор о том, кто из них лучше поёт, было предложено разрешить ослу. 

  

Знакомство с нотным примером № 14; С.64

Рассмотреть партитуру записи песни: учитель играет – ученики слушают.

Знакомство с нотным примером № 15; С.65

Партитура: запись партии соловья, кукушки, осла.

Учитель играет интонации героев - ученики изобразительно показывают движение интонации рукой.

Учитель: Что использует Густав Малер для создания образа в музыке?

(С.65, Учебник поможет выстроить развёрнутые предложения)

Ученик: Малер использует приём звукоподражания, придающий музыке весёлый и задорный характер.

Учитель: Почему следует обратить внимание в песне на музыкальное сопровождение?

Ученик: Именно в нём содержатся звукоподражательные интонации, передающие голоса соловья и кукушки.

Слушание: Густав Малер «Похвала знатока» из цикла «Волшебный рог мальчика»

Запись в тетради по музыке: Песня (басня) воспитывает человека.

Учитель: Музыкальные средства могут и без слов сказать о музыке многое. В мелодии, ритме, динамике содержится огромная эмоциональная выразительность. Такая способность музыки проявила себя в жанре песни без слов.

Учитель: Рассмотрим иллюстрацию (С.66, учебник «Музыка»)

Учитель: Стихотворение Н. Брауна передаёт то многообразие чувств и состояний, котороё способна выразить музыка. Какие интонации помогает «услышать» сюжет, изображённый на С. 66? Найдите ответ в стихотворении Н. Браун «Песня без слов».

Ученик:

Ни слова… И только мельканье
Бегущих по клавишам рук,
Невидимых струн рокотанье,
За звуком взлетающий звук.

Ученик:

То чудом рожденные трели
То лепет ручья по утру,
То голос поющей свирели,
То птиц щебетанье в бору.

Ученик:

То ветра порыв. То суровый
Грозы нарастающий звук.
И рушится ливень. И снова –
В ромашках сверкающий луг.

Ученик:

Ушло, отшумело ненастье,
И слышно, как бьются сердца…
И всё это – песня о счастье,
Которой не будет конца.

Учитель: Что передаёт стихотворение Николая Брауна «Песня без слов»?

(Ответ звучит на С.67 учебника «Музыка»)

Ученик: Стихотворение передаёт многообразие чувств и состояний, которое способна выразить музыка. 

 

ИКТ: «Энциклопедия классической музыки» Раздел: «поиск: Мендельсон-Бартольди Феликс»

  • портрет
  • биография

Родился в Гамбурге (Германия). Сын банкира. С детства Мендельсон проявлял незаурядные музыкальные способности. В 15 лет в доме Мендельсонов уже исполнялись его первые сценические произведения. Семнадцати лет написал музыку к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». С занятиями в области композиции и фортепианной игры Мендельсон изучал в Берлинском университете филологию. Закончив университет, отправляется в гастрольную поездку по Европе, дирижируя оркестрами, исполнявшими его произведения (Шотландия, Италия, Франция, Англия). Мендельсон – представитель немецкого романтизма в музыке. Отличительная черта его произведений – простота и ясность по форме, особая мелодичность. Заслугой Мендельсона явилось и то, что он разыскал многие произведения И.С. Баха, опубликовал и добился их исполнения.

Нотный № 16, С. 67: Учебник «Музыка»

Запись в тетради: Ф. Мендельсон фортепианный цикл «Песни без слов»

Учитель: В цикле представлены разные песни. Каждая из них выражает какое – нибудь настроение – то торжественное (гимн), то нежное (напев), то бурное (порыв).

Слушание музыки: CD Ф. Мендельсон, «Песня без слов № 14»

Учитель: Как вы считаете, почему Песня без слов всё-таки называется песней?

(Ответ на С. 67 учебника «Музыка»)

Ученик: Её музыка мелодична, певуча, отличается широким дыханием. Её так хочется запеть. А ведь это чисто инструментальное произведение.

Учитель: Как вы думаете: «Почему инструментальная пьеса получила название «Песня без слов»?

Ученик: Благодаря своей певучей мелодии пьеса и получила своё название «Песня без слов». 

Запись в тетради по музыке Песня передаёт многообразие чувств, состояний.

III. Вывод:

(запись в тетради): Песня выражает характер и обычаи народа.

IV. Домашнее задание

Дневник музыкальных наблюдений (С. 8)

Вопрос № 2: «Как ты думаешь, почему одни песни забываются сразу, а другие остаются в памяти на всю жизнь?

Выступить в роли музыкального журналиста:

  1. задать вопрос своим друзьям, родным;
  2. выслушать их ответы;
  3. записать ответы в Дневник музыкальных наблюдений.

V. Вокально-хоровая деятельность

Дневник музыкальных наблюдений

С.31 «Мы дружим с музыкой» (Й. Гайдн. Обработка Т.Кичак, русский текс П.Синявского)

С. 34 «Если другом стала песня» (Стихи Е. Румянцева, муз. Ю. Тугаринова)

Источники:

  1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.- С. 53
  2. В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.- С.71
  3. И. Барсова Проблемы формы в ранних симфониях Густава Малера // Вопросы музыкальной формы (Сборник статей под редакцией Вл. Протопопова) Выпуск № 2 Издательство «Музыка».- Москва: 1972.- С. 202
  4. Галацкая В.С. Музыкальная литератыра зарубежных стран. Выпуск III. Издательство «Музыка» -М.: 1974.- С.310
  5. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.- М.: Чистые пруды, 2007,-С.8.- (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).
  6. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».- М. 2010.- С.4
  7. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000.- С.482
  8. С. Старобинский Урок музыки с книгой в руках // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 13 (составитель О.А. Апраксина) Издательство «Музыка».- М.: 1978,-С. 96
  9. УМК «Музыка. 5 класс» по программе В.В. Алеева:
    • Науменко, Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 7 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006.- 190
    • Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия.-М.: Дрофа, 2009, 2CD
    • Науменко Т.И., Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2010
    • Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.- М.: Дрофа.-2001.
  10. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».-2009.-С. 4; 5