Проект "Почему современные режиссеры не хотят снимать детское игровое кино"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Слово режиссеру:

- Если мы измеряем прожитые годы количеством лет, зим, прозвеневших вёсен, прошумевших над нами ливней, то почему мы не можем измерять свою жизнь в других единицах? В каких? Да в самых разных!

- А действительно, мартышка, например, в детском мультике измеряла длину удава в попугаях!

- Мы тоже можем измерить себя в попугаях, а свою жизнь измерить количеством удач, счастливых дней, числом друзей!

- Наш любимый режиссер, возможно, захочет измерить свою жизнь числом городов и стран, где он побывал!

- Числом наград и поощрений за свой труд!

- Числом учеников, воспитанников (а их так много)!

Количеством и качеством пламенных женских взглядов, устремлённых на него!

- Прожитые годы можно измерить и бессонными ночами, и трудными ситуациями в жизни – были они и в жизни нашего дорогого режиссера, но всегда с ним рядом оказывались верные друзья, близкие, родные и помощники. 

- Годы, оставленные позади, можно измерить количеством интересных впечатлений, а их у него немало!

- Можно их измерить количеством выговоров от начальства), а может быть - значительно большим числом благодарностей!

- Можно жизнь измерить числом увлечений и любимых занятий!

- Числом любимых фильмов, книг, а может быть фестивалей !

- А если измерять путь нашего режиссера числом его юбилеев, то он у нас ещё в младенческом возрасте: таких дней в его жизни всего 1!

- Поэтому и уживаются в ним наряду с ответственностью ребяческая удаль, детская непосредственность, живость, любознательность, искренность!

- Искренний, неподдельный интерес к жизни, к людям, отличает нашего милого режиссера!

- Дорогой наш (имя, отчество), перед Вашим обаянием устоять не удавалось никогда и никому - не устояли, придя однажды сюда все юные актрисы ,актеры, и даже операторы!

Ваши ученики_______________

Краткие сведения о режиссере: СПИРИДОНОВ ДМИТРИЙ РОБЕРТОВИЧ

Краткая творческая биографии: Окончил Юридический институт.  Работал корреспондентом на Областном телевидении и в молодежной газете.  В 1989 окончил Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии ВГИК (мастерская Б. Карпова). Автор ряда документальных фильмов, рекламных роликов и юмористических телепередач.  В 1992 году снял свой первый полнометражный игровой фильм “Инкогнито из Москвы“.  В 1994 году создал Творческую мастерскую игровых телепрограмм и фильмов “ТЕАТР-КИНО“ и с тех пор снимает фильмы для детей и молодежи . Участник, лауреат и призер многих всероссийских и международных кинофестивалей Москвы и других городов РОССИИ. В настоящее время идет работа над единой темой года:”Создание полнометражных художественных фильмов с участием творческого коллектива ребят”.

Фильмография:

“На исходе солнечного года”- 2010 год - 78 минут.

“Знак Великого Ария“ - 2009 год, “Накануне Калиюги“- 2009 год, “На последней черте“- 2008 год, “Мороженое-шоу“ - 2007 год, “Школа волшебников“- 2006 год, “Лесная избушка“- 2005 год, “Земля под солнцем“ - 2005 год, “Шеф преисподней“ - 2004 год, “Сокровище смородинового ручья“- 2004 г. , “Бюро Волшебных Услуг“ - 2004 год, “Волшебный чайник Алексея“ - 2003 год, “Сказка о Бабе Яге и ее сыне Цыпе“ -  2003 год, - фильмы игровы, жанры - сказки, притчи, приключения, фантастика. 

Награды мастерской: “Хрустальный ключ” – на международном кинофестивале “Сказка“, “Золотой Кинокораблик“ на фестивале “Артек“, “Две серебряные и одна бронзовая Лады” – на фестивале “Встречи на Вятке“.  “Золотой Знак” на фестивале сказки,фантастики и литературных произведений “Кино и Книга”. Лауреат, Дипломант и призер многих международных кинофестивалей с 1994 г.  по 2010 года. 

Почему современные режиссеры не хотят снимать детское игровое -художественное кино?!

(Ответы учащихся ДТТО “ТЕАТР-КИНО)

• Они не считают это актуальным .  А зря. Детские фильмы – будущее кино. 
• Возможно они не видят перспективы у детского кино. 
• Потому, что они плохие

Исходя из этих ответов хочется выяснить на самом деле они такие плохие?!

А кто такой вообще может быть современный режиссер?

Скорее всего это должен быть человек умеющий делать все -это педагог ,сценарист, драматург, оператор ,видеоинженер и режиссер.

Являясь автором и режиссером детского юмористического тележурнала"Школьные истории" с 2001 года, учу подростков искусству общения "в кадре",с собеседником, с героем сюжета или телепередачи, друг с другом, т.к. создание любой телевизионной программы - это коллективный труд.  В этой педагогической работе в фильме самое притягательное для детей не теоритическое обучение, а практические занятия, которые проходят непосредственно на съемочной площадке, в тон- студии, в аппаратной компьютерного видеомонтажа.

Также дети учатся обращению с видеокамерой, осветительной аппаратурой и т. п. Мелкогрупповые и индивидуальные сьемки позволяют достичь желаемых результатов, которые определяются конечным результатом - созданием телепередачи или видеофильмов.  Это и является наилучшим результатом обучения подростков.

Телепрограмма "Школьные истории"пользуется популярностью среди детей. В рамках работы проходит расширение и углубление знаний учащихся.  Так например: они переходят от съемки новелл к полнометражным фильмам. Которые после обработки высоко оцениваются на конкурсах и кинофестивалях детских и профессиональных видеоработ. 

В своей работе особенно поощряю написание учащимися собственных драматических произведений для последующей их постановки на съемочной площадке.  А это в свою очередь помогает ребятам всесторонне творчески реализоваться, как актерам, так и авторам-драматургам и режиссерам.  Вот уже 15 лет Мастерская "ТЕАТР-КИНО" создает яркие и увлекательные видеофильмы.  Мальчишки и девчонки ,которые посещают эту студию, получают возможность раскрыть свои творческие способности, научиться выссказывать свою точку зрения, а также познакомиться с достижениями своих друзей и оценить их. 

На занятиях стараюсь донести до сознания детей, что возможности видеокамеры безграничны: с ее помощью можно совершить путешествие во время от реальной жизни до фантастической, что называется опуститься до морских глубин и подняться в космос.  Фильмы отображают патриотизм и любовь к жизни, прививают любовь к родине, воспитывают эстетическое чувство.  Также развиваю в детях стремление к творчеству, увлеченность своим делом и веру в себя для будущих успехов в киноискусстве. 

Ежедневная кропотливая работа как режиссера, с детьми обращена на поиски нового взгляда на мир, нового киноязыка, новых открытий, жанровых поисков - обращенных к душе вдумчивого юного актера или оператора.  Конечно очень радостно, что молодое поколение тянется к прекрасному, которое создается в этой студии.  А это немаловажно, ведь такая совместная деятельность взрослых и детей помогает представить работы на фестиваль.  Каждый фестиваль - это настоящая кузница будущего творческого потенциала России и вклад в летопись государства. Такой процесс подготовки игровых фильмов вызывает в настоящее время самый живой интерес у подростков. 

Поэтому эффективной формой обучения можно считаю авторскую программу "Мастерская игровых фильмов и телепрограмм". Она дает уникальную возможность знакомства детей с такими популярными и восстребованными творческими профессиями - как актер, видеооператор, сценарист, режиссер игровых фильмов.

Департамент образования г.  Москвы
Южное окружное управление образования
ГОУ городской Центр дополнительного образования для детей
“Детский телевизионный учебный центр “ ЮАО г. Москва

Утверждаю

Директор МГДТУЦ
В. П.  Богданов___________
Принято педсоветом
Протокол № от__________

Программа по дополнительному образованию
“ Мастерская игровых телепрограмм и фильмов”
направленность-художественно-эстетическая
автор педагог дополнительного образования
Спиридонов Дмитрий Робертович

Срок реализации 5 лет
Возраст детей – 11-17 лет

МОСКВА
2004 год (доработка 2009 г. )

Пояснительная записка

Введение. Всем известно, что художественное телевидение возникло на перекрестке путей театра

и кино, на определенном этапе их развития. Поэтому очень важно и интересно определять какие требования предъявляет к нам камера, телеэкран, телезритель к времени и пространству. Телефильм представляет как правило более жесткие требования к безусловности пространства. Он может демонстрироваться в соседстве в одной программе с телевизионной игрой – импровизацией. Таким образом он прямой преемник кино, ведь искусство, которое выглядит как действительность, будет иметь успех на телеэкране. И это логично, если понять и учесть, что вера в подлинность, вообще есть главный закон записи на пленку. 

1. Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая.

2. Новизна настоящей программы заключается в том, что занятия по ней дают возможность подросткам познакомиться с такой уникальной и творческой деятельностью, как создание игровых телевизионных программ и фильмов и заниматься на бесплатной основе.

Актуальность данной программы в том, что процесс подготовки игровых телепрограмм и фильмов вызывает в настоящее время, как это подсказывает опыт, самый живой интерес у подростков, и они, занимаясь по настоящей программе, имеют возможность принять непосредственное участие в этом процессе.

Педагогическая целесообразность данной программы в том, что подростки, занимаясь по этой программе, получают, знания приобретают необходимые навыки таких популярных и востребованных творческих профессий, как актер, видеооператор, сценарист, режиссер игровых телепрограмм и фильмов, в процессе занятий по данной программе подростки непосредственно знакомятся с вышеуказанными телевизионными профессиями, у подростков происходит формирование допрофессиональных навыков, что позволяет им в дальнейшем поступать в творческие ВУЗы.

3. Цели программы

Специальная - приобретение специальных знаний и навыков в области подготовки игровых телепрограмм и фильмов.

Профессионально-ориентировочная - ознакомление с профессиями актера, видеоператора, сценариста и режиссера телепрограмм, формирование у подростков допрофессиональных навыков для последующего поступления в творческие ВУЗы по вышеназванным специальностям.

4. Задачи программы

Научить работать над выбранной сценической ролью и исполнять ее на съемочной площадке.

Помочь в овладении приемами профессиональной видесъемки.

Научить подростков, проявляющих интерес и способности к литературному творчеству, разрабатывать, писать сценарии телевизионных постановок.

Сформировать навыки режиссуры постановки, съемкии последующие обработки отснятой игровой телепрограммы и фильма.

Подготовить силами подростков игровые программы и фильмы.

5. Отличительной особенностью является комплексный подход к занятиям. Это означает, что подростки получают знания и приобретают навыки в различных телевизионных специальностях, объединенных общей направленностью на создание новых игровых программ и фильмов.  Знакомясь с профессиями актера, режиссера, сценариста, оператора, подростки могут выбрать те, которые вызывают у них наибольший интерес и к которым они обнаруживают у себя способности. Впоследствии, на третьем году обучения подростки, получив, таким образом, представление о различных телевизионных профессиях и оценив свои возможности в одной или нескольких из них, смогут получать более глубокие знания и совершенствовать свои навыки в этой выбранной ими специальности.

Другой особенностью данной программы является ее практическая, производственная направленность.  Обучаясь по данной программе и получая навыки по актерскому мастерству, профессиональной видеосъемке, основам режиссуры и сценарного дела.  Подростки имеют возможность применять полученные знания и навыки на практике, участвуя в производстве игровых телепрограмм и фильмов.  Причем, создаваемые силами подростков под руководством педагога телепрограммы и фильмы носят профессиональный характер, поскольку предназначена для демонстрации по кабельному ТВ и участия в профессиональных конкурсах и фестивалях.  Такое практическое применение создаваемых подростками передач имеет больше педагогическое значение, так как стимулирует творческую активность подростков и наглядно показывает им полезность и перспективность их занятий по данной образовательной программе.

Третьей особенностью настоящей программы является ее доступность для подростков, отсутствие для них каких-либо ограничений относительно занятий по данной программе.  Это означает, что занятия по предметам, предусмотренным настоящей программой, могут проводиться с подростками любой степени общеобразовательной подготовленности и разной степени природной одаренности.  Возможно, также проведение занятий с педагогически запущенными детьми и так называемыми “трудными”.  Посещение занятий по актерскому мастерству и основам режиссуры послужит для них средством приобщения их к лучшим достижениям литературы и экранного искусства, чего они обычно лишали себя на уроках в школе.

6. Возраст детей.

Настоящая образовательная программа рассчитана на обучение по ней детей и подростков в возрасте 13-17 лет, то есть учащихся средних и старших классов.  Однако, при наличие хорошего общего развития, высокого уровня общеобразовательной подготовки, а также стойкого интереса к творческой деятельности по созданию телепрограмм и фильмов, обучаться по данной программе могут и дети 11-12 лет, которые, как показывает опыт, вполне способны при вышеуказанных условиях овладеть основами актерского мастерства и исполнять сценические роли на съемочной площадке.

7.  Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на реализацию в течение 3 лет.  На освоение полного курса (трех лет) обучения отводится 972 пед.  часа (1026 часов. Включая резервные часы).  На каждый 1 год обучения приходится:

1 год – Теоретические занятия – 36 часа (8 п  ч. с резервом), индивид.  Групповые – 144 ч.  (152 ч. с рез.)

2-3 год – Теоритические зан. - 36 ч. (8 ч. с рез.), индивид.  Групповые – 180 часа (188 п.ч.  с резервом), проводятся в мелкогрупповой группе детей на практике видеосъемки.

Соответственно на занятия в группе отводится 114 ч. (152 с резервом) – 1 год обучения.

Соответственно на занятия в группе отводится 216 п.ч.  (226 часов с резервом) в год - 2 ,3, 4 год обучения.

Первый год обучения является подготовительным этапом, во время которого учащиеся овладевают основами актерского мастерства и профессиональной видеосъемкой- в кол-ве 2-3 человек в подгруппе,.

А 10-12 человек в группе. Состав группы постоянный.

2, 3, 4 обучения являются основными.  Подростки продолжают изучать актерское мастерство и приемы профессиональной видеосъемки.  При этом происходит усложнение актерских задач и заданий для телеоператоров.  Получив первоначальные навыки актерского мастерства и профессиональной видеосъемки, учащиеся на втором году обучения переходят от разыгрывания актерских этюдов и съемки операторских упражнений к постановке игровых сюжетов и их видеосъемки.  Учащиеся, проявившие интерес и способности к самостоятельной работе над актерскими этюдами, изучают на индивидуальных занятиях основы сценарного дела и режиссуры, в количестве 2-3 человек в подгруппе, а 12-10 человек в группе. Состав группы постоянный.

На пятом году обучения учащиеся, изучив основные предметы курса, дающие знания и навыки производственного процесса создания телепрограмм и фильмов, приступают к самостоятельной работе над сценарием, постановке игровых программ, их видеосъемке и обработке для демонстрации в эфире (под руководством педагога) в количестве 2-3 человек в подгруппе. Состав группы постоянный.

Необходимость большого количества индивидуальных занятий обусловлено особенностью творческой деятельности. Создание игровых телепрограмм и фильмов является индивидуальным творческим процессом работы над сценическими ролями, постановке телесюжетов, теленовелл, фильмов, видеосъемке подготовленных на занятиях постановок.  Так, в частности, режиссер работает с актером над сценической постановкой, видеоператор выполняет съемку подготовленной телепостановки, сценарист разрабатывает литературную основу будущего телесюжета, теленовеллы или фильма. Особенностью творческого процесса создания игровой телепрограммы также обусловлено ограниченное количество учащихся в группе, обучающихся не должно превышать 10 человек в группе.  Как показывает опыт присутствие большего количества учащихся на занятиях, репетициях и съемках подготовленных телепостановок способно только отвлечь учащихся от выполнения поставленных педагогом задач и помешать нормальному учебно-творческому процессу.

8. Форма и режим занятий.

Настоящая программа реализуется в следующих формах учебных занятий:

  • лекции по основам актерского мастерства, режиссуры и сценарного дела;
  • семинара по приемам профессиональной видеосъемки, сценарного искусства и режиссуре;
  • занятия фантазии по актерскому мастерству и режиссуре, направленные на развитие наглядно-образного мышления и пробуждение творческой фантазии учащихся;
  • репетиции сценических ролей, телепостановок сюжетов и новелл для игровых телепрограмм, постановок фильмов (практика и индивидуальные занятия).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Этапы реализации программы

Что должен знать учащийся

Что должен уметь учащийся

Способы проверки

1.

1 год. Подготовительный Принципы предварительной обработки литературного текста, сценической роли.  Закономерности пластического воплощения сценической роли.  Законы профессиональной видеосъемки. Проанализировать и разработать литературный текст сценической роли. Исполнить актерскую роль в сценическом этюде. Снимать на видеопленку людей, предметы, актерские этюды. Разыгрывание ролей в актерских этюдах.  Видеосъемка предметов, людей и подготовленных актерских этюдов.
2.  2, 3, 4 год. Основной этап Основы актерского мастерства. Принцип режиссерской разработки литературного сценария телепостановки. Разработка изобразительного решения телепостановки.  Разработка актерской роли. Формулирование режиссерской задачи для актера.  Законы теледраматургии и принципы работы над литературным сценарием телепостановки.  Сыграть актерскую роль в телепостановке игрового сюжета.  Разработать режиссерский замысел телепостановки. Поставить режиссерскую задачу по исполнению сценической роли перед актером. Сформулировать съемочное задание для оператора по съемке телепостановке сюжета. Написать заявку на сценарий телепостановки. Написать литературный сценарий телесюжета. Исполнение ролей в постановках телесюжетов, постановка игровых телесюжетов. Написание литературных сценариев видеосюжетов.  Видеосъемка поставленных телесюжетов.

3.

5 год. Заключительный Основы режиссуры и сценарного дела.

Режиссуру монтажа игровой телепрограммы и фильма.

Режиссуру музыкального и шумового оформления телепрограммы и фильма.

Написать сценарный план игровой телепрограммы и фильма.  Создать режиссерский замысел игровой телепостановки.  Разработать раскадровку телепостановки.  Написать подводки к телесюжетам и программе.  Поставить ведение игровой телепрограммы.  Смонтировать вместе с видеоинженером телепрограмму. Поставить с помощью актеров игровую телепрограмму.  Снять под руководством педагога игровую телепрограмму. Снять в студийных условиях ведение телепрограммы.  Подготовка законченной телепрограмм к показу в эфире.

Учебно-тематическое планирование (Приложение)