Богатыри Чукотки. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Вызвать интерес у детей к чукотскому фольклору.
  • Познакомить с чукотскими богатырями.
  • Развивать речь детей, логическое мышление.

Оборудование:

  • Ноутбук, мультимедийный проектор, экран
  • Компьютерная презентация (Приложение 1) с видео- и  звуковыми файлами
  • «Песня гонщика», ансамбль «Эргырон» – для физкультминутки. (Приложение 2)
  • Отрывок из сказания «Кунлелю». (Приложение 3)
  • «Копьё» (Приложение 4)
  • «Сказание о Кунлелю и его отряде», запись и перевод с чукотского Л.В. Беликова.  Распечатки текстов по количеству детей.
  • Боевое копьё, выльвыегыт («вороньи лапки») – чукотские снегоступы.
  • Книга о чукотско-эскимосских спортивных играх «Самый сильный, самый ловкий», Владилен Леонтьев.
  • Запись чукотского напева для начала урока.

Предварительная подготовка:

1. По просьбе учителя родители детям прочитали «Сказание о Кунлелю и его отряде» (Приложение 5)
2. Воспитатель прочитал «Сказание о Нанкитэмтэне и его сыновьях» (Приложение 6), «Сказание о сильном Вытрытве»;
3. Дети прочитали предание «Хромой, да сильный» (Приложение 7), подготовили краткие пересказы отрывков из «Сказания о Кунлелю и его отряде», рисунки к сказанию (использованы в презентации); сообщения о физическом воспитании и спортивных соревнованиях на Чукотке в прежние годы.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Вступительная беседа (фон – спокойный чукотский напев из репертуара ансамбля «Эргырон»)

(Слайд 1) Чукотка!.. Холодный, суровый край, вечная мерзлота. Только коротким летом солн­це пытается согреть землю. Но не успевает растаять снег в расщелинах сопок, как снова  землю  охваты­вает леденящая стужа. Кажется, разве возможна жизнь в таком холоде? Но и здесь живут люди. Когда-то, много тысяч лет назад, предки современных эскимосов, чукчей и коряков не побоялись стужи и вечных льдов, при­способились к суровым условиям Севера.
Природа была безжалостна к людям. И не мог справиться с такими испытаниями  слабый, хилый человек. Вы­живали только сильные, мужественные, выносливые. Поэтому здесь огромным уважением пользовались люди, обладавшие большой силой и ловкостью. Это были настоящие богатыри – эрмечин  ([эрм’эс’ин]).
Память о них жива и поныне.
Откуда мы узнаём о богатырях? (Из книг, рассказов взрослых, фильмов.)
Давно это было, да и народу много к нам приехало, поэтому не все люди знают про чукотских богатырей. И мы сегодня с вами собрались, чтобы поделиться тем, что знаем сами.
Сегодняшний урок внеклассного чтения посвящён чукотским богатырям.

III. Рассказы о Кунлелю

1)  Проверка домашнего задания

–  Как звали самого главного чукотского богатыря? (Кунлелю)
–  Как называется произведение о нём, которое вы прочитали?  («Сказание о Кунлелю и его отряде») (Слайд 2)
–  Скажите, какие события, описанные в этом сказании, происходили на Чукотке более двухсот лет назад? (Происходили междоусобные войны. Чукчи воевали с коряками за оленей – отбирали стада друг у друга.  Затем они помирились и стали жить рядом.)
–  Почему же такая война была за оленей? (Олень в тундре – это всё: и еда, и одежда, и жильё.)
–  О чём рассказывается в этом сказании?  (Мотлинто обманом поссорил людей, забрал много оленей,  пролилось много крови. Кунлелю же защищал бедных и обиженных и наказал Мотлинто за причинённое зло.)
–  Много историй происходило с Кунлелю. Некоторые мы сейчас расскажем.

  1. Кунлелю взбирается по ледяной горе. (Слайды 3-6)
  2. Бой с Мотлинто. (Слайды 7-10)
  3. Сражение с богатыми оленными людьми. (Слайды 11-14)

2) Беседа после проверки д/з (Слайд 15)

–  Почему Кунлелю искал Мотлинто? (Чтобы наказать за предательство.)
–  Что доказывает, что он был действительно человеком необычайной силы? (Он победил богатыря, равного ему по силе; смог по ремню подняться на гору и втащить туда своих товарищей; множество стрел пробили его кухлянку, а он, сняв пояс, просто вытряхнул наконечники, которые не причинили ему вреда; его олень был ему под стать –  смог подняться на неприступную ледяную гору.)
–  Помогают ли Кунлелю какие-нибудь волшебные предметы? (Нет. И этим подчёркивается его сила.)
–  Но, тем не менее, что-то ещё помогает герою. Попробуем это выяснить.

3) Дополнительные задания

Рассказ Андрея. (Слайды 16-22)

–  Сделайте вывод: что же ещё помогает богатырю? (Его сильный дух.)

4) Физкультминутка (Слайд 23, цифра 1)

Беседа об особенностях «Сказания…»

–  Что вы можете сказать о речи в этом произведении? (Варианты ответов.)
–  Мы вернёмся к этому вопросу.
–  Что означает имя Кунлелю?  (Одноусый.)
–  Предположите, почему его так назвали?  (Варианты ответов.)

Слушание незнакомого отрывка. (Отрывок из сказания «Кунлелю», книга «Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки», сборник составлен Г.А. Меновщиковым.) (Слайд 23, цифра 2)

–  Сейчас вы послушаете отрывок из сказания и найдёте ответы на эти вопросы.

Беседа  (после прослушивания).

–  Так почему же Кунлелю назвали Одноусым? (Родился Кунлелю, а у него на подбородке уже один длин­ный волосок растёт, потому и назвали его Кунлелю — Одноусый.)
–  А про речь что скажете? (В «Сказании …» много повторов. Делалось это для того, чтобы подчеркнуть какую-то мысль, убедить слушателя в чём-то. Речь разговорная. «Сказание…» записано так, как рассказывал человек.)
–  В сказании, которое вы прочитали, этот отрывок встречался? (Нет.)
–  Почему? (Потому что сказание – это устное народное творчество, или фольклор. Пересказаны эти истории разными людьми. Каждый человек мог добавить что-то своё.)
–  Назовите жанр прочитанного произведения. (Сказание.)
–  Что значит «сказание»? (Рассказ о былом (о том, что было), переходящий от поколения к поколению.)
–  Уточните, в самом ли деле проходили описанные события, или они выдуманы, т. е., это сказка? (В самом деле происходили.)
–  А разве мог человек обладать такой силой? (Это преувеличение, которое характерно для былин, сказаний, преданий.)

IV. Воины Чукотки. Информация

–  Какие ещё сказания и предания о чукотских богатырях, воинах, защитниках вы прочитали? («Сказание о Нанкитэмтэне и его сыновьях» (Слайд 24), «Сказание о сильном Вытрытве» (Слайд 25), предание «Хромой, да сильный» (Слайд 26).)
–  Какое оружие было у чукчей того времени? (Копья, лук, стрелы.) (Показ копья) (Слайд 26, управляющая кнопка «видео»)
–  Какую ошибку врагов вы заметили в прочитанных сказаниях? (Беспечность. Враги оружие или складывали в одну кучу, или, засыпая, не держали его в руках.)
–  Посмотрите, какая одежда и экипировка были у чукотских воинов. (Слайды 27-28)
–  Панцирь из толстой кожи надёжно защищал от копий, ножей и стрел. Для защиты спины и затылка сзади прикреплялся щит с подвижными «крыльями».
–  Знакомы ли вам названия Покыткын? Вэвтыгытгын? Мараваам? (Это названия рек, впадающих в Амгуэму.) (Слайд 29)
–  Почему так названы? (Названы именами чукотских воинов, погибших в сражениях с врагами.)
–  И ещё скажу вам, старые люди рассказывают, что чукотские воины сражались, посадив своих жён в капюшоны. Вот такие они были сильные.

V. Физическое воспитание чукчей

–  Достаточно ли было такой одежды и оружия? (Нет.)
–  Что ещё надо было? (Большая физическая сила.)
–  Какие же упражнения выполняли чукотские мужчины, чтобы стать сильными?

1. По утрам даже зимой родители заставляли детей пробежать вокруг яранги.  Дети надевали только кухлянку и одни меховые носки.
2. Чукчи и эскимосы придумали выльвыегыт – вороньи лапки. Зимой устраивали соревнования в беге на таких вороньих лапках. (Демонстрация снегоступов)
3. Раньше, чтобы стать хорошими бегунами, чукчи привязывали к ногам мешочки с галькой или песком и так ходили. От этого мышцы на ногах становились крепкими.
4. Чтобы стать сильными, мужчины носили большие камни, поднимались с ними на гору.
5. Очень часто мужчины соревновались в борьбе. Правил борьбы не существовало. Можно было применить любой приём, лишь бы положить соперника на лопатки.
6. Соревновались люди в беге на выносливость – бегали по кругу, пока там не оставались самые сильные и выносливые.
7. Соревновались чукчи в прыганье на моржовой шкуре. Много людей брались за края шкуры и подбрасывали на ней человека. Тот должен был встать на ноги. (Слайд 30)

–  И это ещё не все упражнения и соревнования вы перечислили. О многих из них вы можете узнать из книги Владилена Леонтьева «Самый сильный, самый ловкий». (Демонстрация книги)
–  У чукчей есть поговорка: «За своим телом хорошо следи ещё смолоду, тогда старость не скоро настанет». (Слайд 31)

VI. Итог. Литературная викторина (Слайд 32)

1. Что обозначает имя Вытрытва? (Лежать на спине.)
2. Почему Вытрытва был по утрам взмокшим? (По ночам тренировался – камни на гору носил.)
3. Что случалось, когда сражающиеся на копьях сильно размахивали ими? (Взлетали.)
4. Сколько дней в воздухе бились на копьях Вытрытва и мужичина озёрный? (Пять.)
5. Как надо было правильно будить Вытрытву? (Ударом по голове или по телу.)
6. Что обозначает имя Нанкитэмтэн? (Подтягивающий Живот.)
7. Почему его так звали? (Он мог за один раз съесть целого оленя, живот сильно раздувался и его приходилось ремнём подтягивать.)
8. Как звали сыновей Нанкитэмтэна? (Умильгу и Тутылькут.)
9. С каким животным боролся Тутылькут, чтобы проверить свою силу? (С медведем.)
10. Почему Пыглин не ходил в дозор со сторожевым отрядом чукотских воинов? (Был хромым.)
11. Каким оружием защищал Пыглин женщин в стойбище? (Лук и стрелы сделал из шестов, взятых из треног.)

VII. Рефлексия

–  Понравились ли вам сказания?
–  Какими же чертами обладали чукотские богатыри? (Силой, ловкостью, храбростью, находчивостью, силой духа.)
–  А чем могли не понравиться эти сказания? (Много убивают в этих историях.)
–  Почему же так случалось? (Время было давнее, люди не всегда умели договориться между собой. Кто был быстрее, тот нападал первым и побеждал.)

VIII. Домашнее задание

–  Прочитать эскимосскую сказку «Мальчик-богатырь» и сделать к ней рисунки.

Литература:

1. Беликов Л.В. Чукотские народные сказки, мифы и предания. Магаданское книжное издательство, 1982.
2. Меновщиков Г.А. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М., «Наука», 1974.
3. Леонтьев В.В. Самый сильный, самый ловкий. Магаданское книжное издательство, 1979.