Цели и задачи урока:
1) Познакомить детей с понятием имя существительное.
2) Развить умения задавать вопросы кто? и что? к словам, умение находить имена существительные в тексте.
3) Развивать речь детей, умение думать, анализировать, высказывать свои мысли и доказывать их примерами.
3) Совершенствовать навык каллиграфии, письма элементов букв.
4) Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, республику.
5) Воспитать умение работать в паре: советоваться с товарищем, уметь выслушать его мнение.
Оборудование: картинки с изображением предметов, слова с названием этих предметов; фотографии с изображением городов Москва и Сыктывкар, слова с названием этих городов; карточки для самостоятельной работы; карточки со словами коса, сон, мак, капля; со словами – имя существительное, кто?, что?, одушевлённые, неодушевлённые, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Оргмомент.
У.: - Сегодня у нас очень интересный урок. Но как мы будем работать, чтобы урок прошёл с пользой для каждого из вас?
Д.: - Надо чтобы внимательно слушали не только учителя, но и своих товарищей: советовались друг с другом, выслушивали мнение каждого, помогали друг другу; работали старательно и прилежно.
У.: - Посмотрите на тему нашего урока (Слайд 1. Презентация), как вы думаете,а что мы будем изучать? Что означают эти таинственные слова?
- Какие задачи поставим перед собой?
Д.: - Узнать, что такое имя существительное. Какими признаками оно обладает.
У.: - Посмотрим, кто из вас оказался прав. А теперь познакомимся с планом нашего урока.
(Слайд 2, кроме того на партах у каждого ребенка напечатан план урока)
2. Введение в новую тему. Актуализация темы.
На доске перепутаны картинки (девочка, собака, заяц, стол, книга, машина). На каждом столе слова с названием предметов на картинке (работа в паре).
У.: - Распределите картинки по группам. Объясните свой выбор, почему вы так распределили.
Д.: - Живые и неживые предметы, одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?.
Какой вывод вы сделаете?
Д.: Слова, которые обозначают живые предметы, отвечают на вопрос кто?, а неживые предметы – на вопрос что?
3. Открытие новых знаний:
а) Беседа по новому материалу.
У.: - Сегодня мы начинаем новый раздел, который так и называется “ Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?”. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 35. Самостоятельно прочитайте ещё раз тему раздела. Найдите упражнение 48, кто прочитает задание к этому упражнению?
У.: - Рита, прочитай слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Ребята, а что означают эти слова?
Д.: - Живые предметы, людей и животных.
У.: - Саша, а теперь ты прочитай слова, которые отвечают на вопрос что?
- Что означают эти слова?
Д.: - Неживые предметы.
б) Самостоятельное выведение учащимися правила.
У.: - Какой вывод вы сделаете по упражнению?
Д.: - О людях и животных спрашивают кто?, а о других предметах - на вопрос что?
У.: - А вы знаете, как называются слова, которые отвечают на вопросы кто и что?
Вывод: Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, называются именами существительными. А как вы думаете, почему их так назвали?
в) Работа со словарными словами.
- Посмотрите, а внизу написаны еще слова? Что это за слова?
Д.: - Это слова, которые надо запомнить. Словарные слова.
У.: - Прочитайте первое слово (на доску). На что надо обратить внимание в этом слове?
Известный писатель Максим Горький говорил: “Человек – это звучит гордо”.
- А как вы понимаете эти слова? Что значит быть человеком? Настоящим человеком? А в наше время надо ли накапливать знания? Для чего?
- А какой группе нужно отнести слово Москва? (На доску). Почему?
Что обозначает это слово? Почему оно написано с большой буквы? На что ещё надо обратить внимание при записи этого слова?
Д.: - На безударную гласную о.
У.: - Запишите это слово. Да, Москва - это главный город, столица России (показать на карте, обозначить флажком). Какие пословицы вы знаете о Москве? Есть даже такая пословица: Москва – мать всех городов. (Слайд 3). Может быть кто-то бывал из вас в этом городе? В этом замечательном городе очень много красивых исторических мест (Слайд 4).
- А кто из вас знает, как называется главный город нашей Республики? (Сыктывкар). Что в переводе означает это слово?
Д.: - Город на реке Сысола.
У.: - С какой буквы вы напишете это слово? (Сыктывкар - столица Республики Коми- показ на карте, флажок). В Сыктывкаре тоже есть много очень красивых мест (показ иллюстраций на слайде).
- А к какой группе слов отнесёте слово Сыктывкар? Почему?
- Какие имена существительные ещё вы бы добавили в каждый столбик?
Физминутка.
г) Первичное закрепление.
У.: - А теперь я предлагаю вам продолжить работу.. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа (обратить внимание на посадку при письме).
- У вас на партах лежат листочки. Предлагаю поиграть в игру, которая называется “Четвёртый лишний”. Работая в паре, вы должны прочитать слова-предметы, посоветовавшись со своей парой, найти лишнее слово-предмет и выписать его в тетрадь.
(Слайд 6)
Проверка:
У.: - Сейчас я ещё раз прочитаю слова. Услышав то слово-предмет, которое вы посчитали лишним, вы хлопните в ладошки.
- Объясните, почему вы выделили это слово?
- Какой вывод можно сделать по этому заданию?
Д.: - Слова, которые отвечают на вопрос кто? – обозначают живые предметы, а слова, которые отвечают на вопрос что? – неживые.
У.: -Как по-другому можно назвать слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?
Д.: - Имена существительные.
4. Практическая часть урока.
а) Задание по выбору.
У.: - А теперь предлагаю задания ещё интереснее. Возьмите листочки на партах.
- Скажите, что вы там увидели?
Д.: - Разные задания.
У.: - Прочитай те первое задание. Встаньте те, кто считает, что справится с этим заданием. А теперь прочитай те второе задание. Кто справится с этим заданием? А теперь встанут те, кто справится с последним заданием. Предлагаю вам прочитать ещё раз все задания, хорошо подумать, выбрать и выполнить то задание, с которым вы считаете что справитесь без труда.
1 группа заданий – поставить вопросы к именам существительным (слова распределены по группам)
Задание 1: Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?
художник
конь
папа
доктор
свечка
лыжи
чашка
учебник
2 группа заданий – выбрать слова и записать по столбикам:
1 столбик_кто?
2 столбик - что?
Задание 2: Спиши слова. В один столбик запиши слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой - на вопрос что?
Повар, стрекоза, дуб. обруч, муравей, конфета, газета, Света.
3 группа заданий – подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.
Задание 3: Прочитай текст. Найди в тексте слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? Выпиши эти слова.
Помощница.
Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.
Проверка:
У.: - Поднимите руки те, кто выполнил задание 1. Прочитайте слова с вопросами.
- Поднимите руки те, кто справился со 2 заданием.
- А теперь те, кто не испугался 3-го задания? Прочитаем слова с вопросами.
Вывод:
У.: - Что обозначают слова, которые вы выписали?
Д.: - Предметы: живые и неживые.
У.: - На какие вопросы они отвечают?
Д.: - Кто? и Что?
Игра “ Волшебные превращения”. (Слайд 7)
У.: - Как вы спросите про эти слова?
Что это? - коса, мак, капля, сон. А сейчас на несколько минут мы с вами превратимся в волшебников и сделаем волшебные превращения. Итак, сейчас мы закроем наши глазки и внимательно послушаем задание.
Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос – кто? (Коза, рак, цапля, сын)
- Запишите эти слова с вопросом.
Вывод: Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, (имена существительные).
5. Подведение итогов урока.
У.: - Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие слова мы будем называть именами существительными? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Оказывается, имена существительные, которые отвечают на вопрос кто называют одушевлёнными, а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? – неодушевлёнными. (Слайд 8). А как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.
- Какие упражнения вам понравились? Кому было трудно на уроке?
- Довольны ли вы своей работой на уроке? Вспомните начало нашего урока. Какие задачи вы поставили перед началом вашей работы? Добились ли этого? Оцените свою работу на листочках.
6. Домашнее задание.
- Упр.34 с.18 или составить задание для товарища “Четвертый лишний”.
Приложение
План урока.
1. Игра “ Разложи картинки в 2 группы”.
2. Работа по учебнику. Упражнение 48, стр. 35.
3. Работа со словарными словами.
4. Просмотр иллюстраций.
5. Физминутка.
6. Игра “ Четвертый лишний”. Работа в парах.
7. Самостоятельная работа.
8. Игра “ Волшебное превращение”.
9. Подведение итогов. Домашнее задание.
Карточка.
Маша, огонь, лошадь, корова.
Москвич, воркутинец, город, сыктывкарец.
Добрый, заботливый, отзывчивый, человек.
1 группа заданий:
Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?
художник
конь
папа
доктор
свечка
лыжи
чашка
учебник
2 группа заданий:
Спиши слова. В один столбик запиши слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой – на вопрос что?
Повар, стрекоза, дуб, обруч, муравей, конфета, газета, Света.
3 группа заданий:
Подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.
Помощница
Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.