Система ученического самоуправления + сценарий классного часа по системе самоуправления

Разделы: Классное руководство


Я являюсь классным руководителем 4"Б" класса. В классе обучаются 25 человек: 16 мальчиков и 9 девочек. Как классный руководитель, я направила свои усилия на создание воспитательной системы класса, системообразующим фактором которой является создание ученического самоуправления. Система рассчитана на 4 года обучения в начальной школе. В первом классе дети знакомились с поручениями. Во втором учились работать в группах (комитетах), распределяя обязанности. В третьем пытались самостоятельно организовать работу комитета, следуя самостоятельно разработанным функциональным обязанностям. А в четвертом классе работают семь реально действующих комитетов по самоуправлению в классе.

Целью моей системы является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе, которые способствуют становлению самостоятельной, деятельной и с активной жизненной позицией творческой личности. С первого по третий классы существовала система чередования поручений. Каждый ребенок попробовал свои силы в работе разных комитетов. В четвертом классе учащиеся не только сами выбрали комитет, но и самостоятельно разрабатывали функциональные обязанности члена комитета.

Структура самоуправления

Особенность системы работы в классе была определена работой всей школы с 2003 года в рамках городской экспериментальной площадки (ГЭП) второго уровня по теме "Влияние ученического самоуправления на формирование воспитательного пространства округа". Работа в рамках ГЭП позволила педагогическому коллективу создать систему ученического самоуправления, республику "Вселенная "Содружество" с многомерной организационной структурой.

Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Предлагаю ознакомиться с моей системой ученического самоуправления, которая, по моему мнению, успешно функционирует.

Какой вариант структуры самоуправления самый целесообразный? Как лучше распределить поручения? Как организовать работу в комитетах? Отвечая на эти вопросы, я осуществляла выбор оптимальной модели самоуправления. А выбор комитетов, распределение ребят по комитетам и их функционал обсуждались вместе с детьми.

Далее я вам предлагаю ознакомиться с организационной структурой ученического самоуправления в моем классе.

Это наша планета Почемучки".

Схема самоуправления планеты“Почемучка” по целям деятельности.

Моя система является основой всех совместных дел класса. В качестве примера хочу привести один из сценариев классного часа, который ребята готовили самостоятельно. В конце очередного классного часа я объявляю тему следующего и предлагаю детям, распределившись по комитетам, предварительно спланировать работу их комитета при подготовке к классному часу, отталкиваясь от функциональных обязанностей комитета. Планируя дело, комитет выбирает для себя один из вопросов, по которому будут искать информацию. Спустя три минуты дети высказывают свои предложения. Я корректирую и направляю детские инициативы по теме классного часа. Неделю ребята приносят материалы, отбирают лучшее, интересное. Я, как классный руководитель, корректирую их работу, тактично направляю в нужное русло.

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема “ СУДЬБА ПРИРОДЫ В НАШИХ РУКАХ ”

Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; познакомить с Красной книгой, с экологическими правилами; учить бережно относиться ко всем компонентам природы; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать гуманное отношение к природе.

Эпиграф на доске: Земля должна быть достойна человека, и для того,

чтоб она была вполне достойна его, человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать свое жилье, свой дом.

А. М. Горький

Ход занятия

I. Сообщение темы и целей занятия.

Учитель. Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? В чем? Почему? Как вы понимаете тему “Судьба природы - наша судьба”? Сегодня мы подробно ответим на эти вопросы и еще раз убедимся в красоте природы.

П. Экологические проблемы.

Учитель. Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек - это одно целое.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

III. Давайте построим "Экологический город". Выберите кирпичики, которые подойдут для этого города.

Учитель. Михаил Пришвин сказал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять родину”.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека.

В каком экологическом городе жили ЭТИ люди? Построим город.

IV. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется “Красной книгой”.

- Почему выбран красный цвет? (Красный цвет - это сигнал тревоги)

(Комитет "Порядок" представляет материалы из “Красной книги ”.)

V. Учитель. Сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и ее охране! Ребята, а вы можете такие стихи прочесть сейчас?

(Комитет "Знание" читает стихи.)

VI. Учитель. Я уверена, что вы будете беречь все живое на Земле, охранять природу. Но чтобы оказать помощь природе, надо многое знать. Давайте проверим ваши знания.

("Библиотечный комитет" проводит подготовленную викторину на экологическую тему.)

VII. Физминутка.

(Проводит "Физкультурный"комитет. Загадки о животных. Имитация движений животного.)

VIII. (Комитет "Досуг"предоставляет кроссворд.)

Ребята должны решить кроссворд и прочитать фразу в выделенных клетках.

Фраза "БЕРЕГИТЕ ЖИВОТНЫХ".

IX. Экологические правила.

Учитель. Ребята! В июне 1980 года в нашей стране приняты законы об охране природы.

- Как мы можем помочь природе? Давайте составим правила “Помощь природе”.

Учащиеся получают заранее приготовленные заготовки на бумаге в виде кленового листа.

Заполните эти листочки правилом "Помощь природе".

X. Итог занятия.

Учитель (демонстрирует экологические плакаты комитета "Юные натуралисты").

Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас - леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это природа! Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите ПРИРОДУ!

Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,
Нам пировать позорно в счет будущего дня.

(Комитет "Юные журналисты" готовят стенгазету "Помощь природе".) Материалами газеты будут: экологический город, кленовые листочки "Помощь природе", экологические плакаты.