Использование интерактивной доски в учебном процессе

Разделы: Общепедагогические технологии


На сегодняшний день актуальным является использование в образовательном процессе интерактивные доски. Работа с интерактивными досками помогает преподавателям заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Используя такую доску, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской, с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Но при этом большинство преподавателей сталкиваются с проблемой освоения интерактивной доски, несмотря на умение работать с компьютером. С другой стороны, преподаватели, не знающие возможностей интерактивной доски, воспринимают её, как экран. Поэтому, прежде чем использовать интерактивную доску в учебном процессе, преподаватель должен изучить ее возможности.

С целью создания условий для развития у преподавателей специальных компетенций, востребованных в связи с использованием интерактивной доски в учебном процессе, нами был разработан курс семинаров «Использование интерактивной доски в учебном процессе».

Тематический план курса занятий:

№ п/п

Название семинара

Форма проведения

1. Знакомство с основами работы на интерактивной доске. лекция
2. Возможности интерактивной доски.
Работа с инструментами.
практикум
3. Возможности  использования цифровых образовательных ресурсов Интернет на занятии с применением интерактивной доски. практикум
4. Использование интерактивной доски на занятии. мастер-класс
5. Защита проектов занятий с использованием интерактивной доски. конференция

Таким образом, в результате проведения курса занятий, слушателями курса были разработаны, а некоторыми проведены открытые  занятия с использованием интерактивной доски,  составлен каталог  цифровых образовательных ресурсов Интернет  по разделам общеобразовательных и специальных медицинских дисциплин, разработаны методические материалы в помощь преподавателям по использованию интерактивной доски.

По окончанию курса занятий преподавателям было рекомендовано создать коллекцию цифровых образовательных ресурсов (фото, видео, аудио, flash и т.д.) по дисциплине, которыми он может воспользоваться при необходимости на занятии.

Приведем разработку некоторых занятий:

Занятие №1

Тема: Знакомство с основами работы на интерактивной доске.

Цель: Ознакомление с устройством интерактивная доска, её возможностями и преимуществами.

Метод: лекция с элементами беседы.

Оснащение: Презентация, видеофильм.

Техническое оснащение: Интерактивная доска «Smart Board», ноутбук, проектор

Ход занятия

1. Введение

Слушатели курса знакомятся с целью проведения семинара, тематическим планом курса занятий.

2. Лекция

Ведущий излагает теоретический материал (Приложение 1), который сопровождается компьютерной презентацией (Приложение 2).

3. Просмотр видеофильма

Демонстрация возможностей интерактивной доски проходит в процессе просмотра видеофильма. Данный видеофильм был снят на практическом занятии по технике лабораторных работ.
По окончании видеофильма преподаватель с участием, которого был снят видеосюжет, делится своими эмоциями, наблюдениями за учащимися, рассказывает о трудностях, возникших в ходе занятия, дает советы по подготовке занятия с использованием интерактивной доски.

4. Рефлексия

Слушателям предлагается обсудить следующие вопросы:

– Как изменились ваши первоначальные представления о возможностях использования интерактивной доски на занятиях?
– Какие вы увидели преимущества использования интерактивной доски на занятиях?
– Какие эмоции вы испытываете после сегодняшнего нашего занятия? (понравилось, не понравилось, что-то осталось не понятным.)

5. Домашнее задание

Познакомьтесь дополнительно с возможностями и преимуществом использования интерактивной доски по Интернет-ресурсам:
http://www.polyplasma.ru/doc/prezent/boards/2 – специализированное программное обеспечение для SMART Board
http://smartboard.com.ua/ru/data.htm – Примеры уроков с доской Smart Board
http://smartboard.ru – Электронные доски Smart Board – новые технологии в образовании

Занятие № 2

Тема:  Возможности интерактивной доски. Работа с инструментами.

Цель: Формирование умений работы с инструментами интерактивной доски

Метод: работа малыми группами

Техническое оснащение: Интерактивная доска «Smart Board», ноутбук, проектор

Раздаточный материал: задания для групп

Ход занятия:

1. Организационный момент

Объявляется тема, цель и задачи занятия

2. Мотивация

На прошлом занятии мы начали изучать интерактивную доску.
Интерактивные доски значительно помогают повысить  эффективность обучения, так как предоставляют огромные возможности использования наглядности подачи материала, быстрого поиска информации, творческого подхода и проведения урока.
Работая с доской, учащиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать, что способствует наилучшему усвоению материала, повышает мотивацию к обучению.

3. Введение нового материала

Большинство преподавателей сталкиваются с проблемой освоения интерактивной доски, несмотря на умение работать с компьютером. Поэтому, прежде чем использовать интерактивную доску в учебном процессе, преподаватель должен изучить ее возможности, базовые инструменты. (Приложение 3)

4. Практическая работа в группах

Вся аудитория делится на 3 группы по специфике преподаваемого предмета. Каждой группе предлагается выполнить задания на интерактивной доске, которые иллюстрируют возможности Интерактивной доски. Ведущий помогает справиться с затруднениями (Приложение 4)

5. Подведение итогов

– Какие функции интерактивной доски вам понравились?
– Появились ли у вас идеи по использованию интерактивной доски на своих занятиях?
– Работа с какими инструментами интерактивной доски оказались еще не доступными?

6. Домашнее задание

Разработать и провести занятие с использованием интерактивной доски. В конспекте необходимо прописать на каком этапе применяется интерактивная доска, конкретный инструмент интерактивной доски.