Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество ДОУ с семьей

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми. Каждый твой шаг, каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза или поднял руку, – всё это отзывается в сердце другого человека.

В.А.Сухомлинский

На разных этапах общественного развития менялось отношение государства к семье и к семейному воспитанию.

В 20-е годы писали, что семейное воспитание – это отсталое воспитание, отмечалась ограниченность кругозора родителей, бессистемность их воздействия на детей.

В тоже время педагоги Н.К.Крупская, Д.В.Менджерицкая, А А.В.Суровцева, Е.И.Тихеева, А.П.Шохина и др. считают, что в отрыве от семьи невозможно воспитать подрастающее поколение, необходимо постоянно устанавливать контакт с родителями.

Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки, учиться на чужих ошибках. В каждом дошкольном учреждении знают те семьи, в которых заложен передовой опыт семейного воспитания.

В настоящее время вопросами взаимодействия общественного и семейного воспитания занимаются Е.П.Арнаутова, ведущий научный сотрудник лаборатории социального развития им.А.В.Запорожца, Т.А.Данилина, заведующая Центром развития ребёнка д/с №183 г. Москвы, заместитель заведующего Т.С.Лагода. старший воспитатель ЦРР М.Б.Зуйкова.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе “Об образовании” в ст.18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

В «Стратегии социально – экономического развития Кировской области на период до 2020 года», принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319, говорится о том, что в максимальной степени будет удовлетворена потребность населения в услугах дошкольного образования. Охват детей дошкольным воспитанием к 2020 году возрастёт в 1,3 раза по сравнению с 2007 годом.

.Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно, сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Наблюдая за общением родителей и детей в детском саду, я выяснила, что большинство родителей имеет слабое представление об особенностях дошкольного возраста. Родители предъявляют к детям неадекватные требования, несоответствующие их возрасту. Кроме того, оказалось, что информации о воспитании и обучении детей, получаемой в ДОУ, предлагаемой ранее воспитателем недостаточно для понимания родителями того, какими видами деятельности дети занимаются в детском саду. Несмотря на обилие педагогической литературы, большинство родителей сельской местности совершенно не владеют элементарными педагогическими знаниями. Все это явилось для возникновения моего опыта. Поэтому данная система создает другие условия по работе с семьей.

Родитель выступает не в роли пассивного слушателя и исполнителя, а он должен быть сообщником, сотрудником в вопросах пропаганды здорового образа жизни, изучении закономерностей развития ребёнка (особенностях физического и психического развития на разных возрастных этапах).

Я определила дидактические цели:

  • Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья».
  • Создание условий через сотрудничество с семьёй для формирования у детей социальной компетентности.
  • Обогащение развивающей среды социально – значимыми объектами.

Для эффективного сотрудничества с родителями был составлен социологический паспорт семей, в котором отражены данные об образовании родителей, социальном статусе семьи, возрастном цензе родителей, о количестве детей в семье.

Поставила дидактические задачи:

  • Организация системного подхода по информированности родителей в вопросах обучения и воспитания детей.
  • Обогащение процессов общения между детьми и взрослыми, между родителями и воспитателями.
  • Сохранение физического и психологического здоровья детей.

Запросы, интересы, пожелания родителей, касающиеся вопросов здоровья, воспитания, образования детей, изучались при помощи анкетирования родителей. Изучив анкетные данные, был составлен план работы с семьёй. Направления в работе менялись с возрастом детей и потребностями родителей. Направление определяло и форму работы с семьёй: «круглый стол», деловая игра, диспут, семинар-практикум, консультация, беседа, родительское собрание, вечера-развлечения, брейн-ринг, решение проблемных педагогических задач, тестирование, досуговые формы общения детей и взрослых, вечер вопросов и ответов.
Но какая бы форма не применялась, обязательно должен быть взаимный контакт и сотрудничество между воспитателем и родителями, между воспитателем, родителями и детьми. Должен идти творческий процесс, во время которого каждая из сторон получает ответы на интересующие вопросы и уходит с занятия с ясной для себя целью.

Активные методы сотрудничества с семьёй:

1. Школа молодых родителей:

– организация секций по интересам

2. Родительский клуб:

«Гостиная»
– «Мастерская»

Так, в ясельной группе в «Школе молодых родителей» работало 3 секции: “Здоровье”, “Приобщение ребёнка к окружающему миру “, “Учим общению”. В младшей и средней группах работало 4 секции: “Как вырастить ребёнка здоровым”, “Как развить познавательные и сенсорные способности у ребёнка”, “Психологическое развитие детей”, “Учим общению, учимся общению”. В старшей группе работало тоже 4 секции, но несколько были изменены их направления. Одна секция совмещала вопросы психологического и познавательного развития. И отдельно была выделена секция “Готовность ребёнка к школе”.

На занятия секции “Как вырастить ребёнка здоровым” выносились вопросы о причинах частых заболеваний ОРВИ у детей, о проведении закаливающих мероприятий в детском саду и дома, которые включали в себя и точечный массаж, и гимнастику для глаз, и дыхательную гимнастику. Родителям предлагались мнения учёных о качественном проведении прогулок с детьми. Родители знакомились со спортивным оборудованием, имеющимся в детском саду, с задачами физического воспитания детей. Воспитатели, физкультурный работник, медсестра давали рекомендации по ведению здорового образа жизни в семье, проводились спортивные праздники. Родители в свою очередь делились своим опытом и познаниями в этой сфере.

При проведении анализа заболеваемости родителям было предложено заполнить анкеты, которые включали личные вопросы. Из данных анкетирования выяснилось, что высокой заболеваемости детей способствуют следующие факторы риска:

– вредные привычки родителей (курение, употребление спиртного) – 83%
– частота заболеваний ОРВИ других членов семьи (более 2 раз в год) – 61%
– наследственные заболевания у родителей – 33%
– неблагоприятное течение беременности – 88%
– осложненные роды – 55%
– Кесарево сечение – 16%
– лечение антибиотиками в период заболевания (снижает иммунитет) – 100%

Секция “Учим общению, учимся общению” включала в себя проведение праздников и развлечений, которые стали традицией в группе, а именно, “День именинников”. На этих праздниках дети, родители, воспитатели являются самыми активными участниками. В подготовке праздников задействованы и родители, и сотрудники группы В старшем возрасте вводится новая форма общения детей, родителей, воспитателей – родители приглашаются в детский сад в дневное и вечернее время для проведения бесед с детьми о своей профессии, рассказа о своём увлечении, для проведения экскурсий, прогулок, или просто для активного общения с детьми.

На занятиях секции “Развитие познавательных интересов и сенсорных способностей” рассматривались вопросы о способах активизации мыслительной деятельности детей, о приёмах и методах, побуждающих детей к поисковой деятельности, о развитии творчества в изодеятельности. На таких занятиях родители были не просто слушателями, им предлагалось испытать свои силы и способности в лепке, рисовании, ручном труде, аппликации, тем самым лучше понять и почувствовать своих детей.

Вопросы развития восприятия, памяти, мышления, воображения, речи у детей дошкольного возраста рассматривались на секции “Психологическое развитие детей”. Родители знакомились с различными диагностиками, способами активизации и развития психических процессов, учились проведению элементарной диагностики в виде наблюдения за детьми, ведению записей в дневнике.

Родители чаще всего неверно понимают то, как подготовить ребёнка к поступлению в школу. Они включают в это понятие умение ребёнка читать, считать, писать. Да, такие умения ребёнка не будут лишними. Но задача дошкольного учреждения, прежде всего, подготовить ребёнка к школе физически, эмоционально, психологически. Вопросы такого характера рассматривались на секции “Готовность ребёнка к школе”.

План работы секций я составляла в перспективе на учебный год. Это давало возможность родителям определиться в выборе посещения того или иного занятия. Работа в секциях распределялась по кварталам, одно занятие – в месяц.

Так, с 2006 по 2008 год, когда поступили в группу дети с 1,5 – 2 лет, была организована работа «Родительского клуба» в двух формах: «Гостиной» и «Мастерской».

В «Гостиной» решались задачи по приобретению родителями педагогических знаний о развитии детей раннего возраста, по информированности родителей об особенностях психологического и физического состояния детей в период адаптации к детскому саду (велись индивидуальные дневники наблюдения), по обмену родительским опытом по воспитанию детей раннего возраста. С позиции ценностного взгляда на феномен родительства, рождение ребёнка – огромный стимул для взрослого как бы заново «взрослеть» вместе с ребёнком, так как даёт возможность увидеть в своей жизни новые смыслы и пересмотреть прежние. Этим определяется смысловая доминанта родительской компетентности.

В «Мастерской» решались задачи по обучению родителей методом и приемам для улучшения их взаимоотношений с детьми, по вовлечению родителей в развивающее педагогическое пространство, по привлечению к участию их в повседневной жизни детского сада. Здесь я пыталась показать родителям, что их духовная составляющая будет проявляться в осознанном принятии ценности детства, что позволяет открыть для себя «лицо» своего ребёнка и открыть «лицо Детства». Родителям необходимо было понять, что впервые опыт эмоционального содействия и контакта ребёнок получает в своей семье, адаптируясь к укладу её жизни, степени гармоничности взаимоотношений, к которым ребёнок кровно принадлежит и в которых участвует. Здесь родительская компетентность представляет согласованное взаимодействие обоих супругов как родительской пары, как «команды».

Занятия «Гостиной» и «Мастерской» чередовались, проводила я их 1раз в месяц, использовала разнообразные формы их организации. С родителями обговаривалась тематика и время проведения, что позволяло учитывать личные интересы родителей, их занятость.

Без сотрудничества ДОУ с семьёй трудно решать вопросы воспитания, развития и обучения ребёнка. Важным механизмом формирования социальной компетентности у детей является

– сотрудничество с семьёй;
– создание социализирующейразвивающей среды;
– расширение социального окружения детей.

Если в ДОУ и семье к детям не предъявляются единые требования, даётся разная оценка его поведения, используются разные подходы к воспитанию, то у ребёнка затрудняется формирование навыков поведения, привычек, представлений, эмоциональной и познавательной сферы.

Для расширения социального окружения дошкольников регулярным стало посещение детей других возрастов в ДОУ, активизировалась работа по сотрудничеству с ближайшим социальным окружением, а именно, библиотекой, школой, Домом культуры. Родители в этом направлении работы стали первыми помощниками.

В моей системе работы обязательным условием является проведение двух родительских собраний в каждой возрастной группе. Первое проводится в начале учебного года, на котором воспитатели знакомят родителей с задачами воспитания и развития детей на предстоящий год. Второе – в конце учебного года, где подводятся итоги по достигнутым успехам детей. Объявления на родительские собрания писала в стихах:

Уважаемые родители!
Об успехах своих детей узнать вы не хотите ли?
Просим отбросить все ваши дела
И поспешить к нам в группу сюда.
Здесь будет психолог и врач педиатр,
Вам даст консультацию наш музыкант.
Так много о детях узнаете вы,
За них ваши сердца гордости будут полны.

Одним из решающих факторов успешной работы с семьёй должно быть постоянное побуждение родителей к сотрудничеству с воспитателями. В качестве таковых я использовала объявление благодарности родителям за оказанную помощь ДОУ на информационном стенде, в средствах массовой информации, поздравление родителей с праздниками, днём рождения, со знаменательными событиями в семье, поздравление с днём рождения детей с вручением им памятной открытки.

Данная система работы с семьёй имеет большие преимущества:

  • родители являются первыми педагогами своих детей, поэтому работа в секциях выстраивалась с учётом индивидуальных особенностей развития личности ребёнка.
  • ДОУ – помощник, добрый советчик и мягкий корректировщик для семьи в вопросах физического, социального и психологического развития детей.
  • родители принимают активное участие в “жизни” группы и ДОУ. Проявляют инициативу по созданию развивающей среды: изготовлены уголки социализации, оформлены генеалогические древа детей, установлены спортивные уголки. Принимают участие в конкурсах, проводимых в детском саду. Так в конкурсе ДОУ «По созданию условий для театрализованных игр в группе» в 2006 году участники (родители, воспитатели) заняли 2-е место, в конкурсе ДОУ «По созданию познавательной среды» в 2005 году – 3-е место, в конкурсе ДОУ «Лучший участок детского сада» в 2007 году – 1-е место.
  • родители оказывают добровольное и осмысленное содействие педагогу в вопросах воспитания детей.
  • сотрудники ДОУ и родители предъявляют единые требования к личности ребёнка, что ведёт к её гармоничному развитию.

Освоение образовательной программы детьми на высоком и среднем уровне за последние три года (2006-2009) составляет 92%.

Воспитанники принимают активное участие в проводимых районных конкурсах:

  • в районном конкурсе «Зелёный огонёк»
  • в районном конкурсе детского творчества «Образы Земли» (номинация детский рисунок «Ландшафт и качество жизни»)

Так же участвуют в совместных мероприятиях с объектами социального окружения:

библиотекой –

  • участвовали в утреннике «Поэзия доброты» к 100-летию Агнии Барто;
  • посещали мультсеансы;
  • посещали персональные выставки картин Кировских художников:
  • – Ираиды Кирилловны Домниной (акварель, масло)
  • – Татьяны Павловны Дедовой (акварель)
  • работ детского творчества: Галимзянова Кирилла (ученика 7»а» класса МОУ СОШ п.Безбожник);
  • принимали участие в экологической акции «Покормите птиц»;

школой –

  • дети подготовительной к школе группы участвовали в предметной неделе трудового обучения детей под девизом «Без труда нет добра»:

– занимательный час «Путешествие в мир профессий»
– экскурсия по школе
– посещение выставки изделий учащихся.

  • проводилась экскурсия в краеведческий музей школы;
  • участвовали в викторине «Из прошлого предметов».

Совместное мероприятие с ОАО «Майсклес»: экскурсия детей подготовительной группы на Нижний склад по переработке древесины.

Дети младшего дошкольного возраста охотно участвовали в экскурсиях по детскому саду (в методический кабинет, в медицинский, на кухню, в прачечную, в кабинет к заведующей, на склад к завхозу, к кладовщику), общались и играли с детьми старшего дошкольного возраста в утренние и вечерние часы, принимали участие в совместных прогулках.

Для фиксации динамики социальной компетентности у дошкольников я применяла следующие формы:

– вела дневники наблюдения;
– оформила индивидуальные «Портфолио успеха»;
– проводила диагностику продуктов деятельности детей.

«Портфолио успеха» дошкольника включает разделы:

  • Информация родителей
  • Информация педагога
  • Информация ребёнка

«Информация родителей»содержит сведения о ребенке, ожидания родителей, достижения ребенка, которые отметили сами родители.

«Информация педагогов»включает записи наблюдений за ребенком, проявление его инициативы, самостоятельности, осознанного поведения в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

«Информация ребенка»рисунки, игры, которые он сам придумал, рассказы («Рассказы о себе», «Мои друзья», «Мои игрушки»), различные поделки, которые сфотографированы.

Мой опыт работы с семьёй используется на практике сотрудниками нашего детского сада. Коллеги применяют в работе с родителями разнообразные формы. Так, в 2007-2008 учебном году коллективом детского сада была организована работа «Родительского клуба». В проведении занятий принимали участие все педагогические работники ДОУ. Занятия носили информационно – теоретический характер. На 2008-2009 учебный год запланирована работа клуба «Выходного дня». Родители вместе со своими детьми смогут отдохнуть и с пользой провести время. Для них сотрудниками детского сада будут организованы различные развлекательные и познавательные мероприятия. Руководство детского сада, воспитатели осуществляют сотрудничество с родителями и через средства массовой информации, в частности через газету «Знамя труда», что способствует формированию социальной компетентности, как родителей, так и детей.

Работая длительное время, я написала «Гимн воспитателей», где отражается полное взаимодействие семьи и педагога по воспитанию детей дошкольного возраста, что раскрывает суть сотрудничества ДОУ с семьёй.

Гимн воспитателей

Слова Тумановой Е.Л. старшего воспитателя детского сада (на мотив песни «Мы желаем счастья вам…»)

1. В мире, где царит покой земной,
Где ты как ребёнок озорной,
Где любую глупость можешь совершить.
Детям отдаёшь себя сполна,
И эмоций новая волна
Делает счастливее, счастливее тебя.

Припев:

С детством нам всегда по пути,
В сердце часть его сохрани, от горя заслони
И вовремя на помощь приди.
С детством не расстанемся мы,
И своей идее верны,
Как в море корабли
Не ищем тихой гавани.

2. В мире, где тебе покоя нет,
Где бывает много детских бед,
И, остаться в стороне, нет уж больше сил.
Нужно, чтобы летом и зимой
С каждым малышом был дом родной,
С каждым малышом был дом родной и согревал теплом.

Припев:

С детством нам всегда по пути,
В сердце часть его сохрани, от горя заслони
И вовремя на помощь приди.
С детством не расстанемся мы,
И своей идее верны,
Как в море корабли
Не ищем тихой гавани.