Урок русского языка "Текст. Ознакомление с текстом-описанием"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока: дальнейшее формирование умения отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст; учить определять тему и главную мысль текста; повторить признаки текста; развивать умение определять и различать текст-описание; развивать внимание, память, речь; воспитание уважения, терпеливости при работе с одноклассниками в группе и в паре.

Оборудование: 1) раздаточный материал для работы в парах; 2) изображение кота (мозаика) для работы в группах; 3) надписи типов текста; 4) картинка сказочного героя (Чебурашка).

Этапы урока Ход урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Актуализация знаний и умений учащихся на основе повторения изученного о тексте На парте печатный материал для работы в парах.
Приложение 1
-Сегодня на уроке мы будем говорить о текстах, будем учиться распознавать тексты, познакомимся с новым научным термином.

-Прочитайте предложения, записанные под № 1.

-Можно утверждать, что прочитанные предложения являются текстом?

-Почему? Что такое текст?

-Прочитайте предложения под № 2.

-А в данном случае можем утверждать, что это текст?

-Почему?

-Прочитайте предложенные названия к тексту, выберите подходящее.

-Какое слово может оказать помощь при выборе названия текста?

-Объясните лексическое значение слова.

-Как же озаглавили текст?

Текст читает вслух один ученик.

-Да, можно.

-Группа предложений, связанных по смыслу, объединены одной темой, записаны в строгом порядке.

Предложения читает другой ученик.

-Нет.

-Предложения не связаны между собой по смыслу, не выражают общую мысль.

Дети работают в парах, обсуждая совместно название текста.

-Драчливый.

-Любящий драться.

-Драчливый землекоп.

2.Ознакомление с текстом-описанием. Работа над новым материалом. Класс делится на группы. В каждой группе не более 5-7 человек. Группы получают изображение кота, разрезанное на несколько частей в виде мозаики.
Рисунок 1

Ученик читает текст для всего класса.
Приложение 2
-Следующий этап работы поможет нам познакомиться с новым научным понятием.

-Ребята, вы будете сейчас работать в группе. Слушайте внимательно мнение других ребят.

-Соберите картинку.

 

-Посмотрите, кто пришел к нам в гости на урок?

-Как бы вы хотели назвать его?

-А хотите узнать, как на самом деле зовут котика?

-Но это не так просто! Нужно быть очень внимательным!

-Как же зовут нашего гостя?

-Что же нужно поменять, чтобы мы смогли называть кота Пафнутием?

-Что говорится в тексте о глазах, какого они цвета?

-А у нашего кота?

-Сколько нужно будет нарисовать картинок, чтобы описать нашего кота?

-Почему?

Дети работают в  группах.

-Кот.

Дети называют клички.

-Да, хотим.

Ответы различные (не верный-Пафнутий, верный ответ-описание не нашего кота)

-Цвет глаз.

-Зеленые.

-Желтые.

-Одну.

-Все видно: кто изображен, какого цвета глаза, шерсть, усы.

3.Вывод учащихся, введение нового понятия. На доску вывешиваются понятия: описание, рассуждение, повествование.

После выбора описания остальные надписи убираются с доски.

-Ребята, прочитайте названия типов текстов, с которыми мы будем с вами знакомиться на уроках русского языка.

-Как вы думаете, с каким типом текста мы познакомились сегодня?

-Конечно, вы правы! Это текст-описание.

-А сколько картинок нужно нарисовать для такого текста?

Ученик читает для всего класса.

Учащиеся выбирают безошибочно описание.

-Одну.

4.Первичное закрепление нового материала. Раздаточный материал у каждого ученика.
Приложение 3

После выполненного задания можно провести беседу.

-Теперь вам нужно будет поработать самостоятельно. У каждого из вас есть текст и рисунок к этому тексту.

-Прочитайте внимательно и раскрасьте картинку так, как велит текст!

-Про кого прочитали текст?

-А что говорится про него?

-Какой это текст?

-А сколько картинок нарисовано после текста?

-Ребята, посмотрите у друг друга рисунки. Верно ли раскрасили ослика?

Дети самостоятельно читают предложенный текст. Далее работают с рисунком, если необходимо перечитывают текст неоднократно.

-Про ослика.

-Какие глаза, ушки, носик и т.д.

-Описание.

-Одна.

Дети обсуждают в парах, находят несоответствие рисунка и текста, корректируют свою работу.

5.Составление текста-описания. Работа ведется фронтально. На доске – картинка сказочного героя появляется после отгадывания загадки.
Рисунок 2

Поскольку целью урока не является обучение составлению текста-описания, поэтому нужно предложить детям план, по которому они будут рассказывать.
Этот этап  можно организовать как устную работу учащихся, так и письменную.

-К нам пришел еще один гость.

-Отгадайте загадку и вы узнаете кто это.

-Загадка:

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
А зовется ….

-Конечно же вы узнали следующего гостя.

-Как вы думаете, почему я повесила картинку, где Чебурашка один? Какой тип текста попробуем составить?

На доске запись:
1.рост
2.цвет
3.голова и уши
4.глаза

Чебурашка.

-Будем описывать сказочного героя. Другие изображения не нужны. Будем составлять текст-описание.

Дети составляют текст-описание по предложенному плану и записывают в рабочие тетради. Параллельно ведется редактирование предложений, текста.

6.Итог урока.   -О чем говорили на уроке?

-Что нового узнали про тексты?

-С каким типом мы познакомились сегодня на уроке?

-Понравилось работать с такими текстами?

-Мне очень понравилось, как вы работали на уроке: дружно, внимательно слушали мнения других ребят, следили за ходом урока, были участниками урока, а не просто слушателями. Молодцы! Урок окончен!

-О текстах (другие ответы детей).

-Тексты могут быть различных типов.

-С описанием.

Дети высказывают свое мнение.

7.Домашнее задание. Этот этап урока строится в зависимости от уровня подготовленности, обученности класса. Возможны несколько вариантов заданий.
Составить текст-описание ( по предложенной картинке). Этот задание может выполняться фронтально, индивидуально, по группам.