Задачи урока: дальнейшее формирование умения отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст; учить определять тему и главную мысль текста; повторить признаки текста; развивать умение определять и различать текст-описание; развивать внимание, память, речь; воспитание уважения, терпеливости при работе с одноклассниками в группе и в паре.
Оборудование: 1) раздаточный материал для работы в парах; 2) изображение кота (мозаика) для работы в группах; 3) надписи типов текста; 4) картинка сказочного героя (Чебурашка).
Этапы урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Актуализация знаний и умений учащихся на основе повторения изученного о тексте | На парте печатный материал для работы в парах. Приложение 1 |
-Сегодня на уроке мы будем говорить о текстах, будем учиться распознавать тексты, познакомимся с новым научным термином.
-Прочитайте предложения, записанные под № 1. -Можно утверждать, что прочитанные предложения являются текстом? -Почему? Что такое текст? -Прочитайте предложения под № 2. -А в данном случае можем утверждать, что это текст? -Почему? -Прочитайте предложенные названия к тексту, выберите подходящее. -Какое слово может оказать помощь при выборе названия текста? -Объясните лексическое значение слова. -Как же озаглавили текст? |
Текст читает вслух один ученик.
-Да, можно. -Группа предложений, связанных по смыслу, объединены одной темой, записаны в строгом порядке. Предложения читает другой ученик. -Нет. -Предложения не связаны между собой по смыслу, не выражают общую мысль. Дети работают в парах, обсуждая совместно название текста. -Драчливый. -Любящий драться. -Драчливый землекоп. |
2.Ознакомление с текстом-описанием. Работа над новым материалом. | Класс делится на группы. В каждой группе не более 5-7 человек. Группы получают изображение кота, разрезанное на несколько частей в виде мозаики. Рисунок 1 Ученик читает текст для всего класса. Приложение 2 |
-Следующий этап работы поможет нам познакомиться с новым научным понятием.
-Ребята, вы будете сейчас работать в группе. Слушайте внимательно мнение других ребят. -Соберите картинку.
-Посмотрите, кто пришел к нам в гости на урок? -Как бы вы хотели назвать его? -А хотите узнать, как на самом деле зовут котика? -Но это не так просто! Нужно быть очень внимательным! -Как же зовут нашего гостя? -Что же нужно поменять, чтобы мы смогли называть кота Пафнутием? -Что говорится в тексте о глазах, какого они цвета? -А у нашего кота? -Сколько нужно будет нарисовать картинок, чтобы описать нашего кота? -Почему? |
Дети работают в группах.
-Кот. Дети называют клички. -Да, хотим. Ответы различные (не верный-Пафнутий, верный ответ-описание не нашего кота) -Цвет глаз. -Зеленые. -Желтые. -Одну. -Все видно: кто изображен, какого цвета глаза, шерсть, усы. |
3.Вывод учащихся, введение нового понятия. | На доску вывешиваются понятия: описание, рассуждение, повествование.
После выбора описания остальные надписи убираются с доски. |
-Ребята, прочитайте названия типов текстов, с которыми мы будем с вами знакомиться на уроках русского языка.
-Как вы думаете, с каким типом текста мы познакомились сегодня? -Конечно, вы правы! Это текст-описание. -А сколько картинок нужно нарисовать для такого текста? |
Ученик читает для всего класса.
Учащиеся выбирают безошибочно описание. -Одну. |
4.Первичное закрепление нового материала. | Раздаточный материал у каждого ученика. Приложение 3 После выполненного задания можно провести беседу. |
-Теперь вам нужно будет поработать самостоятельно. У каждого из вас есть текст и рисунок к этому тексту.
-Прочитайте внимательно и раскрасьте картинку так, как велит текст! -Про кого прочитали текст? -А что говорится про него? -Какой это текст? -А сколько картинок нарисовано после текста? -Ребята, посмотрите у друг друга рисунки. Верно ли раскрасили ослика? |
Дети самостоятельно читают предложенный текст. Далее работают с рисунком, если необходимо перечитывают текст неоднократно.
-Про ослика. -Какие глаза, ушки, носик и т.д. -Описание. -Одна. Дети обсуждают в парах, находят несоответствие рисунка и текста, корректируют свою работу. |
5.Составление текста-описания. | Работа ведется фронтально. На доске – картинка сказочного героя появляется после отгадывания загадки. Рисунок 2 Поскольку целью урока не является обучение составлению текста-описания, поэтому нужно предложить детям план, по которому они будут рассказывать. |
-К нам пришел еще один гость.
-Отгадайте загадку и вы узнаете кто это. -Загадка: Он дружок зверям и детям, -Конечно же вы узнали следующего гостя. -Как вы думаете, почему я повесила картинку, где Чебурашка один? Какой тип текста попробуем составить? На доске запись: |
Чебурашка.
-Будем описывать сказочного героя. Другие изображения не нужны. Будем составлять текст-описание. Дети составляют текст-описание по предложенному плану и записывают в рабочие тетради. Параллельно ведется редактирование предложений, текста. |
6.Итог урока. | -О чем говорили на уроке?
-Что нового узнали про тексты? -С каким типом мы познакомились сегодня на уроке? -Понравилось работать с такими текстами? -Мне очень понравилось, как вы работали на уроке: дружно, внимательно слушали мнения других ребят, следили за ходом урока, были участниками урока, а не просто слушателями. Молодцы! Урок окончен! |
-О текстах (другие ответы детей).
-Тексты могут быть различных типов. -С описанием. Дети высказывают свое мнение. |
|
7.Домашнее задание. | Этот этап урока строится в зависимости от уровня подготовленности, обученности класса. Возможны несколько вариантов заданий. Составить текст-описание ( по предложенной картинке). Этот задание может выполняться фронтально, индивидуально, по группам. |