Цель:
- познакомить с основными сведениями жизни и творчества В.Драгунского;
- учить анализировать художественное произведение;
- способствовать развитию навыков выразительного осознанного чтения;
- воспитывать любовь ко всему живому.
Оборудование: аудиозапись, презентация, ребус, словарь черт характера человека
Ход урока
№ УЭ | Содержание | Управление деятельностью | ||||
1.0. | Организационный момент. Цель: подготовить учащихся к работе. Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась. На ваших ладонях лежит цветок. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением и начнем наш урок. |
Проверка готовности. “Цветок добра”. |
||||
1.2. | Мотивация учебной деятельности. Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Учитель: (строго) – Позвольте вас спросить, дорогие ученики, чьи это вещи перед доской навалены? У нас гости, а в классе беспорядок? Что все это значит? Ученик:
Учитель:
– На уроке у нас будет присутствовать смех. А так как это урок литературного чтения, то смех этот будет в литературном произведении |
Шутливый диалог учителя и ученика.
Самоосмысление. |
||||
1.3. | Подготовка к основному этапу. Цель: создать условия для подготовки и освоения нового – Разгадайте ребус и вы узнаете автора, с которым мы сегодня познакомимся. (Драгунский.) – Вы дома путешествовали на машине времени в гости к Драгунскому. Что вы узнали? Поделитесь увиденным и услышанным. – Дома вы читали его произведения. В каком жанре работал писатель? (Рассказы.) – Докажите. (Есть повествование, небольшой объем, небольшое число героев, описывается один эпизод.) – Какие рассказы вы читали Драгунского? – Что их объединяет? (Смех.) – Как вы считаете, каким человеком был Драгунский? (Писатель любит своих героев, он понимает их чувства, бывает, он подшучивает над героями, но эта шутка добрая, с любовью.) – На уроке мы в этом убедимся. – Прочитайте тему урока, расшифровав запись: Чт. л.б.т М .шк. Поставим себе цель. Должны знать…. (произведение) Должны уметь: ….(анализировать текст) |
(Слайд 2.)
(Слайд 3, 4.) Дети рассказывают биографию.
(Слайд 5.)
Тема урока (Слайд 6.) Целеполагание. |
||||
2.0
2.1 |
Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание способов действий. – Откройте учебник, прочитайте заглавие рассказа. Рассмотрите иллюстрацию. – Сделайте свои предположения, о ком или чем рассказ? |
Самоосмысление.
Высказывания детей. |
||||
2.2 | Словарная работа. Кавалерист – воин на коне. Лань – быстрое животное рода оленей. Зельц – вид колбасы. Боржом – минеральная вода. Частик – рыба. Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром. |
Жужжащее чтение. (Слайд 7.) |
||||
2.3. | Первичное восприятие текста. | Прослушивание аудиозаписи. Учащиеся следят и подчеркивают встретившиеся слова из словарной работы – прием “Молния”. | ||||
2.4. | Проверка первичного восприятия. – Подтвердились ли ваши предположения по жанру произведения, главных героях? В чем вы были правы? (Неправы?) – Что рассмешило в рассказе? – От чьего имени ведется рассказ? Бывают произведения, написанные автором, не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “я”. Перед нами именно такое произведение, где повествование ведет не автор, а герой – рассказчик . – Какова же тема произведения? Выберите подходящую по смыслу пословицу: “На вкус и цвет товарища нет”. “Не хлебом единым жив человек”. – Достичь цели урока нам поможет схема. – Кто главный герой? (Мишка и Дениска.) –Что у них общего? |
Высказывания детей.
Табличка на доске. (Слайд 8.)
(Слайд 9.) |
||||
Физминутка. | Музыка Шопена. | |||||
3.0
3.1.
3.2.
|
Первичное закрепление знаний. Цель: формирование целостной системы знаний. Работа над содержанием. – Куда зашли ребята и кого они встретили? – Что любил учитель пения? – Почему учитель любит именно музыку Шопена, польского композитора и пианиста? (Она очень красивая, завораживающая, наполняет сердце радостью.) – Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом – Как помогает музыка Шопена понять характер учителя? (Добрый, душевный человек – такая же и музыка.) – Что любит Дениска? Докажите словами из текста. – Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.) – Как вы это понимаете? (Природа, космос, животные.) – Как это характеризует Дениску? Докажите.(Любознательный.) – Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным.) – Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка. – Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.) – Подберите синоним к слову “надулся” – Как вы понимаете слова учителя “поведай тайну души своей”? – Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка? Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами. (Разные разности.)
– Подтвердите текстом и передайте голосом что любит Мишка. – Как одним словом сказать? (Продукты.) – Что можно сказать о Мишке? (Обжора, сластена.) – Выберите слово, которое характеризует Мишку – Чем же отличаются герои? – Чего ждал Мишка ? (Похвалы.) – Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.) – Почему? Это кульминационный момент. – Чего ждал учитель от Мишки? – В какой момент изменилось настроение Мишки? – На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным.) Почему? (Это главное – ради чего живет человек на земле.) – Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел.) – А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.) – Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал.) – Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное. – Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича? – Только ли нам смешно было? Почему грустно? – Как к героям относится сам автор? (К Дениске с уважением, к Мишке с юмором, но учит.) – Как вы относитесь к мальчикам? – Как вы считаете, какова идея произведения? |
Самоосмысление.
Чтение через кальку в ППС.
Выборочное чтение. Характеристика героя.
Характеристика героя с использованием словаря в МГ. Чтение по ролям в ППС.
в МГ.
Карточка.
Самоосмысление. |
||||
4.0 | Итог урока. Цель: самоанализ достигнутого |
|||||
4.1 | – Почему по-разному ребята ответили на вопрос о том,
кто что любит? (В жизни нет одинаковых людей и в литературе нет
одинаковых героев.) – А может ли Мишка измениться? (Человеку свойственно меняться в лучшую сторону.)И автор тоже в это верит – Какой совет вы бы дали Мишке? (Любить свою семью.) 2008 год – год семьи. – Достигли ли мы целей урока? |
(Слайд 10.) Воспитательный момент. Самоосмысление. |
||||
5.0 | Домашнее задание. Творческий пересказ. Сочинение “Что я люблю”. |
Разноуровневые задания Самовыбор. (Слайд 11.) |
||||
6.0 | Рефлексия. – Было ли вам интересно на уроке? – Кто доволен собой? – Оцените себя |
Самооценка. (Слайд 12.) |