Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Экологическая тропа"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Закреплять знания детей о лекарственных растениях.
  • Учить распознавать и называть лекарственные растения, деревья по листьям, цветам и плодам.
  • Учить видеть красоту леса и радоваться ею.
  • Расширять представления об охране природы, закреплять правила поведения в природе.
  • Учить передавать в рисунке впечатления от окружающего, использовать элементы  
  • аппликации.
  • Развивать образное восприятие, воображение, творчество.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Словарная работа: название лекарственных растений.

Материал: иллюстрации лекарственных растений, деревьев, игровые зоны «Лес», «Поляна», дидактическая игра «Угадай что, где растет?», аудиозаписи «Голоса птиц», «Шум леса», П.Чайковский «Вальс цветов», заготовки животных из цветной бумаги, восковые карандаши, клей, кисточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Дети сидят полукругом. Воспитатель читает  стихотворение «Птичка» В. Туманского

Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.

Ночь холодная настанет,
От реки туман пойдет;
Птичка-душенька устанет,
Спит, и петь перестаёт.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

–  Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на кассете.
– А где можно услышать голоса птиц в природе? (В лесу, в парке)
– Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречаем здесь? (К нам прилетают воробьи, вороны, голуби. Мы наблюдали как ворона звала других ворон к себе.)
– Как мы с вами заботимся о птицах? (В кормушку насыпали корм, кормили голубей хлебными крошками).
– Для того чтобы на территории детского сада пели птицы, взрослые и старшие дети охраняют зеленые насаждения, сажают цветы.
– А вы знаете правила поведения на территории детского сада? (Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы. Если кто-то идет на встречу, надо уступить дорогу, но не надо вставать на клумбу. Если увидишь мусор, надо подобрать его. Нельзя рвать цветы, траву, ломать ветки.)
– Молодцы, вы все правильно сказали. А скажите в лесу можно рвать цветы, траву? (Нет) вот и на знаке нарисовано (показ знаков) 1). Не рвите в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! 2). Не сломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

2. – А теперь пройдем на полянку. (Дети вместе с воспитателем подходят к стенду «Лекарственные растения»)
– Посмотрите, какие травы вы здесь видите? (Крапива, одуванчик, лопух, мать-и-мачеха и т.д.).
– Многие растения не только украшают лес, поляну, но и приносят большую пользу людям – лечат их. Например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, тогда она быстрее заживет.

Ребенок читает стихотворение «Подорожник».

Грело солнце, капал дождик
И в лесу, на бугорке,
Вырос гибкий подорожник
В Арлекинском колпаке.

– Какую пользу приносит мать-и-мачеха людям? (Листья ее сушат, заваривают как чай, и пьют такой чай от кашля).
– Что же такое лекарственные растения? (Это растения, которые приносят пользу людям, лечат их.)
Уже много веков люди применяют лекарственные растения для лечения болезней и их знания дошли до современности.
Лекарственные растения служат сырьем для приготовления различных целебных препаратов:  настоек, мазей, пластырей, смесей, порошков. Лекарства приготавливаются на специальных заводах, в аптеках, лабораториях и отпускаются населению по рецептам врачей. Сотни людей, которые воспользовались этими препаратами и излечились от неизлечимых или трудноизлечимых болезней, обрели вторую жизнь благодаря силе природы, которая заложена в лечебных лекарственных растениях.
Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но этикеток здесь нет. Ядовитые растения могут выглядеть также привлекательно, как и самые безобидные представители лекарственной флоры, поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача.
– Какие правила поведения в лесу вы знаете? (В лесу надо ходить по тропинке,  чтобы не мять траву, чтобы не наступить на жучков, муравьев)
– Посмотрите, какой я вам знак еще покажу. 3) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!

3. Физминутка

«Лес»

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы. Ребятишки.
Замедляем дети шаг.
И на месте стой! Вот так.

4. – Посмотрите, мы с вами пришли в лес. (Дети вместе с воспитателем подходят к оформленному уголку «Лес»)

– Кто знает стихотворение про лес?

Ребенок читает стихотворение «Лес».

Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какие птицы?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь – мы. Свои.

Погореловский

– Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его красотой. (Звучит запись шума леса)
– Назовите деревья, которые растут в лесу. (Береза, ель, сосна, рябина, клен и т.д.)
– Много разных деревьев в лесу, вы правильно назвали их. А как их отличить? (У березы ствол белый, листочки мелкие, круглые, а у рябины ствол темно-коричневый, листочки узкие, продолговатые. У елки иголки.)
– На каком дереве всю зиму висят ягоды? (На рябине) Правильно, мы с вами наблюдали как зимой снегири клевали рябинку. А какое дерево наряжают один раз в год? (Елку)
Загадка «Русская красавица стоит на полянке,
В зеленой кофточке, в белом сарафане» (Береза)

5. Дидактическая игра «Угадай, что где растет?» (Лес, луг)

6. – Кто знает пословицы и поговорки о природе?

  • Лес – богатство и краса, береги свои леса.
  • Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
  • Лес – наше богатство.
  • Рощи да леса – всему свету краса.
  • Растение – земли украшение.

– Вот сколько пословиц и поговорок вы знаете о лесе. Сегодня мы с вами вспомнили как надо правильно вести себя в лесу. Не забывайте заботиться о родной природе не только на территории детского сада, но и в лесу, в парке, чтобы всегда было красиво, чтобы цветы цвели, птицы пели.

7. В конце занятия предложить детям создать общий плакат «Лес – наше богатство».

(Творческая деятельность детей. Звучит «Вальс цветов» П.Чайковский).