Цель: показать значимость сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в формировании высоконравственных качеств личности.
Задачи:
- Совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное: выразить собственное суждение, раскрыть авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь.
- Прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.
- Воспитывать лучшие нравственные качества школьников: доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом.
- Формировать навыки исследовательской работы.
Метод: проблемно-проектная дискуссия.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
– Добрый день!
Сегодня нас вновь ждет удивительная встреча. Мы познакомимся со сказкой, которая переведена на 118 языков и по праву считается одной из самых читаемых книг на свете после Библии. Это «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери – сказка для взрослых, которые не забыли своего детства, и для детей, которым неминуемо предстоит войти в мир взрослых.
Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Часто слово «философия» используют как синоним к слову «мудрость». Действительно, в сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей о дружбе, ответственности, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей.
Но актуальны ли в нашем XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?
Я приглашаю вас к размышлению над важными философскими вопросами о человеческой жизни.
Темой нашего урока станет высказывание из сказки Экзюпери: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил…»
Запись даты и темы в тетрадь.
2. Работа творческих групп с текстом
Первая часть нашего урока пройдет в виде защиты ваших презентаций, которые вы самостоятельно приготовили в группах литературоведов.
Оценивать ваши проекты будет экспертный совет, у которых есть оценочный лист с критериями. После защиты ваших проектов им будет предоставлено слово.
Критерии оценки защиты ученической презентации (Приложение 1).
– Как вы думаете, почему сказку «Маленький принц» называют детской книгой для взрослых? (Дети увидят в ней сказку, а взрослые вспомнят свое детство и научатся лучше понимать детей).
Действительно, сказка построена на сопоставлении двух миров – мира взрослых и мира детей. Экзюпери скажет о себе: «Кажется, я никогда уже не был счастлив, после детства».
– Как отразилась эта мысль в сказке? Каким предстаёт в ней мир взрослых? Как изображается Маленький принц и его планета?
3. Результаты исследовательской работы представят руководители групп литературоведов.
1 группа литературоведов – «Маленький принц и его планета»
- Кто такой Маленький принц?
- Почему автор говорит, что баобабы опасны? Что они символизируют?
- Почему Маленький принц покидает Розу?
В ходе исследования мы рассматривали проблему: «В чем же необычность Маленького принца?»
Маленький принц жил на планете – астероиде Б-612, твердо усвоив правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету». Каждый день он чистил свои вулканы и вырывал ростки баобабов.
Экзюпери говорит нам: «Дети, берегитесь баобабов!» Чем же они опасны? Проанализировав сказку, мы пришли к следующим выводам.
В прямом значении эту фразу можно понять так:
Маленький принц рассказывает о том, что если баобаб не распознать вовремя, то он завладеет всей планетой, и его корни могут разорвать ее в клочья.
Сказка эта метафорична, поэтому баобабы могут символизировать следующее:
- Поскольку Экзюпери создавал свою сказку в 1942 году, в то время, когда его родная Франция была оккупирована фашистами, баобабы – могут быть символом фашистской угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное растение, и это привело к гибели многих людей. Если внимательно посмотреть на рисунок, то можно увидеть, что кроны баобабов напоминают взрывы, которые раздирают планету на части. Писатель с помощью символического образа призывал всех людей планеты к ответственности за все происходящее на Земле.
- Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. Экзюпери говорит нам о том, что, если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это потом можно дорого поплатиться. Чтобы нести в себе только свет и добро, душа обязана трудиться.
На планете Маленького принца растет Роза – красивый и капризный цветок. Но все капризы её лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц еще не знает, что такое любовь и поэтому решает отправиться в странствие, чтобы «найти себе занятие да поучиться чему-нибудь».
«Нет, взрослые и правда поразительный народ», – говорил себе Маленький принц, продолжая путь по планетам. Согласны ли вы с этой мыслью? Слово 2 группе литературоведов
2 группа литературоведов – «Маленький принц и обитатели астероидов»
- С кем из взрослых знакомится Маленький принц во время своего путешествия?
- Почему у астероидов вместо названий номера?
- Что ценно для обитателей астероидов?
- Можно ли считать эти ценности настоящими?
В ходе исследования мы искали ответ на вопрос: «Какое открытие совершил Маленький принц в своих странствиях?»
Маленький принц отправляется странствовать и оказывается на планетах-астероидах, которые имеют общие черты: нет названия; очень маленькие; живёт один человек, и этот человек – взрослый.
Каждый астероид имеет свой номер – от 325 до 330, – как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на болезнь современного мира – разъединение людей, обитающих в соседних квартирах, словно на разных планетах.
Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслуживают хорошего названия своему дому.
Используя такой литературный прием, как гипербола, Экзюпери показывает, что ценно для обитателей астероидов:
- для короля – власть
- для честолюбца – тщеславие
- для пьяницы – употребление спиртных напитков
- для делового человека – богатство
- для фонарщика– верность своему слову, работа
- для географа – накопление знаний.
Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.
Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе. Нигде Маленький принц долго не задерживался, потому что все взрослые думали только о себе.
Мы, вслед за Маленьким принцем видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:
- зачем власть, если нет подчинённых?
- зачем слава, если нет поклонников?
- зачем жить, если стремишься к забвению?
- зачем богатство, если его некуда деть?
- зачем работа, если она бессмысленна?
- зачем наука, если она не основана на фактах?
- Зачем? Зачем? Зачем?
Маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди.
Из всех встреченных Маленький принц особо выделяет обитателя пятой планеты – фонарщика и даже хочет с ним подружиться. Почему? Фонарщик – единственный человек, который думал не о себе, он был верен слову, он умел работать не покладая рук, вопреки лени и трудностям освещать людям путь.
Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка. И в счастье спасения, в мерцании этого далекого огня, может быть, впервые возник фонарщик. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах.
Всю жизнь быть для людей, для любимого или простого близкого человека маяком – в этом, наверное, счастье человека. Не о фонарщике ли думала поэтесса Вероника Тушнова, когда писала:
Море мое пустынно,
на море тишь да гладь...
Может быть, это стыдно –
так безнадежно ждать?
Напрасный огонь лучится,
виден издалека...
Я не могу отлучиться
с забытого маяка.
Я не могу отлучиться
ни на единый час:
вдруг что-нибудь случится с тобой...
А огонь погас!
Таким образом, за время своего путешествия Маленький принц встречается с разными взрослыми. И все они, кроме фонарщика, занимаются бессмысленными вещами. Они заняты собой и не подозревают, что суть жизни открывается только зрячему сердцу.
Слово экспертному совету (количество баллов и оценка, комментарий)
4. Дискуссия
– Итак, Маленький принц путешествует... Но, как мы увидели из исследования литературоведов, маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди. Маленький принц попадает на большую прекрасную Землю. Может быть, здесь он найдёт ответы на свои вопросы?
– Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что здесь изображено?
(Место в пустыне Сахара, где Маленький принц явился к летчику, потерпевшему аварию, из другой галактики.)
Ребята, почему именно в пустыне происходит действие?
- «Пустыня одиночества» – так говорит герой во второй главе, он одинок, поэтому и оказался в пустыне.
- В пустыне человек может взглянуть на себя со стороны, понять цену и смысл своей жизни.
- Да, автор отправляет своего героя в пустыню, потому что именно там можно встретить истинного человека, живущего созерцательной жизнью.
– Получается, что пустыня учит думать. Помните, автор произносит: «Пустыня хороша оттого, что в ней скрываются родники».
– С кем сначала встречается Маленький принц на Земле? (змея, цветок, Лис). Каждая встреча несёт ему что-то новое, но это уже не узнавание порока, а познание мудрости.
– Что же узнаёт Маленький принц? Объясните, как вы поняли эти мудрости?
- Змея: «Среди людей тоже может быть одиноко». (Взрослые живут не сердцем, а разумом. Они вечно спешат, не видят прекрасного вокруг себя, а замечают лишь цифры. Люди разучились дружить и любить.)
- Цветок: «Люди – их носит ветром! У них нет корней». (Нет корней – нет привязанности к другому, нет ответственности перед другим, нет постоянства).
– Почему в русских сказках героиня – лиса, а у Экзюпери – Лис? Символом чего является Лис? (Лиса в русских сказках – хитрая, коварная. Лис – напротив, символ мудрости. Лис щедро поделился с Маленьким принцем своими секретами, своей мудростью.)
– Назовите секреты Лиса. Секреты, о которых люди когда-то знали, но забыли.
- «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
– Что значит приручить?
В прямом смысле «приручить» означает «укротить дикое животное», «сделать его ручным». «Приручить» – создать узы (так говорил Лис)
Приручение – обряд. В нём есть что-то от ритуального танца: с каждым днём двоим надо всё ближе садиться друг к другу, постепенно раскрывать свое сердце, узнавать друг друга.
– А можно ли увидеть эти узы?
Это невидимые узы от сердца к сердцу. Их нельзя увидеть, их можно только почувствовать. Приручить – создать узы любви, единения душ. Приручить – значит, сделать мир значительным и щедрым, ведь все в нем напоминает о любимом существе: оживут звезды, зазвенят в небе серебряные колокольчики, напоминающие смех Маленького принца. Приручить – значит, связать себя с другим существом нежностью, любовью, ответственностью.
– Сразу ли появляется тяга людей друг к другу?
– Прокомментируйте фразу, сказанную в ответ на просьбу Лиса приручить его: «Я бы рад, но у меня так мало времени».
Лис говорит мудрые слова, заставляет героя и читателя задуматься над проблемой дружбы и ответственности. «Узнать можно только те вещи, которые приручишь... Надо запастись терпением». Получается, чтобы иметь друзей, нужно дарить им всю душу, отдавая самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни», – сказал Лис Маленькому принцу.
Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.
– За кого в ответе Маленький принц? (За Розу, за планету...).
– Почему? (Без него они погибнут!)
– А за кого вы в ответе?
- «Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать».
– Как вы понимаете выражение? (Приходится расставаться).
– Кого на Земле приручил Маленький принц? (Лиса, лётчика).
– Как вы думаете, останется ли память о Маленьком принце у них? (Волосы – колосья золотой пшеницы (Лис); звёзды смеются – память (лётчик)).
– Вспомним последние строчки из сказки: «Вот уже 6 лет, как мой друг вместе со своим барашком меня покинул. И я пытаюсь рассказать о нём для того, чтобы его не забыть. Это очень печально – когда забывают друзей».
- Свой самый важный секрет Лис заключил в формулу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
– Почему сердце зорче глаз?
Только сердцем можно почувствовать любовь, грусть, нежность. «Зоркое сердце» означает способность к духовному зрению. Когда Лис был сам по себе, он глядел равнодушно на всё, кроме кур и охотников. Приручившись, он обретёт способность видеть сердцем — не только золотые волосы друга, но и золото пшеницы.
Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу.
Любовь к кому-то одному может быть перенесена на многие вещи в мире: подружившись с Маленьким принцем, Лис полюбит и «шелест колосьев на ветру».
– Как понять эти слова? Давайте вспомним Розу на планете Маленького принца.
– Сумел ли понять Маленький принц свой цветок у себя дома? Почему? (Большое видится на расстоянии).
– Когда он понял, что ошибся? (Теперь Маленький принц знает, что его роза – единственная, потому что он ее «приручил». Она одна дороже ему всех роз на свете, потому что только ей он отдал частицу сердца, он приручил её и теперь за нее в ответе.)
– А мы с вами всегда ли умеем понять близких нам людей? Почему? (Не чувствуем сердцем).
– Какой секрет открыл Лис, какую мудрость дарит он нам?
Прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом, во что душа вложена.
Лис учит истинному пониманию дружбы. Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили, и ты тоже должен приручить. Но всегда нужно помнить: ты всегда в ответе за того, кого приручил.
5. Обобщающая беседа
– Что понял Маленький принц во время путешествия? Какие слова показались и вам самыми важными? (зачитать афоризмы из тетради)
- «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»;
- «Среди людей тоже одиноко»;
- «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»;
- «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»;
- «Там хорошо, где нас нет»;
- «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»;
- «У каждого человека свои звезды»;
- «Надо судить не по словам, а по делам»;
- «Единственная настоящая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения»;
- «Самое трудное – судить себя. Это куда труднее, чем судить других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
– Составьте и запишите в тетради «Свод заповедей Маленького принца»
- необходимо трудиться каждый день,
- поддерживать порядок на своей планете,
- нельзя жить без любви и дружбы,
- надо ценить и уважать человека,
- никогда нельзя забывать близких тебе людей,
- людям нужна красота и доброта,
- нужно быть терпеливым,
- уметь преодолевать грусть и уныние,
- учит судить не по словам, а по делам,
- приносить людям пользу,
- делать добро,
- быть верным слову,
- прощать слабости окружающим людям, быть к ним снисходительными.
– Актуальны ли в нашем XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?
– Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.
– Из ваших примеров видно, что Заповеди Маленького принца не реализуются людьми на планете Земля в полном объеме. Так что, будем жить, как живем ИЛИ…?
– Что же оказывается по-настоящему ценным на Земле?
Оказывается, по-настоящему ценным является желанный глоток воды, одна-единственная роза… Надо только научиться отвечать за жизнь на земле, любить и доверять своему сердцу. «Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым».
Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, вы не забудете заветов Мудрого Лиса и заповедей Маленького принца.
Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку может грозить одиночество даже среди толпы, что не имеющий корней – обречён на гибель.
6. Заключительное слово учителя.
Вот и пришло время расстаться со сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Над нею и улыбнешься и взгрустнешь, а главное – непременно задумаешься. Сказка эта мудрая и человечная. Сент-Экзюпери говорит в ней о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете – Земля. А Маленький принц будит нашу душу, взывает к совести, надеется на наше завтрашнее выздоровление.
7. Подведем итоги (рефлексия)
- Чем запомнился вам сегодняшний урок?
- Что было важно в сегодняшней встрече?
- О чем пришлось задуматься? Что было трудно?
8. Дифференцированное домашнее задание.
- Чему научила меня сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»?
- Написать сочинение-эссе, взяв в качестве темы одно из мудрых изречений Антуана де Сент-Экзюпери.
Звучит песня «Маленький принц» (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева).