Мастерство учителя как один из важнейших факторов успешной реализации стандартов второго поколения

Разделы: Начальная школа


В 2011 году начальная школа начнет учиться по новым образовательным стандартам. Ни для кого не секрет насколько  важны личность учителя, его профессионализм и педагогическое мастерство. Ведь именно от нас учителей зависит насколько спокойно, качественно, без серьезных проблем  пройдет вхождение начальной школы в русло новых образовательных стандартов.

Рассмотрим, в чем же заключается педагогическое мастерство учителя. Итак, педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Элементами педагогического мастерства учителя являются:

  • Гуманистическая направленность личности учителя, которая весьма многогранна: ориентация на себя – самоутверждение, ориентация на детский коллектив, на средства педагогического воздействия, на цели педагогической деятельности.
  • Профессиональные знания, которые направлены на науку, методику преподавания, психологию и педагогику. Особенностью профессиональных знаний является их комплексность и личностная окрашенность. На основе профессиональных знаний формируется профессиональное сознание – принципы и правила, лежащие в основе действий и поступков.
  • Педагогические способности указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности: коммуникативные (общительность, расположенность к людям), перцептивные (профессиональная зоркость, педагогическая интуиция), динамизм личности (способность к волевому воздействию и логическому убеждению), эмоциональная устойчивость (умение владеть собой), оптимистическое прогнозирование, направленное на становление личности каждого ученика, креативность (способность к творчеству).
  • Педагогическая техника – форма организации поведения учителя (умение управлять собой, умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач).

К критериям  педагогического мастерства можно отнести: целесообразность, продуктивность, оптимальность, творчество.

Нельзя не отметить тесную связь педагогического мастерства и педагогического творчества. Педагогическое мастерство подразумевает использование учителем хороших образцов педагогического труда, опробированных и отработанных. В свою очередь педагогическое творчество имеет два уровня: 1) использование существующих знаний и расширение области их применения, 2) создание совершенно нового подхода, изменяющего привычный взгляд.

Наиболее распространенный путь – через опыт к мастерству.

Весьма важными являются психолого-педагогические вопросы самообразования и самовоспитания  учителя, которые связаны с соответствием предъявляемых учителю качеств с тем, что есть на самом деле. Каждый учитель должен задать себе вопрос: «Соответствую ли я тем требованиям, которые предъявляются к  современному учителю». Далее нужно проанализировать это соответствие или несоответствие и разработать программу самообразования и воспитания. В основу работы по самосовершенствованию и самовоспитанию должна быть положена общая подготовка учителя как резерв повышения квалификации и профессионального мастерства. В нее включают: общетеоретическая научная подготовка,  общедидактическая и психолого-педагогическая подготовка.

Каждый учитель должен критически смотреть на себя, анализировать свою деятельность и искать пути самосовершенствования. Понятно, что этот процесс неодномоментный, происходит в условиях взаимодействия с другими людьми (школьниками, коллегами, родителями).

Рассмотрим методы самосовершенствования педагогов:

  • Самопознание (самонаблюдение – фиксация и анализ педагогической деятельности, самоанализ – критическая оценка, сравнение с идеалами, самоиспытание – происходит в учебной или воспитательной деятельности).
  • Самооценка (объективность, критика коллег).
  • Самостимулирование (необходимы качества: воля, целеустремленность).
  • Самопрограммирование (программа самосовершенствования).
  • Самовоздействие (приемы: самоинструкция, самоконтроль, самоубеждение, самопринуждение).

Итак, каковы же современные требования к учителю:

  • Глубокое знание теории предмета
  • Отличное методическое вооружение
  • Знание теории воспитания и методики воспитательной работы
  • Знание педагогики и психологии
  • Знание дидактики
  • Нравственно-эстетические качества
  • Искусство общения
  • Культура речи
  • Сформированность педагогических умений
  • Владение современными педагогическими технологиями
  • Педагогический кругозор
  • Высокое качество уроков
  • Высокий уровень внеклассной работы
  • Творческий подход
  • Методический вклад педагога и т. д.

Таким образом,  можно сказать, что успешность реализации стандартов второго поколения, в большой степени зависит от учителя, который даст своим ученикам возможность самостоятельно добывать знания, принимать решения, ставить цель, искать пути реализации этих целей, оценивать свои действия и результаты своих действий, то есть сформирует универсальные учебные действия. И, конечно, педагогическое мастерство учителя сыграет в этом  далеко не последнюю роль.

Список литературы:

  1. С.Б. Елканов «Основы профессионального самовоспитания будущего учителя»
  2. А.К. Маркова «Психология труда учителя»
  3. И.А. Зязюн «Основы педагогического мастерства»
  4. Л.М. Митин «Психология пофессионального развития учителя»