Создание графических моделей при изучении темы "Цитология"

Разделы: Биология, Информатика


Цели урока:

  • закрепление понятий и навыков работы с электронной таблицей Microsoft Excel;
  • обобщение и закрепление материала по теме: "Основы цитологии"
  • построение графических моделей, используя знания по биологии.
  • развивать навыки формализации при решении информационных задач с помощью средств электронного процессора;
  • развивать способность анализировать и обобщать изученный материал.
  • восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов;

Оборудование:

  • Глобус, модель глаза, муляж сердца человека, карточки с заданиями, компьютеры, интерактивная доска, магнитная модель клетки.

Программное обеспечение:

  • Кинофрагмент "Строение клетки", презентация "Строение клетки" (Приложение 2), файл для интерактивной доски "Строение клетки" (Приложение 1).

Ход и содержание урока

I. Подготовка учащихся к началу урока:

  • организационный момент;
  • объявление темы и целей урока;
  • инструктаж по ТБ.

II. Организация процесса повторения

Учитель информатики:

Фронтальный опрос по вопросам:

  • Что такое моделирование? (определение)
  • Что такое модель?
  • Приведите пример модели.
  • Что относят к материальным моделям?
  • Что относят к информационным моделям?
  • Приведите пример "объект один - моделей множество"?
  • Приведите пример "модель одна - объектов множество"

III. Эвристическая беседа.

Обсуждение вопросов: Опираясь на тему нашего урока, предположите, модель чего мы будем сегодня создавать. Что необходимо для создания модели?

Возможный ответ: Модель клетки. Для этого необходимо знать состав и функции клетки.

Учитель биологии: Биология изучает многообразие форм жизни. Различаясь между собой рядом существенных признаков, они имеют общее - клеточное строение.

1. Какие царства живого вы знаете?

2. По какому принципу они были выделены?

3. Что их объединяет?

Сегодня существует много мнений о происхождение и развитие жизни на Земле, но все знают о клеточном строении всего живого, поэтому мы сегодня не только рассмотрим клетку, но и при помощи моделирования покажем уникальность строения клетки, ее целесообразность.

Давайте вместе вспомним о строении клетки и функциях органоидов.

  • Цитология -
  • Биохимия -
  • Клетка -
  • Типы питания живых организмов.
  • Существуют ли на нашей планете организмы имеющие неклеточное строение?
  • Каково строение клетки?
  • Дать определение прокариотческим и эукариотическим организмам.
  • Дать определение аэробным и анаэробным организмам.

IV. Индивидуальная работа.

1. Построить у доски модель клетки с использованием магнитного наглядного пособия.

2. Подписать органоиды клетки на интерактивной доске. (Приложение 1)

3. Показать, как при помощи презентации облегчить усвоение темы "Строение клетки" в 5-8 классах. (Приложение 2)

Дополнительные вопросы при выполнении индивидуальной работы:

  • Чем отличается животная клетка от растительной?
  • Выявить их отличия и связать с типом питания (автотрофы и гетеротрофы).
  • Перечислите функции органоидов клетки:
    • клеточная мембрана-
    • рибосомы-
    • лизосомы-
    • эндоплазматическая сеть-
    • аппарат Гольджи-
    • клеточный центр-
    • митоходрии-
    • хлоропласты-
    • вакуоли-
  • Связаны ли строение и функции органоидов клетки?
  • Какой органоид мы не описали почему его называют главным? Каковы его функции и строение?
  • Почему цитоплазму называют внутренней средой клетки? Является ли она органоидом?

На какие группы разделяют все химические элементы, входящие в живые организмы почему?

V. Актуализация знаний.

Сегодня цель урока использовать знания, полученные на уроках биологии в информатики, т.е. суметь построить модели, чтобы использовать их для дальнейшего изучения и повторения темы: "Основы цитологии" в старших классах.

Учитель информатики:

Мы рассмотрели несколько моделей. Каким одним словом их можно охарактеризовать. Для чего создана каждая из них? (Учебные, для изучения наук в школе).

Самый быстрый и наглядный способ представления числовых данных с помощью компьютера - это диаграммы. На карточках имеется три задания, каждая таблица - это информационная модель, надо эти модели визуализировать, т.е. построить диаграммы.

Таблица 1. Содержание органических и неорганических веществ в клетке.

Соединения Количество (в %)
Вода 79
Минеральные соли 1
Белки 10
Углеводы 3
Жиры 5
Нуклеиновые кислоты 1,5
АТФ 0,5

Таблица 2. Содержание макро и микроэлементов в клетке.

Элементы Количество (%)
Кислород 70
Углерод 15
Водород 9
Азот 2,2
Кальций 2
Фосфор 1
Калий 0,4
Сера 0,2
Хлор 0,1
Магний 0,03
Натрий 0,03
Микроэлементы 0,025
Железо 0,015

Таблица 3. Ионный состав морской воды и жидкости клетки человека.

Элементы Морская вода (%) Клетки человека (%)
Na 100 100
K 2,74 3,99
Ca 2,79 1,78
Mg 13,94 0,66
Cl 136,8 84,0
SO4 7,10 1,73

VI. Практическая работа.

Используя программу MS Excel построить диаграммы к данным таблицам.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Задание на дом.

  • Биология. Опираясь на параграф из учебника "Строение клетки", доказать, что клетка-биосистема.
  • Информатика. Подготовить материал для создания информационной модели "Генеалогическое древо потомков Владимира Мономаха".