Конспект урока математики во 2-м классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Способ округления»

Разделы: Начальная школа


Эпиграф к уроку. “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…”

Цели:

  • отработка вычислительных навыков при сложении и вычитание чисел в пределах 100 (новый способ - округления);
  • использовать упражнения, подготавливающие к изучению действий умножения и деления;
  • развивать любознательность и литературный интерес к шедеврам русской литературы на примере сказок А.С. Пушкина;
  • использовать различные виды работы на уроке: фронтальный, индивидуальный опрос, групповая, работа в парах;
  • развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать математическую речь, интерес к математической науке;
  • воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • доска, мел, карточки для индивидуальной и работы в парах, а также:
  • учебник Математика, часть 1. Б.П.Гейдман;
  • портрет А.С.Пушкина и иллюстрации И.Я.Билибина к сказкам А.С.Пушкина;
  • выставка книг со сказками А.С.Пушкина из школьной и домашней библиотеки ;
  • выставка рисунков учащихся “У лукоморья”;
  • телевизор и фрагмент “Сказка о царе Салтане” художественный фильм (1966, “Мосфильм”; режиссёр А.Л. Птушко);

Аудиозапись “Сказки о царе Салтане” в исполнении артистов.

Ход урока

1.Организационный момент.

Дежурные организуют детей на урок, проверяют готовность к уроку.

Учитель сообщает тему и цели, которые ставит перед учениками на уроке.

Тема знакомая, но сегодня дети откроют для себя что-то новое.

Обращает внимание на этапы урока.

На доске запись: устный счёт, новый материал, самостоятельная работа, геометрический материал, логическое задание,

Учитель отмечает наиболее важные из них и занимательные этапы восклицательным знаком (ставятся таблички с !)

Ученики озвучивают свои цели на текущий урок.

Например, “На уроке я буду стремиться быть максимально внимательным и активным, попытаюсь получить несколько знаков благодарности от учителя”

2. Актуализация опорных знаний.

(на доске) Записаны выражения на сложение и вычитание.

  • 30+65
  • 7-3
  • 74-20
  • 43+29

Предлагается, не вычисляя, сказать, какие вычисления сделать будет легко, удобно, быстро (те, где есть круглое число). Повторяем определение “круглого числа”. Выслушиваются 2-3 ответа учащихся.

№2.Фронтальная работа.

Работа с числовыми веерами.

- Дополнить число до ближайшего круглого числа. Повторить правила работы с веером. Числа указкой показывает учитель, а ученики находят ответ на числовом веере. Запись на доске:

58, 32, 39, 77, 91, 9, 63, 42.

Комментируется каждый выбор, поощряется правильный ответ.

3. Устный счёт.

№1.Работа в парах.

Учитель наблюдает за распределением доли задания в паре.

У каждого ученика на парте увеличенная копия таблицы к №1.Вычислив значение выражений, следует отгадать зашифрованное слово. Дети фиксируют результат в таблице. Первая пара уч-ся получает право выполнить задание на доске. Дети рассказывают о том, как они распределили свою работу в паре, почему добились успеха, благодарят друг друга за помощь. Получают награду – картинку “трудовая пчела Майя”.

Таблица 1

18 25 31 48 90 48 54 66 96
Л у к о м о р ь е

- Отгаданное слово где могли слышать раньше?

- Что оно обозначает? (морской залив)

- Кто знает автора и правильное название произведения, в котором упоминалось это слово?

- “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди” Александра Сергеевича Пушкина (показ портрета А.С.Пушкина и просмотр иллюстраций в сборнике сказок)

Портрет Александра Пушкина. 1827. Холст, масло.

Учитель:

И каждый раз нам Пушкин нов, его читаем снова, снова.
И каждый из его стихов мы наизусть учить готовы.

- Встаньте и продекламируйте напамять отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”. (Учитель демонстрирует книги на выставке, дети рассматривают в них иллюстрации, обмениваются впечатлениями о знакомых сказках).

И.Я Билибин “Лукоморье”

- Автор этих сказок - А.С. Пушкин. Были сказки написаны не для детей, для взрослых. Кто знает, сколько сказок он написал? Если нет, узнаете, расскажете другим.

Сегодня мы остановимся на “Сказке о царе Салтане…”

4. Работа над новым материалом.

Работа в тетрадях после записи числа.

Учитель ведёт объяснение алгоритма вычислений, выполняя запись на доске. Ученики помогают в рассуждении, как следует вычитать и складывать двузначные числа, используя округление их до десятков.

Использование и отработка нового способа закрепляется на примерах:

№3. (1, 2 пример.) Выполнить действия, используя округление.

Физкультминутка. На доске записаны строчки:

Учитель:

Вы работали ОТЛИЧНО!
Отдохнуть не прочь сейчас?

Ученики:

И зарядка нам привычно
На урок приходит в класс.
Чудеса на целом свете! (встают около своих парт)
Стали маленькими дети, (Присаживаются)
А потом все дружно встали – (встают)
Великанами вдруг стали. (поднимают руки вверх).

5. Решение задач.

№4. Чтение условия, вопроса задачи. Анализ задачи.

Просмотр фрагмента кинофильма “Сказка о царе Салтане…”, где из морской пучины выходят “тридцать витязей”.

img3.jpg (38359 bytes)

Тридцать три богатыря. Иллюстрация к сказке "Сказка о царе Салтане". -Художник - А.Куркин, 1961

- Как можно назвать по-другому ВИТЯЗЕЙ? Подберите синонимы (богатыри, воины). Карточки с этими словами прикрепляются к доске.

Самостоятельное решение задачи в тетрадях выражением со скобками.

Проверка: ученик, решивший первым, записывает и объясняет, какой записал ответ к задаче. (Ставится отметка)

6. Самостоятельная работа.

По вариантам дается задание, у доски - индивидуальные ответы.

  • 1 вариант:№7 - 1 столбик, №8
  • 2 вариант: №7 – 2 столбик,№8.

Проводится проверка – сверить с ответами на доске. (Ставится отметка отвечающим).

7. Геометрические задания.

Двум ученикам предлагается из 6 одинаковых прямоугольников разного цвета составить квадрат на скорость. Ученикам предлагается выполнить чертёж в тетради и вычислить периметр полученного квадрата.

(Р=2+2+2+3+3+2+2+2+3+3=24см)

8. Итог урока.

Чем занимались на уроке?

- Что нового узнали?

- Кому захотелось перечитать сказки А.С.Пушкина?

- Какие задания выполнять было трудно, а какие интересно?

9. Домашнее задание.

- Дома поупражняетесь в вычислениях, используя способ округления №3 (3,4) и решите задачу №5.