Университет классных руководителей

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Времена меняются, а вместе с ними и подростки. Вчерашние школьники с вопросом «Почему?» превратились в школьников с вопросом «Зачем?». Современные подростки - это дети, чей мир перенасыщен информацией. Ученики нашей школы представители самых разных национальностей, их у нас более пятнадцати. Кроме того, школа является профильной - с углубленным изучением биологии и химии. Все эти критерии ставят перед учителями непростую задачу – воспитать успешного выпускника. Становится ясно, что современному классному руководителю требуется современная система работы со школьниками.

В начале учебного года, при планировании работы, на базе методического объединения классных руководителей был создан "Университет классных руководителей" (УКР). Основная задача университета - это обучение и выстраивание системы работы классного руководителя в новых условиях. Сама идея обучения через методическое объединение не нова, но в современных условиях явно нуждается в корректировке, что мы и сделали в нашем образовательном учреждении. Мы думаем, что обновление формы методического сопровождения классного руководителя повлечет за собой обновление форм работы с учащимися в классах. На первом занятии для всех классных руководителей были подготовлены студенческие билеты с личным фото педагога. Забавно, но получить подобные знаки отличия захотели и педагоги свободные от классного руководства. В педагогической среде вспыхнул неподдельный интерес к УКР. Занятия проводятся два раза в триместр. Мы планируем первый этап деятельности УКР на два года. Сквозной темой первого года стало «Выстраивание системы единого воспитательного пространства в школе, в классе». (План занятий первого года представлен в приложении у автора). В конце учебного года для участников УКР планируется своеобразный итоговый зачет. Результатом обучения в УКР для классных руководителей предполагается выработка единого направление при планировании воспитательной работе с классом. Это не унифицированный план воспитательной работы, а живое планирование с использованием игровых технологий, широкого спектра тематики классных часов, взаимодействие параллелей, все то, что предполагается на занятиях УКР.

Целью второго года обучения планируется тема «Выстраивание основ демократического общения всех сторон образовательного пространства». В рамках курса предполагается ведение лекций и практических занятий о современных принципах работы с подростками, формах взаимодействия и программах, которые предлагает общество для молодежи. Программ для развития подростков и молодежи много, для себя мы выбрали программы AWARD, SAPS, «Интел – Путь к успеху».

Международная программа самосовершенствования подростков AWARD. Современная общественная жизнь требует такой организации воспитательной и образовательной деятельности, которая формирует у ребенка с раннего детства ориентацию и установку на саморазвитие во всех видах его повседневной жизнедеятельности. Поэтому воспитание и образование включают в качестве обязательного условия приобретение умений за счет внутренних сил преодолевать все возникающие трудности. Механизм, обеспечивающий реализацию этой задачи, включает в себя:

  • умение четко поставить цель тех изменений в себе, которые хотелось бы осуществить в какой-либо конкретной деятельности,
  • выбор оптимального варианта достижения поставленной цели,
  • концентрацию воли, как той внутренней силы, которая обеспечивает преодоление возникших трудностей,
  • терпение, как психическую способность в течение необходимого промежутка времени концентрировать необходимую для работы энергию,
  • самоконтроль в процессе реализации поставленной цели и в процессе ее достижения.

Программа AWARD помогает развивать необходимые качества в ребенке комплексно:

  • физическое здоровье - ребенок начинает следить за ним сам и содействовать его укреплению;
  • в личном мастерстве школьник ставит перед собой цель освоить новый для себя навык деятельности и совершенствовать его в дальнейшем;
  • общественно - полезная работа школьника, направленна на улучшение ситуации в конкретном случае.
  • исследовательско-экспедиционная деятельность, позволяет, участвуя в посильном походе, в команде с другими сверстниками, учиться выстраивать взаимоотношения и быть полезным в любой ситуации.

Очень важно своевременное признание окружающих, а особенно для подростка. Достигнув положительных результатов во всех четырех сферах деятельности и развив в себе необходимые качества, участник программы получает знаки признания бронзовой, серебреной, золотой степеней. Всю деятельность ребенка в программе сопровождает уникальная возможность общения со сверстниками из разных стран. С российскими авардистами мы знакомы уже более двух лет. И активно участвуем в совместных мероприятиях. На летних и зимних каникул школьники выезжают в международные лагеря, в течение года принимают участие в форумах и общественно-полезных акциях совместно с авардистами других регионов и стран.

Программа SAPS является логичным дополнением образовательной деятельности нашей школы, профиль которой углубленное изучение биологии и химии. Участвуя в этой программе, учащиеся получают уникальный опыт исследовательской и экспериментальной работы по предметам углубленного цикла.

«Интел – Путь к успеху» выбрана нами не случайно. Дополнительному образованию предъявляются высокие требования от социума. Эта программа позволяет в после урочное время продолжить обучение, в интересной и увлекательной для ребенка форме. Программа Intel Learn («Учимся с Intel») является частью глобального проекта компании Intel «Инновации в образовании». Это программа дополнительного образования, нацеленная на развитие у школьников навыков, необходимых во взрослой жизни, чтобы быть успешными в условиях знаниевой экономики ХХI века. Особенность проекта «Учимся с Intel» в том, что он не только обучает информационным технологиям, но и помогает учителю эффективно использовать их в учебном процессе. Заложенные в проект образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности являются основами личностно-ориентированного, развивающего обучения и широко используются в мировой практике. Работа в проекте дает технологическую грамотность, учит делать выбор и принимать решения, формирует навыки совместной деятельности и работы в команде. Все задания и проекты, которые выполняют учащиеся в рамках программы, ориентированы на нужды и проблемы местного сообщества – школы, микрорайона, города и направлены на активное вовлечение детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования.

Профильное обучение предполагает организацию профориентационной работы с учащимися, и наш опыт показал, что начинать её надо со школы первой ступени. В этом вопросе мы нашли поддержку в сотрудничестве с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ). На базе школы создана городская экспериментальная площадка по теме: "Психологические основы профессионального самоопределения молодежи в условиях профильного обучения и профильной подготовки учащихся 9-11 классов". Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения старшеклассников в контексте профильного обучения, а также в рамках меняющегося рынка труда и структуры занятости молодежи. Цель: обучить классных руководителей 6-11 классов активным методам профориентационной работы и подготовить их к самостоятельному ведению данной работы с учащимися. Пряжникова Е.Ю., доктор психологических наук, профессор МГППУ и Пряжников Н.С., доктор педагогических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова проводят учебные занятия в рамках Университета. Педагоги обучаются активным методикам выявления профессиональных намерений учащихся и их самооценки ситуации профессионального самоопределения, использованию различных методик профориентационной работы.

На наш взгляд необходимо психолого-педагогическое сопровождение профориентационной деятельности в школе, в результате которой выполняется сразу несколько направлений работы с учащимися:

  • Информационно-просветительская деятельность;
  • Психолого-диагностическая;
  • Психолого-педагогическая помощь и поддержка;
  • Оказание помощи в принятии конкретного решения.
  • Использование методик исследования школьников.

Проведение дней профориентации, работа профильных лагерей в каникулярное время, лекции, индивидуальные тренинги, беседы с родителями – все это и многое другое помогает проследить становление профессионального самоопределения выпускников в 11 классе.

Москва – город интернациональный, и наша школа, как лакмусовая бумажка в миниатюре, представляет симбиоз культур в лице наших учащихся. Не использовать в воспитательной работе этот фактор мы не могли. Вопросам воспитания толерантности уделяется много внимания при планировании работы классного руководителя с обучающимися. Помимо классных часов проходят и общешкольные творческие дела. В ноябре 2007 года в нашей школе прошел телемост между Карелией и Москвой по вопросам толерантности. Дети в режиме реального времени обсуждали вопросы межнациональных отношений. Второй год в нашем образовательном учреждении проходит фестиваль национальных культур - «Хоровод дружбы». Подготовка и организация проходит таким образом, что соревновательный дух присутствует только в соблюдении регламента фестиваля. Ребята рисуют школьные газеты, готовят номера художественной самодеятельности, знакомятся с национальной кухней. Родители учеников помогают школьникам на всех этапах подготовки фестиваля. Значимость такого фестиваля в том, что происходит принятие культуры другой национальности на духовном уровне. Для школы очень важно, что во время подобных мероприятий происходит объединение всех участников образовательного пространства: ученика, учителя и родителей.

Одной из необходимых составляющих успешности воспитательного процесса являются школьные традиции. На занятиях УКР мы подробно обсуждаем и разбираем весь цикл мероприятий в учебном году. Педагоги со стажем делятся своим опытом, молодые специалисты предлагают новые идеи. В результате сложился календарь школьных традиций:

  • Первое сентября,
  • День города с традиционной встречей ветеранов,
  • День учителя,
  • Осенний бал старшеклассников,
  • Посвящение в первоклассники и пятиклассники,
  • Проектные дни в последний день триместра (День воды, День земли, Музейные проекты), Новогодние утренники,
  • Фестиваль национальностей,
  • «Широкая масленица»,
  • Марафон «А, ну-ка, парни!»,
  • Научно практическая конференция школьников,
  • День встречи с выпускниками,
  • День памяти жертв Чернобыля ( в школе создан музей по этой теме),
  • Мероприятия в честь Дня Победы,
  • Последний звонок
  • Выпускные вечера.

В школе через организацию и проведение общешкольных мероприятий создаются условия для тесного общения детей, учителей, родителей, что способствует формированию духовно-нравственных ценностей, интересов. И очень приятно слышать, когда ученик пересказывает о том, что подобные вечера были и у его родителей, выпускников нашей школы.

Одним из критериев успешности системы воспитательной работы на протяжении трёх лет является формирование папки личных достижений школьника – портфолио. Портфолио каждого ученика – наглядный практический инструмент. За эти годы в школе выработан перечень основных пунктов портфолио:

  • «Мой портрет»
  • «Портфолио документов»
  • «Портфолио работ»
  • «Портфолио отзывов»
  • Приложения

На занятиях УКР классные руководители обсуждают формы ведения ученического портфолио, делятся опытом по его ведению.

Мы считаем, что высокую результативность в воспитательной работе можно достичь при использовании системного подхода к воспитанию учащихся. Планируя деятельность классных руководителей, мы опираемся на модель выпускника, разработанной на занятиях УКР. Современные дети – дети информационного общества, мыслящие, чувствующие и воспринимающие мир отлично от взрослых. Это удивительно, но между сегодняшними 12-летними и 16-17 – летними порой возникает недопонимание. Тем более трудно понять современных подростков преподавателям, чей средний возраст колеблется между 35 и 55 годами. Мы думаем, что организация УКР в некоторой степени поможет педагогам найти оптимальные пути взаимодействия с учащимися, как в урочной, так и внеклассной и внешкольной жизни: устойчивые привычки в поведении, в отношении к людям, к делу, к построению модели собственной жизнедеятельности.