Знакомство с техниками "монотипия" и "филигрань". Изготовление панно (5-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 5


Цели:

  1. Познакомиться с техникой «монотипия»;
  2. познакомиться с техникой «филигрань» (квиллинг); познакомить с разновидностью применения данной техники.
  3. изготовить панно, используя техники «монотипия» и «филигрань».
  4. способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, к виду деятельности, развитию самостоятельности;
  5. способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности;
  6. Воспитывать бережное отношение к материалу, аккуратность в работе, прививать чувство цвета, фактуры, развивать у учащихся умение и желание украсить свой быт.

Оборудование: альбомный лист, краски, баночка для воды, ножницы, картон, цветная бумага или серпантин, клей, стержень, клеенка, карандаш, линейка, презентация к уроку, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

– Мы с вами на протяжении нескольких уроков занимались декоративной работой с тканью, давайте вспомним, чем же? (Познакомились с декоративными швами)

– Правильно, сегодня мы с вами познакомимся еще с новыми техниками декоративно – прикладного искусства.

– Какие праздники мы отмечаем в декабре?

Ночь.…Не спит,
Сидит под елкой,
Вышивает Дед Мороз.
Он у елки
Взял иголку
Свет от звезд. Тянет нить
Сквозь щелку в шторах –
Все окно уже в узорах.
Завтра утром
Рано встанем
И увидим: на окне
Мчат серебряные сани
По серебряной стране.

– На протяжении нескольких уроков мы с вами будем изготавливать проек «Новогоднюю открытку» в новых для нас техниках.

– А кто мне скажет что такое проект, ведь для нас это еще новое? (Проект – это придумывание, разработка и выполнение своего замысла.)

– Но до того как начать проектировать – изобретать и воплощать в реальность свои идеи нужно внимательно разобраться с новыми техниками, материалами, инструментами, правилами работы, что мы сейчас с вами и сделаем.

III. Планирование предстоящих трудовых действий

– Итак, тема нашего с вами сегодняшнего урока «Знакомство с техниками «монотипия» и «филигрань». Изготовление панно.» (Слайд 1)

– Цели нашего сегодняшнего урока: (Слайд 2)

  • познакомиться с техникой «монотипия»;
  • познакомиться с техникой «филигрань» (квиллинг);
  • изготовить панно, используя техники «монотипия» и «филигрань».

– Какие же материалы нам с вами нужны, проверяем: (Слайд 3)

  • альбомный лист;
  • краски;
  • баночка для воды;
  • ножницы, картон;
  • цветная бумага или серпантин;
  • клей, стержень;
  • клеенка;
  • карандаш, линейка.

– Давайте познакомимся с техниками в которых мы будем выполнять открытку. Внимание на доску: (Слайды 4-5)

  • Монотипия – уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.
  • Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» – один и греч. «типос» – отпечаток, оттиск) – вид печатной графики.

(Слайд 6)

  • Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание...... наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!
  • Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер...

Поэтапная технология:

  1. На альбомный лист в хаотичном порядке порыве наносите краску. (Слайд 7)
  2. Лист складываете пополам. (Слайд 8)
  3. Продавливаете бумагу сверху руками или резиновым валиком. Плавно разворачиваете лист. (Слайд 9)
  4. Всматриваясь в получившийся оттиск, попытайтесь увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию. (Слайд 10)

Итак, следующая техника: (Слайд 11)

  • Филигрань (квиллинг) – закручивание серпантином бумажных полосок, которые принимают ажурный филигранный вид. Квиллинг – от английского слова «наматывать».

(Слайд 12)

С одной стороны эта техника близка России, чем-то, напоминая вологодские кружева, а с другой – на начальном этапе обучения техника позволяет с минимальным умением получить красивый результат.

(Слайд 13)

– Поэтапная технология:

  1. Техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край ленты на стержень. (Слайд 14)
  2. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента. (Слайд 15)
  3. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента. (Слайд 16)
  4. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая фигура. (Слайд 17)
  5. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Существует множество типовых фигур, но Вы всегда сами можете придумать новые.

(Слайд 18)

– С помощью этой техники можно изготовить различные фигуры.

IV.Изготовление изделия учащимися .

(Слайд 19)

– Прежде чем мы приступим, давайте вспомним технику безопасности:

  • При работе с клеем;
  • При работе с ножницами.

(Слайд 20)

  1. Изготовление монотипии;
  2. Изготовление фигур в технике филиграни;
  3. Украшение своей картины (панно).

Физкультминутка.

Какая должна быть линия? У нее свой характер, настроение.

легкая, воздушная,
живая, энергичная,
эмоциональная, радостная!

(словосочетания подкрепляются пластическими движениями)

V. Итог урока. Показ работ.

– Итак, подведем итог нашей работы. С какими новыми техниками вы познакомились?

– Что сложного было в изготовлении?

Выставление оценок. Спасибо за работу.