Цели:
- Познакомиться с техникой «монотипия»;
- познакомиться с техникой «филигрань» (квиллинг); познакомить с разновидностью применения данной техники.
- изготовить панно, используя техники «монотипия» и «филигрань».
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, к виду деятельности, развитию самостоятельности;
- способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности;
- Воспитывать бережное отношение к материалу, аккуратность в работе, прививать чувство цвета, фактуры, развивать у учащихся умение и желание украсить свой быт.
Оборудование: альбомный лист, краски, баночка для воды, ножницы, картон, цветная бумага или серпантин, клей, стержень, клеенка, карандаш, линейка, презентация к уроку, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
– Мы с вами на протяжении нескольких уроков занимались декоративной работой с тканью, давайте вспомним, чем же? (Познакомились с декоративными швами)
– Правильно, сегодня мы с вами познакомимся еще с новыми техниками декоративно – прикладного искусства.
– Какие праздники мы отмечаем в декабре?
Ночь.…Не спит,
Сидит под елкой,
Вышивает Дед Мороз.
Он у елки
Взял иголку
Свет от звезд. Тянет нить
Сквозь щелку в шторах –
Все окно уже в узорах.
Завтра утром
Рано встанем
И увидим: на окне
Мчат серебряные сани
По серебряной стране.
– На протяжении нескольких уроков мы с вами будем изготавливать проек «Новогоднюю открытку» в новых для нас техниках.
– А кто мне скажет что такое проект, ведь для нас это еще новое? (Проект – это придумывание, разработка и выполнение своего замысла.)
– Но до того как начать проектировать – изобретать и воплощать в реальность свои идеи нужно внимательно разобраться с новыми техниками, материалами, инструментами, правилами работы, что мы сейчас с вами и сделаем.
III. Планирование предстоящих трудовых действий
– Итак, тема нашего с вами сегодняшнего урока «Знакомство с техниками «монотипия» и «филигрань». Изготовление панно.» (Слайд 1)
– Цели нашего сегодняшнего урока: (Слайд 2)
- познакомиться с техникой «монотипия»;
- познакомиться с техникой «филигрань» (квиллинг);
- изготовить панно, используя техники «монотипия» и «филигрань».
– Какие же материалы нам с вами нужны, проверяем: (Слайд 3)
- альбомный лист;
- краски;
- баночка для воды;
- ножницы, картон;
- цветная бумага или серпантин;
- клей, стержень;
- клеенка;
- карандаш, линейка.
– Давайте познакомимся с техниками в которых мы будем выполнять открытку. Внимание на доску: (Слайды 4-5)
- Монотипия – уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.
- Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» – один и греч. «типос» – отпечаток, оттиск) – вид печатной графики.
(Слайд 6)
- Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание...... наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!
- Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер...
Поэтапная технология:
- На альбомный лист в хаотичном порядке порыве наносите краску. (Слайд 7)
- Лист складываете пополам. (Слайд 8)
- Продавливаете бумагу сверху руками или резиновым валиком. Плавно разворачиваете лист. (Слайд 9)
- Всматриваясь в получившийся оттиск, попытайтесь увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию. (Слайд 10)
Итак, следующая техника: (Слайд 11)
- Филигрань (квиллинг) – закручивание серпантином бумажных полосок, которые принимают ажурный филигранный вид. Квиллинг – от английского слова «наматывать».
(Слайд 12)
С одной стороны эта техника близка России, чем-то, напоминая вологодские кружева, а с другой – на начальном этапе обучения техника позволяет с минимальным умением получить красивый результат.
(Слайд 13)
– Поэтапная технология:
- Техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край ленты на стержень. (Слайд 14)
- Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента. (Слайд 15)
- Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента. (Слайд 16)
- Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая фигура. (Слайд 17)
- Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Существует множество типовых фигур, но Вы всегда сами можете придумать новые.
(Слайд 18)
– С помощью этой техники можно изготовить различные фигуры.
IV.Изготовление изделия учащимися .
(Слайд 19)
– Прежде чем мы приступим, давайте вспомним технику безопасности:
- При работе с клеем;
- При работе с ножницами.
(Слайд 20)
- Изготовление монотипии;
- Изготовление фигур в технике филиграни;
- Украшение своей картины (панно).
Физкультминутка.
Какая должна быть линия? У нее свой характер, настроение.
легкая, воздушная,
живая, энергичная,
эмоциональная, радостная!
(словосочетания подкрепляются пластическими движениями)
V. Итог урока. Показ работ.
– Итак, подведем итог нашей работы. С какими новыми техниками вы познакомились?
– Что сложного было в изготовлении?
Выставление оценок. Спасибо за работу.