Методическое пособие "Шедевры русской живописи на уроках русского языка"

Разделы: Русский язык


Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых на уроках русского языка, литературы, МХК., риторики.

Эта работа приглашает учителей русского языка в мир изобразительного искусства, столь же необходимого культурному человеку, как литература, кино или театр. Она предназначена для проверки орфографических и пунктуационных знаний учащихся по многим разделам школьного курса русского языка. В ней представлены диктанты как обязательного, так и повышенного уровня. Содержание всех предлагаемых текстов связано с жизнью и творчеством художников, с шедеврами великих мастеров. Тексты могут быть использованы для проведения заочных экскурсий в музеи, галереи. Такая работа открывает перспективы решения многих проблем интеграции уроков русского языка и литературы, МХК, ИЗО. Целью проведения и написания таких диктантов является развитие у учащихся умения видеть и понимать картины, формирование интереса к их создателям и изобразительному искусству в целом, активизирует художественное восприятие произведений живописи. Чтобы оценить шедевры великих мастеров, нужно внимательно смотреть на картины, и тогда открывается восхитительный мир живописи.

Дадим краткую характеристику видов письменных работ, рекомендуемых в работе.

Диктант с грамматическим заданием – кроме записи текста выполняются еще определенные грамматические задания. Например, подчеркиваются вводные слова, однородные члены предложения, осуществляется морфологический или синтаксический разборы.

Выборочный диктант – производится запись не всего текста, а лишь отдельных словоформ, синтаксических конструкций.

Объяснительный диктант – в ходе письма учащиеся объясняют орфограммы, дают характеристику синтаксических конструкций, названных учителем.

Творческий диктант предполагает изменение текста: распространение или изменение его формы. Например, связный текст, содержание которого передается от первого лица. Учащиеся записывают от третьего лица, придумывают концовку текста и т.д.

Контрольный диктант может быть предложен при изучении определенной грамматической темы.

Свободный диктант – текст излагается учащимся по абзацам, учащиеся записывают и стремятся к максимальному совпадению исходного текста.

5-й класс
Свободный диктант по теме:
“Повторение изученного в начальной школе”

Грачи прилетели

На картине “Грачи прилетели” Алексей Кондратьевич Саврасов изобразил простой и поэтический уголок русской природы./

Тает грязный снег. Талые воды стекают в пруд. Свежий ветер гонит по небу облака. Все в природе освещено весенним солнцем./

На березах в своих гнездах радостно галдят, суетятся грачи. Они вернулись домой./

Рядом течет неспешная жизнь людей. Из трубы дома струится дымок. На фоне неба выделяется силуэт сельской церкви./

Мир картины хорошо знаком и дорог нам. В нем живет душа нашей Родины.

Задание.

1.Запишите текст по памяти при чтении по абзацам.

7-й класс
Диктант с грамматическим заданием по теме “Причастие”

Поэзия ненастного дня

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.

В картине “Над вечным покоем” поэзия ненастного дня выражена с большой силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит впереди этих берез почти сгнившая бревенчатая церквушка, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висит над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы.

Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. (120 слов)

Задание

  1. Озаглавьте текст.
  2. Выпишите прилагательные и причастия, укажите их форму.
  3. Сделайте морфологический разбор причастия ( по выбору учащегося )
  4. Объясните расстановку знаков препинания в предложениях с причастным оборотом..

 

И.Левитан. Над вечным покоем.

7-й класс
Выборочный диктант по теме
“Знаки препинания при деепричастном обороте”.

Первый снег

Падает снег. Крупные пушистые снежинки обильно ложатся на землю, устилая ее пушистым ковром. Все кругом сказочно преображается: земля, избы. Деревья укрываются белым покрывалом. Нет еще ни одной протоптанной дорожки, ни одного оставленного следа. Снег чистый, нетронутый. Только вдалеке серым пятном темнеет на нем ворона.

Больше всех первому снегу рады дети. Они, наспех одевшись, выбежали на крыльцо. Девочка не успела надеть пальто и стоит в легком платье, накинув только на голову желтый пуховой платок. Мальчик одет теплее девочки, хотя шубка его не застегнута, а серая шапка не завязана.

Дети с особым восторгом и удивлением смотрят на первый снег, радуясь приходу зимы.

 Задание

  1. Выпишите предложения с деепричастными оборотами.
  2. Выполните морфологический разбор деепричастия по выбору.
  3. Разберите по составу слова устилая, преображается, застегнута.

А. Пластов. Первый снег

8-й класс
Контрольный диктант по теме
“Употребление дефиса и кавычек при приложениях”

В.Суриков – автор известной картины “Переход Суворова через Альпы”, рассказывающей о подвиге русских солдат.

В течение двух лет работает художник, и многое уже сделано. Он долго обдумывал расположение фигур на огромном холсте. Слева – Суворов. Он осадил коня прямо на краю пропасти. В центре – русские солдаты, стремительной лавиной скатывающиеся вниз с круч. Но страстное желание правды. Стремление написать непременно все с натуры привели художника на вершины швейцарских Альп.

По узкой тропке пробираются художник и проводник-швейцарец. Вдруг Суриков стремительно скатывается вниз по обледенелой круче. Не пролетев и десяти метров, подняв тучу снежной пыли, он исчезает в сугробе. Это спасает его, потому что впереди торчат из снега острые зубья скал. Проводник мечется над обрывом, что-то крича. Но Суриков уже поднимается и. хватаясь за камни, добирается до площадки. Невольно художнику приходит мысль, что так же спускались с гор чудо-богатыри Суворова. (145 слов.)(По О. Туберовской)

В. Суриков Переход Суворова через Альпы

9-й класс
Контрольный диктант по теме
“Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными”

Андрей Рублёв

В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи.

Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одаренность Рублева, но и воспитал в нем самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путём. Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.

Рублёву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронес признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство. (167 слов.) (По В. Прибыткову.)

Задание:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Выполните синтаксический разбор простого предложения (по выбору учащегося).
  3. Объясните расстановку знаков препинания в последнем абзаце

img5.gif (106009 bytes)

А. Рублев. Троица

9-й класс
Итоговый диктант в конце учебного года

Весна

И. Левитан обращался к любимому времени года не раз.(“Март”, “Первая зелень. Май”, “Весна” и др.). В конце Х1Х века была создана одна из самых трогательных картин художника – “Весна. Большая вода”. Он пишет весну, уже вступившую в свои права, когда только что стаял снег и разлились реки, однако деревья стоят еще голые, не успевшие покрыться пушистой зеленью. Гибкие стволы и ветки молодых деревьев образуют прозрачное кружево, легкую пелену, наброшенную на пейзаж, который кажется невесомым.

Вся картина построена на холодных светло-голубых тонах воды и неба и теплых тонах деревьев. Отсюда рождается ощущение в свежем весеннем воздухе тепла. Картина наполнена воздухом, и сама “большая вода” выглядит, как опрокинутое небо. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение: ни растворяются в воде своими корнями, а их розовые ветки сливаются с голубизной неба.

Полное безлюдье помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг. Но присутствие человека ощущается в картине: оставленная у берега лодка, деревня в отдалении. Жизнь возрождается, и жить хорошо, как бы говорит художник. (157 слов) (По В. Прыткову.)

И.И.Левитан. Март

10-й класс
Объяснительный диктант по теме “Имя существительное”

Абрамцево

В 1870 году Савва Иванович Мамонтов, владелец крупных предприятий, человек, горевший неугасимой любовью к искусству, покупает усадьбу Абрамцево.

Художников, членов мамонтовского кружка, объединяло стремление к созданию русского национального искусства, опирающегося на народное творчество. Фоном их жизни а Абрамцеве была природа: темные леса и веселые перелески, зори, догорающие над лугами. Омуты и заводи, ржаные поля и проселочные поля. Неудивительно, что в такой обстановке творчество било ключом.

В Абрамцеве Репин сделал первый набросок “Запорожцев”

Виктор Васнецов писал своих богатырей, использовав для фона долину реки Вори возле дома. Известная “Аленушка” родилась в соседнем селе Ахтырка.

В.Серов написал в абрамцевской столовой свой шедевр “Девочку с персиками” – портрет дочери Мамонтова, Верочки.

М.Нестеров в своих полотнах “Пустынник”, “Видение отроку Варфоломею” на основе окружающего пейзажа дал тонко прочувствовать изображение русской природы.

И пой сей день эти места служат источником вдохновения для художников. (127 слов) (По Н.Пахомову)

В.М.Васнецов. Аленушка

В.А.Серов. Девочка с персиками

9класс
Диктант повышенной трудности по теме
“ Итоговый в конце учебного года”

“Боярыня Морозова”

Более ста лет прошло с тех пор, как Суриков написал картину “Боярыня Морозова”. Не одно десятилетие это шестиметровое полотно украшает Третьяковскую галерею, восхищая её посетителей мастерством художника.

Остановимся перед картиной и мы. Постоим на деревенской улице, с низенькими домами, с золочеными куполами церквей, и мысленно двинемся вместе с толпой за санями, на которых сидит закованная в цепи женщина. Страшен пламенный взгляд её глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице.

Как она, героиня суриковской картины, чем привлекла она художника-историка?

Феодосия Морозова принадлежала к самому привилегированному слою русского общества допетровской эпохи.

Фанатически религиозная, она, когда в России начались церковные реформы, стала страстной защитницей старой веры. Её друг и наставник протопоп Аввакум писал о ней: “Очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врага, как львица”.

Овдовев на тридцатом году, Морозова вела суровую подвижническую жизнь: дом она превратила в тайный монастырь, где собирались раскольники-люди, не приемлющие церковных реформ.

Протестуя, Морозова отказалась участвовать в обряде венчания царя, за что была схвачена, подвергнута пыткам, отправлена в ссылку, где и умерла голодной смертью. Но прежде, чтобы устрашить всех непокорных, закованную в кандалы женщину возили по заснеженным московским улицам.

Картина необычайно живописна. Художник использовал всю гамму палитры. Краски сияют ослепительно, пронизывая всю картину серебряным светом морозного дня, но на полотне нет пестроты.

Бессчетные эскизы, выполненные к картине, художник писал с натуры. “Если бы я ад писал, – пошучивал он, – то сам бы в огне сидел и в огне позировать заставил”. (198 слов) (По Н. Кашиной)