Урок повторения и обобщения на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными; различные виды творческого и синтаксического конструирования"

Разделы: Русский язык


Цели урока: формирование умений:

  • находить главное и придаточное предложения;
  • составлять схемы предложений с указанными придаточными; 
  • правильно ставить знаки препинания в сложно-сочинённом предложении;
  • находить придаточное определительного;
  • определять место придаточного изъяснительного.

Оборудование урока: компьютер; учебное пособие «К пятёрке шаг за шагом»; карточки для индивидуальной работы; тесты; учебники.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

Поисковый диктант.

2. Закрепление изученного по теме

А) Литературный диктант (1-2 вариант )
Б) Запись предложений с объяснением знаков препинания. Конструирование предложений.
В) Творческая работа (А)
Г) Индивидуальная работа (А, В)
Д) Схематический диктант (С)
Е) Стихотворная миниатюра
Ж) Тестовая работа (С)

3. Итоги урока

Оценка деятельности обучающихся. Рефлексия «Чему я научился сегодня? Зачем мне это нужно?»

4. Домашнее задание

1) контрольные работы (С)
2) диктанты – тесты (В)
3) упражнение из учебника.

Условные обозначения: А – слабые ученики, В – средние, С – сильные.

Литературный диктант

Александр Сергеевич Грибоедов, властная и честолюбивая мать, дипломатическая миссия, в Тифлисе, в Персии, раненный на дуэли, сводить счёты, в Тегеране, персидский, арабский, главнокомандующий, отстроишься заново, беззаботный, оскорблённый, восстание декабристов, фельдъегерь, уничтожь компрометирующие документы, Туркманчайский договор, почётное назначение, тяжёлые предчувствия, Нина Чавчавадзе, пьяная толпа, религиозный фанатизм, неприкосновенность, мужественно защищать, препровождать, реакционная масса, феодально-крепостнический, внесценические персонажи, камергер Кузьма Петрович, декабристски настроенный, консервативная масса, фамусофское общество, с благоговением вспоминать.

Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания. Конструирование предложений. (Подобная работа поможет в написании изложения и сочинения на ГИА)

1) Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».

– Какой глагол речи связывает прямую речь со словами автора? Приведите примеры глаголов речи (сказать, спросить,  расспросить, объявить, рассуждать, считать…)
– Устно замените прямую речь косвенной. Изменится ли смысл предложения в связи с изменением структуры предложения? А что изменилось в предложении? (Прямая речь – буквально воспроизведённое автором текста высказывание . Придаточное изъяснительное – способ передачи чужой речи.)

2) Вскоре старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса.

– Устно замените косвенную речь прямой. Что изменилось в предложении? (Замена форм местоимений, наклонения и лица глагола).

Запомните: прямая речь – это не бессоюзное или союзное предложение, а сочетание предложений !!!

Творческая работа (дифференцированное обучение ).

Группа А: Закончите предложения. Определите вид придаточного. Постройте схемы предложений.

Я убеждён… Я считаю… Я согласен с тем… Могу с уверенностью сказать… Мне кажется… Меня привлекает мысль ( высказывание ) о том…

Индивидуальная работа по карточкам

Группы А, В

Карточка №1

Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений, в сложноподчинённом определите вид придаточного.

1) Мальчик которому шёл десятый год сидел возле матери.
2) Во сне он видел маленького оленёнка который весело гулял по лесу со своей матерью.
3) Корзинка в которую девочка положила котёнка была небольшой.

Карточка № 2

Найдите сложноподчинённые предложения, выпишите их.

1) Гора, высившаяся над городом, сверкала вся , как глазированный кулич.
2) Из чащобы всё время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.
3) Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
4) Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.

Карточка № 3

Расставить знаки препинания, определить вид придаточного в сложноподчинённых предложениях.

1) Маргарита чу..вствовала  близость воды и догад..валась что цель бли..ка.
2) (Ни)чего оч..ровательного (не)было в том что он увидел.
3) Первое что пор ..зило его было отсутствии.. страха.
4) То что я понял было (не)в..роятно.
5) Он спросил что мы буд..м делать летом и под..лал нам хорошего отдыха.

Схематический диктант

Группа С

Построить схемы предложений, определить вид придаточного в сложноподчинённых предложениях. Найти шестое «лишнее»!!!

  • В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
  • Трёх сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
  • На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
  • Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды,
  • Солнце ещё не успело подняться, и в саду было холодно.

Стихотворная миниатюра

Цели:

  • проанализировать стихотворный отрывок;
  • подготовить учащихся к написанию письма по памяти.

Слово учителя. Сегодня мы проанализируем стихотворение Болюбаш Анастасии Александровны – местной поэтессы, ученицы 5 «А» класса нашей школы.

Ноябрь

Я знаю, что ноябрь –
Холодное время года
И уже не в моде
Тёплая погода.

Серебристый иней
Покрыл леса с травою.
Белый снег, как пух,
Ложится над листвою.

Но солнце встанет из-за гор
И растопит старый бор,
И растопит он траву
На серебряном лугу .

– Расскажите, о чём это стихотворение ? (Тема)
– О каком времени года говорит поэт?
– Вернёмся к миниатюре! Прочитайте её ещё раз про себя! Выполните задания.
– Найдите слова-антонимы (Холодное – тёплое)
– Выпишите предложение со сравнительным оборотом (Белый снег, как пух, ложится над листвою).
– Какое слово отличается от существительного «леса» только одной буквой («лиса»).
– Такие слова в русском языке называются  ОМОФОНАМИ – это фонетические синонимы, у которых совпадает произношение.
– Как вы понимаете значение прилагательного «серебряный»?

  • сделан из серебра;
  • цвета серебра (серый)

– Может ли быть трава «серебряной»? Как называется такой приём в литературе? (Сравнение)
– Объясните написание Н в слове «серебряный».
– Подберите проверочные слова к существительному «холодный»,   «травкой», «ложится».
– Выделите приставку в слове «растопит». Почему?
– Сколько грамматических основ в первом предложении. Определите вид придаточного.

Конкурс на самого внимательного

– Сегодня на уроке мы повторили следующие орфограммы и пунктограммы. Назовите их!!!

  • -Н- и -НН- в суффиксах имён прилагательных;
  • написание -тся и -ться в глаголах;
  • правописание приставок на согласную;
  • запятые при сравнительном обороте;
  • сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными.

Подготовка к ГИА.Тестовая работа (работа в парах)

1) Расставьте предложения так, чтобы получился текст.

А) И всё-таки у природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой  красотой.
Б) Каждому из нас мила и люба своя страна, где ты родился, вырос или живёшь.
В) Не стану уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете.
Г) Таков и Байкал, который славен своей чудодейственной силой.

1. АБВГ
2. ВАГБ
3. ВБАГ!
4. ГАБВ

2) Какое слово или сочетание слов служит грамматической основой в предложении Б?

3) Назовите виды придаточных предложений:

А –
Б –
В –
Г –

4) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Товарищ мой (1) был потрясён дикой (2) и буйной красотой Байкала (3) которая обрушилась на него.

1) 1, 2, 3.
2) 2, 3.
3) 1, 3.
4)3!

5) Замените, если это возможно, сложноподчинённое предложение с придаточным определительным на простое предложение с причастным оборотом (смотри задание № 4).

6) Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Закрыв книгу,

  • герои надолго остаются в нашей памяти.
  • обдумывается прочитанное.
  • постарайтесь представить её героев.
  • у меня возникло желание перечитать её .

7) Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В полдень луга пахли необъяснимо хорошо ( ) и жар горного солнца умерялся внезапными порывами ветерка со снежных вершин.

Устный рассказ на лингвистическую тему: в этом предложении не надо ставить запятую, так как здесь есть общий второстепенный член предложения «в полдень». Одно слово меняет ситуацию!!!

Итоги урока. Оценка деятельности обучающихся, отметки. Рефлексия : «Чему я научился сегодня? Зачем мне это нужно?»

Домашнее задание:

1) контрольные работы (С);
2) диктанты-тексты (С);
3) упражнение (А)

Приложение 1