План.
- ИКТ в образовательном процессе.
- Мультимедийные учебные пособия (диски, используемые в работе).
- Интернет ресурсы (сайты).
- ЦОР.
- Личные разработки, интернет-публикации.
- Вывод.
1 . ИКТ в образовательном процессе.
В настоящее время одна из самых основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации. Применение информационных коммуникационных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления “диалога” с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение информационных технологий, в учебном процессе, позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко - доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.
По опыту нашей школы можно выделить следующие формы занятий, при которых работать в компьютерном классе наиболее эффективно:
- диагностическое тестирование качества усвоения материала;
- тренировочный режим для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
- обучающий режим при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
- режим самообучения;
- режим графической иллюстрации изучаемого материала.
Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется целесообразным разделить эти уроки на пять групп. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.
- Уроки демонстрационного типа.
- Уроки компьютерного тестирования.
- Уроки тренинга или конструирования.
- Интегрированные уроки.
- Уроки с использованием компьютерных коммуникаций.
2. Мультимедийные учебные пособия (диски, используемые в работе)
Изучение учащимися новых тем по математике и контроль знаний мною проводятся с применением тестов и задач, предлагаемых в доступных мне версиях обучающих программ:
1 | Открытая математика. Версия 2.5. Полный интерактивный курс “Планиметрия”. Автор курса – доцент МФТИ, кандидат физико – математических наук А.А.Хасанов. Мультимедийный курс “Открытая Математика 2.6. Планиметрия” – это часть интегрированного программного продукта компании ФИЗИКОН “Открытая Математика”. | |
2 | Открытая математика. Версия 2.5. Полный интерактивный курс “Стереометрия”. Автор курса – доцент МФТИ, кандидат физико – математических наук А.А.Хасанов. Мультимедийный курс “Открытая Математика 2.6 Стереометрия” – это часть интегрированного программного продукта компании ФИЗИКОН “Открытая Математика”. | |
3 | Открытая математика. Версия 2.5. Полный интерактивный курс “ Функции и графики”. Авторы курса – кандидат технических наук Д.И.Мамонтов Соросовский учитель Р.П. Ушаков. Методические материалы разработаны Н.П.Малярик, С.А.Беляева. Мультимедийный курс “Открытая Математика 2.6. Функции и Графики” – это часть интегрированного программного продукта компании ФИЗИКОН “Открытая Математика”. | |
4 | Открытая математика. Версия 2.6. Полный интерактивный
курс “Алгебра”. Автор курса – председатель МФТИ С.А.Беляев. Мультимедийный курс “Открытая Математика 2.6. Алгебра” – это часть интегрированного программного продукта компании ФИЗИКОН “Открытая Математика”. |
|
5 | Уроки алгебры Кирилла и Мефодия для 9 класса призваны помочь учащимся средней школы освоить курс алгебры на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Современные мультимедиа-технологии, разнообразные иллюстрации, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся! |
|
6 | Уроки геометрии Кирилла и Мефодия: 9 класс"
станут незаменимым помощником при подготовке к урокам. Их цель - помочь школьникам освоить курс геометрии на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. |
|
7-8 | Уроки геометрии Кирилла и Мефодия для для 10–11 класса (часть 1-2) станут незаменимым помощником при подготовке к урокам. Их цель – помочь школьникам освоить курс геометрии на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. | |
10 | Математика. Практикум . 5–11 кл. 1С.
Материалы комплекса сделают математику увлекательнейшим школьным предметом. |
|
11 | 1С: Репетитор. Математика (ч.1) + Варианты ЕГЭ . 2006 (Руководитель автора коллектива Дубровский В.Н.) | |
12 | TeachPro. Подготовка к ЕГЭ. Математика 7-11 класс Издательский дом "Равновесие" | |
13 | DVD Материалы участников Фестиваль педагогических идей
“Открытый урок” 2006–2007 2007–2008 2008–2009 |
|
14 | DVD Материалы участников Фестиваля исследовательских и
творческих работ педагогических учащихся “Портфолио”. 2008-2009 |
|
15 | Универсальный математический решатель. Особенности
программы: |
3. Интернет ресурсы (сайты)
Услугами сети Интернет учащиеся пользуются не только на уроках математики , но и в домашних условиях при подготовке к семинарам. Так, выйдя на официальный сайт Министерства образования, посвященный ЕГЭ, выпускники прошлого года смогли проверить и оценить свои возможности, выполняя задания демонстрационного варианта в интерактивном режиме. Обращаясь к сети Интернет, учитель может пополнить свою методическую копилку.
4. ЦОР
“ЦОР” расшифровывается как “цифровой образовательный ресурс”. То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, “компьютерной” форме.
Адрес коллекции в Интернет: http://school-collection.edu.ru. Формы и место использования ЦОРа, презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.
При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Недостатки Интернет – ресурсов:
Надо знать, где искать. Хотелось бы найти не один ресурс по нужной теме, а несколько. Даже если найдешь, для использования может не подойти. Что делать? Зная недостатки готового продукта, сделать самому для себя.
В этих случаях незаменимым помощником учителя может оказаться Power Point. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. При этом, от учителя не требуется глубокой компьютерной подготовки, т. к. основные возможности приложения легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.
5. Личные разработки, интернет-публикации
Игровые технологии обучения математике в старших классах (2006 / 2007 учебный год)
1 | https://urok.1sept.ru/articles/415430/ |
Открытый урок по теме "Задачи на построение" в классе компенсирующего обучения (2007 / 2008 учебный год)
2 | https://urok.1sept.ru/articles/509961/ |
Урок педагогического мастерства по алгебре в 9-м классе по теме "Неравенства и уравнения, содержащие степень" (2008 / 2009 учебный год)
3 | https://urok.1sept.ru/articles/531876/ | |||
4 | https://urok.1sept.ru/articles/531878/ |
Работы учеников
5 | http://portfolio.1sept.ru/work.php?id=574198 |
6. Вывод.
Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования.
Эффективно организовать учебный процесс.
Представить обучающие материалы в текстовой форме (карточки, тесты, самостоятельные и контрольные работы).
Представить обучающие материалы в мультимедийной форме, что разнообразит формы проведения уроков, вызывает интерес у учащихся к изучаемому материалу (обучающие программы, виртуальные лаборатории, электронные учебники).
Автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий.
Осуществить уровневую и профильную дифференциацию.
Индивидуализировать обучение.
Увеличить объем полученной информации.
Формировать информационную культуру учащихся, что является одним из важнейших умений в современном мире.
Организовать внеклассную учебную работу.
Возможность моделирования и демонстрации процессов, не доступных наблюдению в условиях школы.
Получить доступ к глобальным Интернет-ресурсам.
Таким образом, компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий.
См. Приложение.