Урок по русскому языку "Наречие. Понятие о наречии"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • дать понятие о наречии как самостоятельной части речи;
  • формировать умение “видеть” наречия в тексте, сопоставлять эту часть речи с другими;
  • выработать умение работать с научной статьей, умение пользоваться справочной литературой;
  • формировать мировоззренческие идеи средствами учебного материала урока.

Оборудование: учебники (теория, практика), тетради, доска.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Фронтальный опрос-повторение

Учитель: Какую часть речи мы закончили изучать?
Какие еще части речи мы с вами уже изучили?
Что называется существительным? глаголом? прилагательным?
Почему эти части речи называются знаменательными?

3. Словарно-орфографическая работа с грамматическим заданием

Задание: подчеркнуть наречия.

Аккуратный, вчера, вокруг, горячий, завтра, здесь, интересный, сегодня, серьезный, сейчас, спокойный, справа, довольно.

4. Объяснение нового материала

1. Вы уже немного знакомы с наречием, то есть получили понятие о наречии как неизменяемой части речи, узнали, на какие вопросы оно отвечает, к чему относится, каким членом предложения бывает.

В 6-м классе наши знания о наречии расширятся.

Вы узнаете, что наречия могут относиться как к глаголу, так и к прилагательному и наречию, и обозначать признак не только действия, но и качества; познакомитесь с разрядами наречий.

Для чего нам это нужно?

– Вам не всегда удаётся безошибочно находить наречия среди других частей речи, тем более правильно писать. Поэтому необходимо узнать о нём больше.
– Запишите тему урока.

На доске:
«Наречие. Понятие о наречии».

Слово учителя.

Из истории наречия

Наречие – старое слово. Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень - речь, который прежде был многозначным. Слово “речь” когда-то имело среди других значений и значение “глагол”. Поэтому, если буквально перевести термин “наречие” на современный язык, то получится слово “наглаголие”.

Какая же связь существует между наречием и глаголом? Основная функция наречия – определять глагол, т. е. обозначать признак действия.

Такую особенность наречия отмечали и древние римляне, которые так его и назвали adverbium. Слово verbum означает “глагол”, а приставка ad – при, т.е. буквальный перевод этого слова как бы “приглаголие”. Итак, главную особенность наречия учёные видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему чёткость.

5. Повторение и углубление знаний учащихся о наречии

а) Синтаксический разбор предложения.

Пушистые снежинки медленно опускаются на землю.

Какое это предложение? Определите части речи. Какими членами предложения являются существительные, прилагательное, глагол, наречие?
К какому слову относится прилагательное пушистый?
На какой вопрос отвечает?
Что это обозначает?
К какому слову относится наречие медленно?
На какой вопрос отвечает?
Что обозначает наречие медленно?
Что общего у наречия с прилагательным?

Вывод

Наречие так же, как и прилагательное обозначает признак, но признак не предмета, а действия.
Чем наречие отличается от прилагательного и других частей речи? (Не изменяется).

б) Обобщение:

Что мы повторили о наречии? (Неизменяемая часть речи, относится к глаголу).
Что узнали нового? (Обозначает признак действия, в предложении является обстоятельством).

в) Работа с текстом. (Текст записан заранее на доске).

Зимой

Сегодня выдался чудесный день. Под лучами зимнего солнца весело искрится снег. Вдали виднеется лес. Лыжники смело прокладывают путь по нетронутому снегу. Это был очень интересный поход4.

Задание
Прочитайте текст, назовите наречия, выпишите их с глаголами, поставьте к ним вопросы. Последнее предложение разбирается по членам предложения, устанавливается, что наречие относится к прилагательному и отвечает на вопрос в какой степени?

Выдался (когда?) сегодня – время.
Искрится (как?) весело – образ действия.
Виднеется (где?) вдали – место.
Прокладывает (как?) смело – образ действия.
Интересный (в какой степени?) очень – степень качества.
Что обозначают наречия, отвечающие на вопросы когда? Как? Где? В какой степени?
Что же обозначают наречия?

Ответить на этот вопрос поможет учебник теории “В.В.Бабайцева. Русский язык. Учебник 5-11 классы.

6. Работа с учебником

Чтение §139 на с.214-215

Что такое наречие?
К каким частям речи может относиться наречие?
Что обозначает наречие, если оно относится к глаголу? причастию? деепричастию?
Что обозначает наречие, если оно относится к прилагательному или к другому наречию?
На какой вопрос отвечает?
К какой части речи ещё может относиться наречие?
Каково общее грамматическое значение наречия?
Каковы морфологические признаки наречия?
Почему у наречия нет специфических морфемных признаков?
Чем объясняется разнообразие вопросов, которые можно задать к наречиям?
Что является самым ярким признаком наречия?
Каковы синтаксические функции наречия?

7. Стадия осмысления. Оформление кластера (таблицы)

Давайте теперь все вместе оформим кластер.

8. Закрепление изученного материала

9. Творческая работа

Задание
Спишите текст с доски, удалив из него наречия.

Запомни!
Такой приём имеет своё название – стилистический эксперимент.
Чем, по-вашему, отличается полученный текст от данного?
Какую же роль выполняют наречия в тексте?
Какова роль наречия в речи?

Подсказка
Наречия делают речь более точной и выразительной (ясной, понятной).

Загадка
К словам каких частей речи относится наречие, если обозначает признак предмета и признак признака? Учти, что решение намечено в самом вопросе.

Запись на доске

Задание
Списать, вставив пропущенные орфограммы, заменив словосочетания “прил. + сущ.” на словосочетание “нар. + глаг.”

Бе…пр…рывная стрельба – стрелять беспрерывно.
Бе…следное исчезновение –
Бе…пр…пятственный проезд –
Бе…пр…кословное повиновение –
Бе…корыс…ная помощь –

10. Обобщение

Почему словарно-орфографическая работа состояла из наречий и прилагательных?

Вывод

11. Домашнее задание

§139; РТ – 136, 164.