Урок "Приемы поиска информации в Интернете"

Разделы: Информатика


Цель:

Знакомство с приемами поиска информации в сети Интернет через поисковые системы.

Задачи:

Образовательная – формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

Развивающая – развитие у школьников логического мышления, внимательности, творческого подхода к делу.

Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике, добросовестного отношения к труду, коллективизма и взаимовыручки.

Тип урока:

изучение нового материала.

Формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование:

  • Компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, кабинет, оснащённый персональными компьютерами с выходом в Интернет из расчёта 1 ученик – 1 компьютер.

  • Презентация к уроку <Приложение 1>

  • Карточки с заданиями для групп <Приложение 2>

Краткий план урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Приёмы поиска в сети Интернет – 18 мин.
  3. Работа в группах по поиску информации в Интернет – 15 мин.
  4. Сообщения от групп учащихся результатов поиска – 5 мин.
  5. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок, на котором вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковиках, облегчающих поиск нужной информации. Но для успешного достижения нашей цели давайте ответим на несколько вопросов из изученных вами ранее тем:

  1. Какие виды компьютерных сетей вам известны?
  2. Что такое Интернет?
  3. Какие программы для выхода в Интернет вам известны? Какое общее название у этих программ?
  4. Когда в нашей стране появился Интернет?
  5. Почему Интернет так популярен в сегодняшнем мире?

Спасибо за ответы. Молодцы!

2. Изучение новой темы

Учитель: А сейчас мы поговорим о поиске информации в Интернете (Приложение 1, слайд1).

Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.

Существуют три способа поиска информации в Интернете (Приложение 1, слайд2):

  1. Указание адреса страницы.
  2. Передвижение по гиперссылкам.
  3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Остановимся на каждом из них:

(Приложение 1, слайд3): Указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

(Приложение 1, слайд4): Передвижение по ссылкам – Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.

(Приложение 1, слайд5): Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернета популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru), Rambler (rambler.ru) и некоторые другие.

(Приложение 1, слайд6): Что же такое – поисковая система?

Поисковая система— веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах и т.д.

По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы.

(Приложение 1, слайд7): Поисковые каталоги служат для тематического поиска.

Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.

Каталог ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто Интернет-каталог — структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.

Каталог, в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов, называется рейтинг (или топ).

(Приложение 1, слайд8): Ребята, обратите внимание на следующий слайд. Так выглядит главная страница Яндекс-каталога. Здесь можно выбрать раздел по своим интересам.

Теперь поговорим о поисковых индексах. (Приложение 1, слайд9): Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Пользователь задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, — и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.

Первой поисковой системой для Всемирной паутины был “Wandex”, уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института в 1993.

(Приложение 1, слайд10): Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ (веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.

Поисковый робот (“веб-паук”) — программа, являющаяся составной частью поисковой системы и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения информации о них (ключевые слова) в базу поисковика. По своей сути паук больше всего напоминает обычный браузер. Он сканирует содержимое страницы, забрасывает его на сервер поисковой машины, которой принадлежит и отправляется по ссылкам на следующие страницы.

В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, ведущих к web-страницам, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса.

(Приложение 1, слайд11): Обратите внимание на этот слайд. Здесь мы видим информацию по запросу “Компьютер в деятельности человека”. Найдено 13 млн. страниц. Для достижения конкретного результата запрос необходимо сделать более точным.

(Приложение 1, слайд12): Теперь мы познакомимся с наиболее популярными в русскоязычном Интернете поисковиками. Вот информация об Яндексе – одном из самых популярных поисковиков. Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве. Количество сотрудников превышает 700 человек.

Слово “Яндекс” (состоящее из буквы “Я” и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение “Я” соответствует английскому “I”) придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса, в настоящий момент занимающий должность технического директора компании.

Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.

По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.

(Приложение 1, слайд13): Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках.

По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена "Математика и воображение" (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.

Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.

(Приложение 1, слайд14): Rambler Media Group — интернет-холдинг, включающий в качестве сервисов поисковую систему, рейтинг-классификатор ресурсов российского Интернета, информационный портал. Rambler создан в 1996 году.

Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова.

Вот мы и рассмотрели основные приёмы поиска информации в Интернете с использованием поисковых машин.

А теперь ответим на несколько вопросов (Приложение 1, слайд15):

– Назовите основные способы поиска информации в web?

– В каком случае может возникнуть необходимость поиска по уже открытой в браузере web-странице?

– Какие два вида поисковых машин вы знаете?

– Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.

Дети отвечают на вопросы. При необходимости учитель помогает учащимся с ответами.

3. Практическая деятельность за ПК:

Учитель: А теперь мы разделимся на группы по 3-4 человека. Я предлагаю вам выполнить задание, где каждая группа должна воспользоваться поисковиками для нахождения информации, требуемой в таблице (Приложение 2). Оцените возможности нахождения по пятибалльной шкале. Критерии оценивания приведены в карточке. Заполните таблицу оценками и приготовьте свой комментарий по результату. Предлагаю в группах распределить обязанности для ускорения выполнения задания.

После выполнения задания от каждой группы высказывается один ученик и сообщает, почему были поставлены именно такие оценки.

В конце урока учитель подводит его итог, оценивает работу учащихся. В подведении итога следует заострить внимание на том, что разные поисковики при нахождении одной и той же информации дают разные результаты.

Учитель: Урок окончен. Спасибо за урок!

Презентация (приложение 1)

Приложение 2