Цели урока:
- введение письма с пропусками гласных букв на месте орфограмм слабых позиций;
- формирование орфографической зоркости
План урока:
- Уточнение выводов предыдущего урока.
- Слабые и сильные позиции звуков (игра “Королевство гласных звуков”).
- Обсуждение способов безошибочной записи слов с орфограммами слабых позиций.
- Запись слов с пропусками букв на месте орфограмм слабых позиций.
- Итоговая беседа.
- Объяснение домашнего задания.
Ход урока
Организационный момент.
1. Уточнение выводов предыдущего урока
Цель: Восстановить в памяти учащихся выводы предыдущего урока о слабых и сильных позициях гласных звуков, об основаниях для их разграничения, об обозначении буквами звуков в слабых позициях.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Беседа – Что нового о гласных звуках вы узнали на предыдущем уроке? – Какие же позиции гласных звуков вы обнаружили? Какие звуки встречаются в сильной позиции? Какие – в слабой позиции? – Чем отличаются звуки в этих позициях? – Давайте эти различия укажем на схеме Вывод: Вы совершенно правы: в слабой позиции два или несколько звуков заменяются одним. – Проверьте, все ли безударные звуки находятся в слабой позиции, т.е. все ли безударные гласные звуки заменяют несколько ударных. – Внесем изменения в схему.
– На какой вопрос мы смогли ответить на прошлом уроке? – В какой позиции, слабой или сильной, находится этот гласный звук? – Вспомним, какими именно буквами обозначали звуки в слабых позициях?
– А если один и тот же звук на письме обозначается разными буквами, можно ли обозначать его буквой по слуху? – А как называются такие места в буквенной записи, которые по слуху точно не напишешь? – Нужно ли вам уметь определять позицию гласного звука, который вы обозначаете буквой? – Тогда давайте потренируемся это делать. |
– Звук [у] не заменяет несколько ударных звуков
– Что один и тот же звук может обозначаться разными буквами. – В слабой.
– Нет, т.к. возможны варианты букв. – Орфограммы. – Да, ведь по слуху мы можем обозначать буквами только гласные звуки в сильной позиции. |
2/ Слабые и сильные позиции звуков. Игра “Королевство гласных звуков”
Цель: В игровой форме повторить не только признаки позиций гласных звуков, но и основания для выделения сильных и слабых позиций звуков.
– Хотите оказаться в сказке?
– Прекрасно! Наша сказка называется “Королевство гласных звуков”. – Запомните “волшебные” звуки, которые произнесете по моей команде: [э], [о]. Приготовьтесь. Закройте глаза, произнесите эти звуки и подумайте, почему именно эти звуки “волшебные” (В это время вывожу двух девочек к доске и надеваю заранее приготовленные короны) – Произнесите “волшебные” звуки, откройте глаза. – Вы уже в королевстве гласных звуков. Здесь правят всеми гласными звуками королева и принцесса. Догадайтесь, где королева, где принцесса. Какими звуками правит каждая из них? – Королева и принцесса собирают своих подданных на бал. И в том и в другом дворце идут приготовления. Теперь все зависит от гласных звуков: бал состоится, если гласные звуки правильно определят, чьими подданными они являются. (Раздаю карточки со звуками [á], [ó], [ý], [ú], [ы], [ý] – под ударением, [а], [о], [э], [и], [ы], [у] – без ударения, желающим быть гласными звуками). – Каждый гласный звук должен назвать себя и сказать , в чей дворец он отправляется и почему. Задача остальных : проследить, чтобы во дворец не проникли “чужаки”. Предупредите об этом королеву или принцессу вставанием. – Кто из звуков представится первым?
(Когда все звуки нашли своих правителей, кроме изгнанных “чужаков” [э], [о], обратим внимание на количество подданных королевы и принцессы / ) – Сколько звуков пришло во дворец королевы? – А во дворец принцессы? – Почему? |
– Хотим.
[э], [ó]. – Королева – звуками в сильной позиции, принцесса – в слабой позиции.
– Я звук [á]. Пойду во дворец к королеве, т.к. я ударный звук. – Я звук [э]. Отправлюсь во дворец принцессы, потому что я в слабой позиции. (Принцесса может сама отказаться принять этот звук, т.к. без ударения в русских словах нет звука [э]. Указать на “чужака может и любой из учащихся”)
7 – [á], [ó], [ý], [ú], [ы], [ý], [у] Всего 3 – [а], [и], [ы] – Под ударением возможны любые гласные звуки, без ударения встречаются не все гласные звуки, несколько звуков заменяются одним. |
Физминутка. Бал состоялся. Несколько минут веселой музыки и подвижных танцев.
3 . Обсуждение способов безошибочной записи слов с орфограммами слабых позиций.
Цель: создать такую ситуацию, при которой учащиеся убедили бы в необходимости особой записи слов с орфограммами слабых позиций..
– На прошлом уроке вы
записывали слова с орфограммами слабых позиций. Как вам удалось
определить единственно верную букву на месте орфограмм слабых позиций? – Как вы думаете, сможете и сегодня безошибочно написать слово “каравай”? Проверим, сможете или нет. – Кто слышал слово “каравай”? Что называют этим словом? – Вспомним песенку-игру “Каравай-каравай”. – Запишите слово “каравай” буквами
– Кто прав? Чья запись верна? Ведь только один вариант верный. А почему же все одинаково написали третий гласный звук? – А в какой позиции находятся два первых гласных звука в этом слове? – А можно ли звук в слабой позиции обозначать буквой по слуху? – Знаете ли сильную позицию для этих орфограмм? – Как же записать слово, чтобы не допустить ошибок? Кто придумает такую запись?
– Все молодцы! Придумали много удачных способов безошибочной записи слова с орфограммами слабых позиций. А Сам Самыч предложил такие орфограммы пропускать. Вот так: к_р_в á й – Нравится такая запись? Конечно, непривычна! Зато позволяет избежать ошибок. – А теперь попробуйте записать так же слово [р, и б, а т а], предварительно отметив в звуковой записи кружочками орфограммы слабых позиций. – Запишите слово буквами. – Прочитайте следующее слово: [т а в а р, и щ, и] – Запишите его буквами с пропуском орфограмм слабых позиций. – С чего начнете? |
– Помог закон письма, по
которому в одном слове и звук в сильной позиции, и звук в слабой позиции
обозначают одной буквой.
– Большой круглый хлеб. На доске появляется запись:
– Звук [а] ударный, в сильной позиции, обозначается буквой по слуху. – В слабой. – Нет, это орфограмма. – Нет. Дети предлагают различные варианты:
[р, и б, á т а ] р_бят_
[т а в á р, и щ, и ] |
4. Итоговая беседа.
– Какой новый вид записи изобрели сегодня? – Зачем нужно записывать слова с пропусками орфограмм слабых позиций? |
|
5. Домашнее задание.
С.42 упр. 31 – завершить работу. Рассказать родителям, как научились записывать слова, и для чего нужна такая необычная запись. |
|
Спасибо за урок!