Цели:
- формирование знаний о способах моделирования плечевых изделий;
- способствовать формированию умений по созданию моделей одежды;
- способствовать развитию творческих способностей, логического мышления, пространственного воображения.
Задачи:
- систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в 7-м классе о способах моделирования;
- научить моделировать по алгоритму;
- формировать навыки работы в моделировании изделий по эскизу.
Техническое оснащение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска (экран), презентация темы, таблица “Правила моделирования”, шаблоны основ плечевого изделия, карта с основами из цветного картона, проверочные карты по моделированию, учебный шаблон основ плечевого изделия, клей, ножницы, линейки, карандаши.
Подготовительная часть урока: выполнить презентацию темы на диске, подготовить шаблоны для моделирования.
Ход урока
I. Организационный момент
Отметка присутствующих. Проверка готовности к уроку (снабжение инструментами, раздаточным материалом).
II. Повторение пройденного материала
Учитель: Что называется моделированием? Какие виды моделирования вам известны? Почему первый этап моделирования называется художественным? Что должен учитывать художник-модельер при создании модели?
III. Изучение нового материала
– Тема нашего урока: “Моделирование плечевых изделий”. (См. Приложение 1)
Цели урока: познакомиться со способами моделирования, научиться создавать новые модели одежды по эскизам, развивать творческие способности, логическое мышление, пространственное воображение.
Основные приемы моделирования плечевых изделий:
- Перевод вытачек.
- Изменение положения основных конструктивных линий.
- Разведение частей детали одежды для изменения степени прилегания.
- Формирование нового кроя составлением частей конструктивных основ. Фотография для моделирования берется из журнала мод, а эскиз – это рисунок модели. Чтобы научиться правильно моделировать, нужно выполнять определенные правила.
Правила моделирования:
- Внимательно изучить эскиз модели.
- Нанести вспомогательные линии – середину переда, спинки, линии шеи, груди.
- Определить, на каких участках надо сделать изменения чертежа спинки и переда, для получения модели по эскизу.
- Нанести модельные изменения (вспомогательные линии) на чертеже спинки и переда основы.
- Выполнить моделирование (разрезать, раздвинуть, соединить).
- Проверить соответствие соединенных линий.
Моделирование мы будем выполнять методом шаблона.
Шаблон – это наша основа чертежа переда плечевого изделия, вырезанная из цветной бумаги.
Для начала мы воспользуемся первым приемом моделирования – переводом вытачек. На шаблоне показаны возможные линии новых вытачек: из проймы, из линии бока, из линии талии, из горловины. Мы имеем шаблон основы переда с вытачкой из линии плеча, так был построен наш чертеж. Чтобы перенести вытачку в любую часть переда, необходимо провести луч из конца нагрудной вытачки до нового месторасположения вытачки. Запомните! Луч должен точно выходить из центра вытачки. Это основное правило! Мы намечаем линию новой вытачки, разрезаем по этой линии и раздвигаем основу по разрезанной линии, соединяя плечевую вытачку. Таким образом получаем новую выкройку с вытачкой из линии проймы.
На модели № 1 вы сейчас попробуете выполнить эту операцию самостоятельно. Возьмите шаблон, внимательно изучите эскиз и выполните моделирование согласно нашим правилам.
Проверим, что у вас получилось. (1 – часть, 2 – часть)
Выполните следующую модель самостоятельно. Перенос вытачки в линию бока – модель № 2. Проверка работы по этапам.
Выполните перенос вытачки в линию талии –
модель № 3.
Проверка работы по этапам.
Выполните перенос вытачки в горловину –
модель № 4.
Проверка работы по этапам.
Выполните перенос вытачки в линию середины
переда – модель № 5.
Проверка работы по этапам.
Освоив первый прием моделирования – перевод вытачки, мы сможем перейти ко второму – изменение положения основных конструктивных линий. Этим приемом формируются кокетки, рельефы изделия.
Кокетка – это отрезная часть основы полочки
или спинки.
Рельефы – это разрезные части основы полочки или
спинки.
Как же формируется рельеф при помощи шаблона?
Необходимо нанести линию рельефа на основу точно через конец основной вытачки и продолжить линию вниз до необходимой длины. Рельеф может перейти в вытачку на линии талии, а может и продолжаться самостоятельно вниз, согласно модели.
Выполните формирование рельефа – модель № 6.
Формирование кокеток при помощи шаблона.
Сначала соединяют вытачку и намечают кокетку (проводят линию). По этой линии отрезают кокетку, склеивают ее, получив, таким образом, выкройку кокетки – первую часть основы. На второй части основы рядом с линиями основной вытачки проводят дополнительные линии, которые обязательно должны начинаться из одной точки – конца вытачки. По намеченным линиям разрезают и равномерно раздвигают. Полученная вторая часть основы переда, наклеивают на бумагу, получая новую выкройку. Раздвинутая часть основы при пошиве изделия будет собираться машинной строчкой, образовывая мягкие складочки из-под кокетки.
Выполните формирование кокетки – модель № 7.
Кокетки могут формироваться и за счет основной вытачки, изделие будет при этом без мягких складок. Основное правило – кокетка должна строго проходить через конец вытачки. Сначала соединяют вытачку и намечают линию кокетки, затем кокетку отрезают и соединяют в одну деталь, склеивая ее части. Вторая часть основы переда или спинки остается без изменения.
Выполните формирование фигурной кокетки – модель № 8.
Иногда модели могут иметь мягкие склады и без кокеток. Эти склады формируются за счет основной вытачки. Рядом с основной вытачкой намечают линии мягких складок, на одинаковом расстоянии от основных линий вытачки, при этом до определенной длины, а затем от этой горизонтальной линии отмечают лучи до конца основной вытачки. По намеченным линиям разрезают и раздвигают, получая новую выкройку основы переда, которую наклеивают на бумагу.
Выполните формирование мягких складок от линии плеча – модель № 9.
IV. Закрепление нового материала
У вас на столах лежат карты для проверки. На каждой карте в центре имеется основа с вариантами переноса вытачки, вокруг которой пустые квадраты. К картам прилагаются карточки с основами вариантов переноса вытачки. Вы должны разложить эти карточки по стрелкам, найдя соответствие луча и основы. Как только вы выполните работу, поднимите руку.
Переверните свои карточки с основами цветной стороной вверх. У вас должно получиться определенное сочетание цветов. Сравните его с контрольной карточкой. У кого не совпали цвета, поднимите руки, проверьте друг друга, затем сравните по контрольной карточке проверки.
На экране представлена схема моделей. Вы должна назвать способы получения данных моделей (схема “Модели”). Проверим себя! На схеме поочередно открываются модели.
V. Подведение итогов
– Что называют моделированием?
– С какими приемами моделирования вы сегодня
познакомились?
– Почему при моделировании необходимо делить
эскиз пополам?
– Для чего при переносе вытачек нужно
обязательно начинать от центра основной вытачки?
Оценка работы учащихся, выставление отметок.
Замечания по уроку.